Урок по окружающему миру Грибная пора


ГРИБНАЯ ПОРА
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с царством грибов, формирования представления о грибах как живых организмах; развития умения выделять группы съедобных и несъедобных грибов, навыков правильного поведения в природе, творческого воображения, логического мышления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать понятия живая природа, неживая природа; описывать (характеризовать) отдельных представителей царства грибов, сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам.
Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.
Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы.
Оборудование: таблица «Грибы. Строение гриба», иллюстрации с изображением грибов, таблички со словами «съедобные», «ядовитые».
Ход урока
I. Введение в тему урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Ранее мы с вами узнали и научились определять объекты природы и не природы. Знаем, что природа – это живые и неживые объекты. К живой природе относятся растения и животные.
2. Целеполагание.
– А сегодня я предлагаю вам поговорить ещё об одном объекте. Отгадайте загадку:
Стоит лепёшка на одной ножке,
Кто мимо пройдёт, всяк поклонится.
(Гриб.)
– Верно, сегодня мы поговорим с вами о грибах.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с понятием «гриб».
– Что вы знаете о грибах?
Ребята делятся своими знаниями, возможно, и некоторым опытом.
– К какой группе живых организмов можно отнести грибы?
Предположения учащихся.
Рассказ учителя - при слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, жёлтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-зелёные рыжики. Но это лишь часть огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна.
Есть грибы-невидимки. Их можно так назвать, потому что они не видны невооружённым глазом, то есть без специальных приборов. Такие грибы широко используют в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб, который содержится в плесени и называется пенициллин.
Из огромного грибного мира в пищу употребляют главным образом шляпочные грибы, надземная часть которых – плодовое тело – обычно состоит из шляпки и ножки.
Подведём первые итоги. Что вы узнали нового? (Грибы – особый вид живых организмов. Грибы есть всюду. Шляпочные грибы имеют плодовое тело.)
2. Знакомство с царством грибов. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова «Грибы».
«Люблю грибы собирать! Под берёзами – подберёзовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… бурый боровик.
Вдоль ручья – осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.
Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведёт, неизвестно.
Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – жёлтые граммофончики, то опёнки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки».
– Перечислите, о каких грибах шла речь в рассказе.
– Почему они получили такое название? С чем сравнивают грибы?
3. Изучение строения гриба(см.Приложение).
Работа с демонстрационной таблицей «Грибы. Строение гриба».
– Найдите части гриба – грибницу, ножку, шляпку – и покажите их.
Физкультминутка
– Слышали вы когда-нибудь такое название: «третья охота»? Так вот, так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам тоже предлагаю сейчас заняться импровизированной грибной охотой.
ГРИБНАЯ ОХОТА
Ваня шёл, шёл, шёл – подберёзовик нашёл.
Дима шёл, шёл, шёл – и лисичку нашёл.
Оля шла, шла, шла – сыроежку нашла.
Шагают на месте, наклоняются, чтобы «взять гриб». Текст можно повторить или, при желании, придумать свой.
4. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с. 22).
– Рассмотрите календарь. Какие грибы здесь представлены? В какое время их собирают?
– Какие грибы вы встречали в наших лесах?
Ответ детей дополняется информацией от учителя.
– Какое самое главное правило сбора грибов? (Собирай только те грибы. Которые тебе хорошо известны.)
Верно, собирать нужно только хорошо известные съедобные грибы.
– Существуют ещё ядовитые грибы, например мухоморы.
– Запомните ядовитые грибы.
III. Закрепление пройденного.
1. Игра «Самый лучший грибник».
– Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, и прикрепите его изображение к соответствующей табличке.
СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик.)
Под высокою сосною,
Где трухлявый пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первым найден… (боровик). Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежки).
Растут на опушке
Рыжие подружки.
Их зовут… (волнушки).
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички.
Осень в лес приносят летом
Золотистые… (лисички).
НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки.
(Мухомор.) Их обходим стороной –
Нам не надо ни одной!
Сами лезут на полянки
Эти бледные … (поганки).
– Как думаете, а что ещё важно помнить, собирая грибы? (Главное – это бережное отношение к природе.) Вы совершенно правы. Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или срывать, осторожно покачивая из стороны в сторону или по кругу, главное – не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе.
2. Рабочая тетрадь (с. 12).
IV. Итог урока.
– Расскажите, что нового вы открыли для себя сегодня на уроке? Что показалось наиболее интересным? О чём бы вам хотелось рассказать дома, чем поделиться?
Домашнее задание: принести фотографии или рисунки с изображением членов своей семьи.
Приложение