Урок по окружающему миру Осенние явления в жизни животных


Конспект урока по окружающему миру.
УМК: Гармония
Класс: 3 «Г»
Учитель: Жукова И.А.
Тема: Осенние явления в жизни животных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о осенних явлениях в жизни животных.Задачи формирования УУД.
Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; формировать осознанность себя как гражданина своего Отечества.
Регулятивные: содействовать формированию постановки учебно-сознательной задачи и сохранения её до конца учебной деятельности;
Познавательные: способствовать осуществлению поиска информации, необходимой для решения учебной задачи из материалов учебника, собственных наблюдений объектов культуры личного опыта.
Коммуникативные: формировать речевое высказывание в устной и письменной форме; обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Знать: понятия «музей», экспонат музея, исторический, краеведческий, палеонтологический, политехнический, под открытым небом; какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся; о чём можно узнать в музеях; чем важна профессия археолог;Уметь: различать виды музеев; целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, ТПО, тетрадь для тестовых заданий, презентация.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный момент 1 мин -Здравствуйте, ребята, садитесь, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Ирина Александровна.
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Подарите свою улыбку друг другу и мне. Я вижу, что настроение у вас хорошее, итак за работу. Приветствуют учителя и прослушивают стихотворение.
II.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание. 5 мин -Посмотрите видеоролик, о чём он?
-А в какое время года они готовятся к зиме?
-Правильно, а как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
-Тема нашего сегодняшнего урока: Осенние явления в жизни животных.
-Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? О животных, которые готовятся к зиме.
Осенью.
Жизнь животных осенью и т.д.
Узнать, как разные животные живут осенью и готовятся к зиме и т.д.
III.Актуализация знаний 1 мин -Какие группы животных вы знаете? -Какое защитное покрытие имеют тела животных?
Насекомые, рыбы, птицы, звери. Насекомые – нет покрытия; рыбы – тело покрыто чешуей; птицы – тело покрыто перьями; звери – тело покрыто шерстью.IV. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока. 15 мин -Каким животным труднее перенести осеннее похолодание? -Что с ними происходит осенью?
-Для того, чтобы узнать, что происходит с насекомыми давайте прочитаем текст в учебнике на станице 57. -Что же произошло с насекомыми?
-Почему это произошло?
-А теперь давайте прочитаем рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Муха и пчёлки». -Что нового вы узнали из рассказа?
-Почему многие насекомые погибают осенью?
- Какие насекомые и где укрываются на зиму?
-Какие насекомые запасают на зиму пищу?
-Как готовятся к зиме муравьи?
-Откройте ТПО на странице 14, посмотрите на задание № 8. Что требуется по заданию?
-Назовите одним словом, кто изображён на рисунках и запишите в предложенную строчку.
-Над разгадыванием кроссворда предлагаю вам поработать в паре.
-Прочитайте стихотворение на странице 58, о каком явлении в жизни птиц в нём говорится?
-Как вы думаете, почему и куда улетают птицы?
-Внимательно прочитайте текст на странице 58-59, после прочтения я буду задавать вопросы.
-Как называют птиц, которые первыми улетают на юг?
-А какие птицы последними покидают родной край?
-Как называют птиц, которые улетают зимовать в тёплые края?
-А те птицы, которые прилетают зимовать в наши края?
- А как же тогда называют птиц, которые не улетают в тёплые края?
Некоторые лесные птицы (воробьи, синицы, вороны) приучились на зиму не улетать далеко, а перебираться южнее или поближе к жилью человека, где они находят и тепло, и пищу.
-А теперь, чтобы нам закрепить наши знания поработаем в ТПО над заданием №9.Что нужно сделать в задании?
-Сделайте это задание самостоятельно.
-К какому виду птиц вы отнесли: синицу, воробья, лебедя, журавля, трясогузку, сороку?
-Понаблюдайте, как собираются птицы в стаи, как кружат они вместе в небе, готовясь к перелётам.
-Не случайно крупные птицы, которым лететь труднее, чем мелким, выстраиваются при перелётах в цепочку или в клин. Оказывается, одна из птиц (по очереди) становится впереди всех, во главе клина, где труднее преодолевать сопротивление воздуха, а потом перемещается в самый хвост стаи для отдыха (там, за всеми птицами, лететь легче). Не все перелётные птицы летят осенью в дальние южные края. Некоторые прилетают в наши края с севера и зимуют здесь. Это кочующие птицы. Весной они улетят от нас обратно на север.
-Прочитайте текст на странице 60.
-У каких животных и зачем осенью линяет шерсть?
-Какие животные запасают на зиму пищу?
-Какие животные усиленно питаются осенью?
-У какого животного детёнышей называют листопадничками?
Детеныши родятся в листопад у зайцев-беляков. Они так и называются "листопаднички". Вообще зайцы-беляки в европейской части нашей сраны приносят зайчат три раза в год: в марте появляются "настовички", в июне, когда колосятся рожь и гречиха, появляются "колосовички" и "гречишнички", а последние, в августе, сентябре - "листопаднички". Насекомым.
Погибают, засыпают и т.д.
Они собрались в старых пнях и других укромны местах, под землёй. К зиме они погибают или цепенеют (застывают) до весны. -Потому что всё меньше тепла, света и корма.
Рассказ Ушинского описывает интересное явление: осенью насекомых может «разбудить» тепло в редкие уже солнечные деньки.
Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветков, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветки не цветут.
Насекомые – животные холоднокровные. При снижении температуры воздуха (и почвы) они теряют свою подвижность и цепенеют (застывают) до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки).
Жуки, чтобы пережить холода, зарываются глубже в землю. Пчёлы в ульях питаются всю зиму накопленным за лето мёдом. Постоянно двигаясь, они согревают друг друга своим теплом.
Зимуют муравьи в тех же муравейниках, в которых обитают все остальное время. Все муравьи делают запасы на зиму. Как правило, запасы в основном состоят из растительных продуктов — семян растений, почек, цветов, мягких зеленых стеблей.
Записать обобщающее слово и разгадать кроссворд.
Разгадывают кроссворд в паре:
1 – божья коровка, 2 – комар, 3 – бабочка, 4 – жук, 5 – кузнечик, 6 – муха, 7 – стрекоза, 8 – муравей, 9 –
Потому что холодно и нет пропитания, на юг, в южные страны.
Насекомоядные
Водоплавающие
Перелётные
Кочующие
ОсёдлыеСоединить линиями понятия и их значения и отметить цветом перелётных и осёдлых птиц.
Осенью линяет шерсть (после линьки она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков);
Осенью готовят себе тёплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, лягушки, змеи, ящерицы);
Усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит зимняя спячка.
У зайцев-беляков.
V. Физминутка1 мин Солнце спит и небо спит Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.) Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.) Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.) Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.) Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.) Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.) И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.) Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.) Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.) Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.) Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.) Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)  Учащиеся выполняют упражнения вместе с учителем.
VI.Первичное закрепление. 5 мин Посмотрите условие к заданию № 10
-Чем отличается лошадь от других животных, изображённых на рисунках?
-Переверните страницу, выполните задание № 11 в паре с соседом по парте, в этом задании нужно вставить в текст сказки предложенные слова.
Надо объединить пары рисунков: хозяйка – банки с соленьями, пчела – соты с мёдом, конь – повозка с сеном, хомячок – спелые колоски. Лошадь не сама заготавливает себе корм, о ней заботится человек, но она помогает ему привезти сено с луга.
Ученики вставляют пропущенные слова, знакомясь с тем, как они собираются перезимовать.
Порядок слов следующий: белки, лисицы, зайцы; ежи, летучие мыши; перелётные; дрозды; дятлы. VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 10 мин -А теперь предлагаю вам выполнить тестовую работу № 3 по вариантам.
1 вариант-страница 35, а 2 вариант- страница 37.
-Контроль осуществляют взаимно. Учащиеся выполняют тестовую работу.
VIII.Домашнее задание 1 мин -Сделать другой вариант тестовой работы. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
IX.Рефлексия деятельности 5 мин -Как звучала наша тема урока?
-Какие задачи вы ставили перед собой на уроке? Решили ли вы их?
-Выберите фразу из предложенных и продолжите её:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
у меня получилось …
я смог…
урок дал мне для жизни… Осенние явления в жизни животных.
Узнать, как разные животные живут осенью и готовятся к зиме и т.д.
Учащиеся выбирают предложенную фразу и продолжают её.