Методическая разработка по технологии на тему «Мультимедийные технологии в процессе формирования информационной компетентности учащихся»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Ленинградская область г.Тихвин
Методическая разработка
тема «Мультимедийные технологии в процессе формирования информационной компетентности учащихся»
выполнила: учитель технологии
Сиран И.И.
2014г.
Содержание
стр1. Выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы_____________2
2. Индивидуальная образовательная траектория учителя________________________3
3. Теоретическое исследование проблемы____________________________________4
4. Практическая отработка полученных теоретических знаний___________________8
5. Подведение итогов работы над темой_____________________________________15
6 Литература, интернет – ресурсы_________________________________________ 18
Выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы
Учитывая ведущие направления современного образования, уровень учебно-воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние материально-технической базы, а также специфику работы школы, в 2013 году нашей школой была определена следующая приоритетная проблема: «Создание комфортной образовательной среды для полноценного духовно-нравственного становления и развития личности с учётом индивидуальных интересов и способностей» и выбрана методическая тема: «Рост профессионального мастерства учителя через овладение современными педтехнологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения».
Образовательная область «Технология» помогает решать задачи по подготовке молодежи к деятельному участию в общественном производстве, помогает освоить основы технологической культуры, способствует самореализации и гражданскому становлению учащихся. Технологическая культура учащихся - культура преобразующей деятельности - содержит ряд составляющих, учитывающих, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя. Частью технологической культуры является информационная культура: знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Модернизация форм обучения происходит за счет внедрения современных технологий и качественных электронных и цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
Поэтому, для работы над своей проблемной темой, я выбрала применение мультимедийных технологий в процессе формирования информационной компетентности учащихся. И поставила перед собой задачи:  1) ввести в обучение учащихся элементы информационных технологий, 2) помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни - навыки ИКТ компетентности.
Индивидуальная образовательная траектория учителя
Предполагаемые результаты работы над проблемной темой:
• повышение положительной мотивации к предмету «технология», качество знаний учащихся;
• развитие у учащихся творческих способностей, навыков исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
• формирование у школьников умения работать с информацией,
Источники самообразования:
телепередачи;
периодические издания, методическая и педагогическая  литература по теме самообразования;
информация по теме самообразования в Интернете;
 заседания МО;
 открытые уроки;
общение с коллегами в школе, районе и в Интернете.
Результат самообразования:
Повышение качества преподавания предметов.
Наличие методической копилки.
Повышение качества знаний и уровня воспитанности учащихся.
Обобщение опыта.
Планирование работы над методической темой:
1. планово-аналитический этап:
выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы,
план работы над методической темой (индивидуальная образовательная траектория учителя)
2. теоретическое исследование проблемы:
изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта.
работа с методической литературой,
работа с Интернет-ресурсами,
3. практическая работа по теме:
практическая отработка полученных теоретических знаний.
разработка технологий, форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д. 4. подведение итогов работы над темой, систематизация, обобщение и представление
опыта
Основные направления моей работы:
Создание презентаций,
Проектная работа,
Создание методической копилки,
Контроль знаний,
Работа с готовыми ЦОР,
Практическая работа на ПК
Через  электронную почту поддержание  контакта с коллегами и организация участия учащихся в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Продолжение работы по обновлению своего сайта на http://nsportal.ru/user .
Диссимиляция своего опыта на различных сайтах.
Теоретическое исследование проблемы
Первоначальным объектом изучения темы «Мультимедийные технологии в процессе формирования информационной компетентности учащихся» стали средства мультимедиа.
Мультимедиа - это:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию. Мультимедиа позволяет готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, проекты, исследования, рефераты, доклады,небольшие сообщения, буклеты, презентации, электронные учебники.Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведениюдокументации учителя (списки, планирование, конспекты занятий).Использование, например, мультимедийных уроков-презентаций,выполненных, как правило, в программе Power Point, позволяет находитьболее интересные формы и методы преподавания уроков по технологии.Планируя такой (мультимедийный) урок необходимо разработатьпоследовательность технологических операций, формы и способы подачиинформации на большой экран.
Немаловажным в проведении урока является и организация обратной связи с учащимися.Поурочное планирование предмета подразумевает в каждом классе:
- подготовку презентации- мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией- подготовка тестов обучающего и контролирующего характера, которыепозволяют оперативно определить уровень восприятия и пониманияизучаемого материала с использованием ИКТ. Ребятам становится интересно проверить, что же они смогли освоить на уроке, а что осталось для них «загадкой», которую предстоит решать. Это своеобразная рефлексия урока. Различные формы изложения (электронного) учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качественного уровнязнаний.На уроке с использованием современных технологий как: Интернет,презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильмов, учебноеэлектронное пособие – снимаются многие негативные моменты это: минимумбумаг, минимум хождений по классу, четкость и наглядность хода урока.Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдахпрезентации, что способствует лучшему представлению учебного материала.Использование компьютерных технологий позволило вовлечь детей вактивную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимымизнаниями.Компьютер на уроках используется как: 1. средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; 2. средство информационной поддержки учебного процесса; 3. дополнительный источник информации; 4. средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения, научно-исследовательские работы и проекты, дистанционное обучение.
Использование ИКТ на уроках технологии даёт возможность:
Визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
Осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
Использование ИКТ на уроках технологии даёт возможность:
Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
Осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
Развивать межпредметную связь с информатикой
Дидактическое задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
1. Для более глубокого восприятия учебного материала;
2. В проектной деятельности;
3. В презентационной деятельности;
4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
5. При работе в локальной и глобальной сети.
Уроки с использованием мультимедийных технологий кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
- получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
- овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
Так, например, нравятся учащимся презентации, включенные в программе Power Point. Они содержат текстовую информацию, рисунки, но, по сравнению с учебником, более яркие, красочные, в них используются различные спецэффекты, что тоже очень нравится ребятам, способствуют развитию интереса к учебе. Работа с презентацией по силам даже ребенку, не умеющему работать на компьютере.
Одно из приоритетных средств развития воспитательного потенциала, интеллекта и творчества личности - метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. С использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов может быть реализован дифференцированный подход к обучению. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. Уверенное владение компьютером позволяет ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Практическая отработка полученных теоретических знаний
Результатом 1этапа работы над темой стало:
Накопление теоретического материала передового и инновационного педагогического опыта.
Представление промежуточных результатов работы на заседаниях ШМО
В своей работе я использую презентации, которые создаю сама для конкретного урока, например, при изучении кулинарии («Каши», 6 класс), при конструировании и моделировании изделий («Моделирование передника», 5 класс) и др., а также презентации, разработанные учителями технологии на сайтах по обмену опытом, и презентации – творческие работы моих учеников. Так ученицы 8 класса выполняли коллективную творческую работу по информационным технологиям. Они разработали презентации по кулинарии на тему «Продукты для приготовления изделия из теста» Сачаво Анна, «Масленица. Приготовление блинов» Алексеева Настя, «Праздник Пасха» Игнатьева Катя, «Этикет» Антонова Настя, которые в дальнейшем будут применяться на уроках по технологии.
Мною разработаны презентации к урокам и внеурочной деятельности:
Бабушкин квадрат
Вепсская кукла
Творчество и изобретательство
Интерьер жилого дома
Жаворонки
Разработка пригласительного билета
Волокна и ткани животного происхождения и др.
На уроках технологии использую технологические и инструктивные карты по изготовлению того или иного изделия. Нужно чтобы девочки не только работали по таким картам, но и сами могли их составлять, т.к. при этом развивается мышление. Таблицы ученицы учатся строить и заполнять на компьютере в программе Word. Также ученицы в урочное и внеурочное время оформляют с помощью компьютера пояснительные записки к творческому проекту. В 5 классе ограничиваются титульным листом, а в 7-8 классе пояснительную записку выполняют в компьютерном варианте.
В изучении модулей «Вязание», «Кулинария», «Вышивка» использую на уроках CD-диски: «Вязание крючком. Уроки рукоделия», «Вязание спицами. Уроки рукоделия», «Азбука этикета», «Вышивка крестом», «Энциклопедия Вкусной и здоровой пищи». При проведении внеурочной деятельности CD-диск «Войлоковаляние. Мастер класс И.Изотовой», а также вставляю в обучающий процесс видео – ролики по изготовлению изделий, демонстрации приёмов работы.
В связи с тем, что в школьной медиатеке недостаточное количество мультимедиадисков, а имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность и не вписываются в канву конкретного урока, как правило, на уроке, я практикую свои выступления или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов). Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете….?), анализировать получаемую информацию (многообразие видов …..), сравнивать (чем отличаются ……..), обобщать, делать. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Презентации я использую как при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала так и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). С целью контроля знаний я использую различные тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).  При подготовке мультимедийных презентаций я использую возможности Интернета:
сайты: http://nsportal.ru, http://www.osinka.ru, http://wikipedia.org, , http://nsportal.ru, , http://www.livemaster.ru, http://www.infourok.com, https://vk.com/best.knitting, https://my.1september.ru/ и др.
современные мультимедийные энциклопедии - «9 уроков вязания» subscribe.ru «Женское рукоделие encework.liferus.ru «Энциклопедия этикета», fb2.booksgid.com и т.дэлектронные журналы ИД «1 сентября».
Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. В этом методе привлекает возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся, а также информационной компетентности. Учебный проект дает возможность собрать, проанализировать информацию, связанную с изготовлением подобных изделий, разработать изделие по собственному замыслу. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера. Например, предлагаю детям проблемную ситуацию, указываю, где можно найти ответ, задаю наводящие вопросы; учащиеся, прочитав текст, разрешают ситуацию.
С 5 класса на уроках технологии учу применять современную компьютерную технику. Это позволяет разнообразить изучение нового материала, усовершенствовать процесс создания схем для лоскутной мозаики, выполнение рисунков для аппликации и т.д. Ребята с удовольствием включаются в работу. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация на компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet. Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся. Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется пояснительная записка, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.) При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки.
Мною разработано и проведено несколько уроков с использованием ИКТ в 5-8 классах по темам «Моделирование передника», «Натуральные ткани из волокон животного происхождения», Интегрированный урок «Владимирские верхошвы. Составление композиции и перевод рисунка» (технология + информатика + изобразительное искусство). При подготовке и проведении уроков я учитывала целесообразность применения информационных средств, так как применение компьютерных технологий на уроке, как известно, предполагает тщательную подготовку и продумывание каждого элемента урока, как с точки зрения дидактики, так и со стороны личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся. Общей целью моей урочной и внеурочной деятельности было формирование навыков информационной компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов моей работы я определяла, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач на уроках, в проектной и творческой деятельности. К таким навыкам отнесла следующие:
№ Навык Содержание
1 Навыки идентификации Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде
Идентификация терминов, понятий
Обоснование сделанного запроса
2 Навыки поиска информации Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)
Формирование стратегии поиска
3 Навыки управления Создание схемы классификации для структурирования информации
Использование предложенных схем классификации для структурирования информации
4 Навыки интеграции Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников
Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию
Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию
5 Навыки оценки Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью
Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям
6 Навыки создания Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой
Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы
Умение обосновать свои выводы
Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации
Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов
7 Навыки передачи Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)
Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)
Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу.
Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения
Навыки в ИКТ-компетентности у учащихся 7 класса
№ Фамилия, имя учащихся Навыки ИКТ-компетентности1 2 3 4 5 6 7
1 Алексеева Настя + + + + + + -
2 Антонова Настя + + - + + + +
3 Батищева Даша - + - - - - +
4 Богатырёва Оля - + - - - + -
5 Вишнякова Даша + - - - + + +
6 Еремеева Даша - - - - - - -
7 Игнатьева Катя + + - - - + +
8 Карасёва Алина - + - - - - -
9 Медведева Катя + + - - - - -
10 Сачаво Аня + + + + + + +
60 80 20 30 40 50 50
Навыки в ИКТ-компетентности у учащихся 8 класса
№ Фамилия, имя учащихся Навыки ИКТ-компетентности1 2 3 4 5 6 7
1 Алексеева Настя + + + + + + +
2 Антонова Настя + + + + + + +
3 Батищева Даша + + - + - + +
4 Богатырёва Оля + + - - - - +
5 Вишнякова Даша + + - + - + +
6 Еремеева Даша - - - - - - -
7 Игнатьева Катя + + - - + + +
8 Карасёва Алина - - - - - - -
9 Медведева Катя + - - - - - -
10 Сачаво Аня + + + + + + +
80 70 30 50 40 60 70
Результаты показали, что лучше всего школьники владеют следующими навыками: идентификации, поиска, создания и передачи информации, хуже всего навыками управления, интеграции и оценки информации. Это говорит о том, что при составлении уроков учителю необходимо обратить внимание на формирование этих навыков.
Процентное содержание определенного навыка по классам
Класс Навыки в ИКТ-компетентности, %
1 2 3 4 5 6 7
7 60 80 20 30 40 50 50
8 80 70 30 50 40 60 70
Таким образом, сравнив успешность развития того или иного навыка в зависимости от класса, я пришла к следующим выводам:
Лучшие показатели учащиеся имеют в развитии навыков идентификации, поиска информации, создания и передачи, хуже всего школьники владеют навыками управления, интеграции и оценки информации.
Учащиеся 7 класса более активны и показали более высокие результаты по овладению навыками поиска информации по сравнению с 8-классниками. Это связано с индивидуальными возрастными особенностями и личными качествами класса. По свидетельству многих учителей, девочки данного возраста отличаются познавательной инертностью, они в большей степени отвлечены личными переживаниями в ущерб учебе. Поэтому при выборе приемов и методов активизации познавательной деятельности, в том числе, связанной с информационными и коммуникационными средствами, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей конкретного класса.
Подведение итогов работы над темой
К результативности моей деятельности по использованию мультимедийных технологий в процессе формирования информационной компетентности учащихся я отношу:
•положительную мотивацию на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
•обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
•умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
•возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Вывод: Использование мультимедийных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к технологии, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по предмету.
Цель работы реализована, в процессе работы был изучен как практический, так и теоретический материал.
На уроках в обучающей деятельности я успешно использую ИК-технологии:
1. Ресурсы сети Интернет как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Имею свой персональный мини-сайт в соц. сети работников образования http://nsportal.ru/, обмениваюсь методическими материалами с другими педагогами
2. Для подготовки к урокам с помощью различных компьютерных программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам.
Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках, а также во внеурочной деятельности.
3. Компьютерное тестирование.
4. Использование компьютерных технологий в проектной деятельности.
5. Использование документ - камеры
6. Ведение электронного журнала и электронных дневников для учащихся через единую, общеобразовательную школьную социальную сеть «Дневник.ру»
В соответствии с Положением о выявлении, изучении, обобщении, продвижении и распространении передового и инновационного опыта в сфере образования я поделилась опытом работы по теме с учителями гимназии и района, выступив на МО учителей гимназии по теме «Мультимедийные технологии в процессе формирования информационной компетентности учащихся», на педагогическом совете гимназии по теме: «Интерактивные технологии на уроке в условиях реализации ФГОС», провела несколько уроков с использованием ИКТ в 5-8 классах, приняла участие во II – ой районной конференции «Путь к успеху», представила копилку методических материалов на сайте учителя в социальном проекте «Инфоурок.Ру» и социальной сети работников образования nsportal.ru.
Информационная поддержка образовательного процесса способствует активному развитию интеллекта личности, ее творческого потенциала. Выявлена роль мультимедийных технологий в формировании информационной компетентности учащихся. На мой взгляд, использование мультимедийных технологий на уроках технологии, позволяет:
• повышать положительную мотивацию к предмету «технология, качество знаний учащихся;
• развивать у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
• расширять возможности предъявления учебной информации;
• формировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
• активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
• приобщать школьников к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем;
• эффективно организовывать групповую и самостоятельную работу на уроке;
• совершенствовать практические умения и навыки учащихся;
• индивидуализировать процесс обучения;
• активизировать познавательную деятельность учащихся
• развивать творческий потенциал учащихся.
Вывод в результате изучения этой проблемы:
В процессе обучения по предмету «Технология» у учителей достаточно средств, которые способствуют повышению воспитательного уровня ученика. В понятие входит формирование интеллекта и творческого потенциала, современные средства способствующие развитию (информационные и коммуникационные технологии, ориентированно личностный подход) и т.д.
Реализация напрямую зависит от учебно-технической оснащенности образовательного процесса, уровня педагогического мастерства учителя «Технологии».
Система учебно-воспитательной деятельности современной школы должна соответствовать актуальным потребностям личности, общества, государства. В этих условиях особое значение приобретает научный поиск, способствующий выявлению воспитательного потенциала трудового обучения. В процессе работы возникли новые вопросы по данной проблеме, которые станут предметом моего дальнейшего изучения в качестве методической темы.Список литературы
1. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. ifap/library/book360.pdf .
2. Думенко Т.Г учитель технологии. Информационные технологии при изучении образовательной области "Технология". pedsovet/
3. Карпушина Т. А., учитель технологии. Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология" september/authors/100-390-240/
4. Петрова Т. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ festival.1september/authors/101-297-047/
5. Юганова Н.А., Тамарова З.Б.,Котельникова. Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
6. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский – Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2008. – 72
Интернет – ресурсы
1.. http://kolpino170.ru/user-files/rekom_k_metodteme.pdf
2. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
3. http://festival.1september.ru/