Рекомендации по развитию ассоциативной памяти у детей дошкольного возраста Ассоциативная память


Ассоциативная память (рекомендации по развитию ассоциативной памяти в дошкольном возрасте)
Проблема памяти очень актуальна, не только у взрослого человека, но и в детском возрасте. Т. Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются следующие моменты:
недостаточная концентрация внимания
несоблюдение основных законов памяти
сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация
cлаборазвитая природная память
 Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать   нужный ключ к нужной двери. И здесь на помощь может прийти мнемоника. Мнемоника - это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление
человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Виды ассоциаций:
Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
Дополнение: зубная паста и зубная щетка.
В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, существуют разные виды ассоциаций: тематические (например, «Фрукты»),
где объекты связаны единой тематикой;
фонетические, где есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь)
словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).
Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него. Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков). С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками. Несмотря на то, что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее. Придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники - одно из условий лучшего запоминания. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать так, чтобы между зрительным образом ( предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи. В своей работе с детьми я использую следующие мнемонические приемы:
- ассоциации – установление связей по сходству ( овощи; фрукты),
-смежности (предметы, объединенные общей темой, например, все фрукты), -противоположности ( все красные - зеленые, все сладкие- кислые),
-выделение опорных пунктов «зацепок» ( напр., круглая форма).
Можно использовать приемы группировки, классификации, разбиения картинок на ряды, столбцы. Находят применение метод парных ассоциативных связей, рифмовки, загадки, короткие стишки, в том числе и придуманные детьми. При разработке рекомендаций по развитию ассоциативной зрительной памяти детей учитывала, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов, а также особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей)
Основной принцип работы -  принцип индивидуального подхода.
Второй важный принцип – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционно-развивающих занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным.
В ходе реализации процесса  коррекции ассоциативной зрительной памяти важно учитывать следующие положения:
1. Начинать  проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.
2. Излагаемый материал должен стимулировать не только  память,  а также  развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление.  Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.
3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при  развитии  мнемической деятельности  путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.
5.Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.
6.Направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.
7. Этапы коррекции предполагают  изложение материала от «простого к сложному».
Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.
При коррекции узнавания, алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных
или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» посредине резко отличающихся от них, потом — посредине похожих. На следующем этапе использовала демонстрационную таблицу с изображением предметов. Предлагала запомнить их, затем нарисовать по памяти эти предметы в любом порядке.
Демонстрационные таблицы могут быть тематическими, например: «Овощи», «Фрукты»
- могут быть заполнены предметами, не связанными между собой, например: домик, сумка, банан, кресло, зонт, батон.Объясняю ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить картинки, можно использовать такой прием: придумать историю про эти картинки. Например: «Мама пошла в магазин»
Первоначально психолог сам рассказывает эту историю, демонстрируя каждую картинку показом:
-мама пошла в магазин ,
-взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь ( показать на сумку и зонт),
-купила в магазине молоко, яблоко и вишню ( показать соответствующие картинки),
-потом отправилась домой ( показать на домик),
-пришла домой, устала мама, замерзла, села в кресло – отдохнуть (показать кресло) и погреется (показать на батарею)
Еще один вариант истории: Мама варила суп
Тему предлагает психолог, дети сами, сообща, придумывают историю. Коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.
В последующем, дети сами придумывают и тему истории, и саму историю.
(примеры демонстрационных таблиц)
Вывод: использование на коррекционно-развивающих занятиях эффективных способов ассоциативного запоминания позволяет улучшить качество знаний, добиться стопроцентного запоминания предлагаемого материала, развивать познавательные интересы
Литература:
1.Арден Д.Б. Развитие памяти для «чайников». : Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006
2. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
3.Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 с 328
4.Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975. (Память: 42- 103.)  5.Эльконин,  Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1962 С. 410.
Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 50 Белоус А.И.
город Кемерово. 2017г.