Урок по окружающему миру на тему Что такое хвоинки (1класс)

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
"Что такое хвоинки?"
Тип урока: урок введения в новые знания
Цели и задачи урока:
познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Предметные результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев).
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чётко на вопросы отвечать.
-Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!
II. Актуализация знаний.
а) – На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?)
– Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.)
- Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом.)
- Посмотрим, как хорошо вы всё запомнили. Назовите деревья. Слайд 2

III. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки.
Слайд 3
Что же это за девица Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Ель.)
Слайд 4
У меня длинней иголки, чем у елки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках?(Хвоя.) Откройте учебник на с.30 и прочитайте тему нашего урока. Слайд5
- Определите цели нашего урока. (Узнаем какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными. Научимся сравнивать ель и сосну, описывать их по плану)
Вопрос нашего урока – что такое хвоинки?
IV. Открытие новых знаний.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели. Слайд 6
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Слайд 7
У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называют хвоинками, а сами деревья –хвойными.
Слайд 8
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
Слайд 9
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
V. Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок– скок– скок! Да на беленький снежок. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка,  Головою три кивка.
VI. Практическая работа.
– Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 общий вид сосны и ели. У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.
Сравните расположение веток у этих деревьев.
–Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили.
Слайд 10. И так как отличить сосну от ели.
VII. Физкультминутка для глаз Слайд 11
– Я подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Слайд 12
Вы видите одно и тоже дерево в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным?
Как расположены хвоинки? Слайд 13
Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но, в отличие от елки, Опадают те иголки.


VIII. Рефлексия учебной деятельности.
– С какими деревьями мы познакомились?
-На какие две большие группы можно разделить все деревья?
-Чем они различаются? Что такое хвоинки?
-Как различить ель и сосну?
-Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?
-Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Заслушивают 2–3 описания.



Дополнительный материал.
Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.
Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.
Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1114»
(ГБОУ Школа № 1114)




Открытый урок по окружающему миру
В 1 «Б» классе по теме
«Что такое хвоинки».






Учитель начальных классов:
Желенкова Марина Валентиновна

Москва 2014г

Заголовок 115