Поурочный конспект по математике в 4 классе на тему Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа


Урок математики в 4 «А» классе
Тема: Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа.
Цели: Закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа.
Формировать вычислительные навыки.
Закрепить умения решать задачи изученных видов.
Воспитывать любовь к родному краю.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Развивать внимание, память, мышление, смекалку.
Оборудование: Компьютер, карточки, снежинки.
Ход урока
I. Организационный момент.Поздоровайтесь с гостями.
Учитель: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
Думать, слушать и решать.
II. Сообщение темы.
Слайд№1- Сегодня на уроке повторим: Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа.
Но урок сегодня особенный. К нам пришли к нам необычные гости. Узнаете, если разгадаете загадку:

Их не растили, их из снега слепили,
Вместо носа морковки поставили.
Глаза – угольки, ручки – сучки,
Это весёлые, смешные …Кто? (снеговички).
Слайд№2 «Весёлые снеговики», анимация).- В гостях у нас Весёлые Снеговики. Вместе с ними мы отправимся в небольшую экспедицию в зимнюю природу по нашему родному любимому краю. Но нас ожидают в пути препятствия, сложные задания, которые мы должны решить.
Но я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении. Значит, вы готовы преодолевать трудности, выполнять сложные задания, исследовать неразгаданные тайны, узнавать новое, ещё неизвестное.

Слайд№3 «Девиз»
И чтобы легче было нам в пути, нужен девиз.
Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,
Все пути нам, ребята, открыты.
Побываем в лесу, мы пройдём у реки,
Мы – исследователи, мы – следопыты.
Итак, в путь. Удачи всем.
III. Устный счет - Начало экспедиции.
Слайд №4«Двор школы».
- На улице хорошая погода. Светит солнце, приглашает нас на прогулку. В его лучах искрится, сверкает снег.
Слайд №5«Снежная туча».
- Посмотрите на небо. Приближается снежная туча. Но из них вместо снежинок падают математические выражения.

1) Вот и первое испытание. (Найти значения выражений)
250 х 4 = 5600: 7 =
4342 х 2 = 126: 6 =
2648: 2 = 172: 4 =
4200: 7 + 30 х 2 =
8100: 10: 9 - 1 =
4248:6 х 2 =
9100: 7 х 3 =
(Ребята считают, называют ответы. Если решение правильное, появляются ответы)- Молодцы, ребята, с первым испытанием справились.
Двигаясь вдоль школы мы попадаем в школьный сад.
Слайд №6 «Школьный сад»
2) - Проведём небольшие исследования и решим задачи (самостоятельно по карточкам)
а) Глубина снега под деревьями 105см. Это в 3 раза больше, чем под пеньками. Какая глубина снега под пеньками?
105: 3 = 35(см)
б) Лыжники пройдут 32 км со скоростью 16 км/ч. Сколько времени они будут в пути?
32: 16 = 2(ч)
в) Шагая по тропинке 4 минуты со скоростью 150м/мин, через какое расстояние мы окажемся на школьной горке?
150 х 4 = 600(м)
3) Слайд№7 «Школьная горка» Даны равенства и неравенства
- Зимой мы часто бываем на нашей любимой горке. Но такого ещё не видели. Кто догадался, что за исследование нужно провести? (говорят дети)
- Нужно узнать, верное равенство и неравенство или неверное.
3000кг = 3т (= верное равенство)
5кг 100г = 5кг 010г (больше неверное неравенство)
5м 30см < 530см (= неверное неравенство)
3ч 10мин > 310мин (меньше неверное неравенство)
52ч > 2сут (верное неравенство)
(Неверные ответы на слайде исчезают и появляются правильные записи).

Слайд№8 «Спортивное поле»
4) Выйдя за ворота школы мы попадаем на спортивное поле. Давайте исследуем наше поле.
Чтение по карточке задачи: Спортивное поле имеет прямоугольную форму длиной 80 м и шириной 40 м. Найдите периметр и площадь спортивного поля.
(Работа у доски с объяснением, запись формул, расс5азываеие правил)
- И с этим трудным заданием мы справились. Молодцы, ребята.

ФИЗМИНУТКА

Слайд №9 « Река»- Пройдя через дорогу мы доберемся до нашей протоки.
-Как называется река, которая протекает? (Иртыш)
Это самая полноводная река в Казахстане. Река бассейна Северного Ледовитого океана. В горах лед тает, питание реки ледниковое. Горная, ледниковая река, зимой не замерзает, летом вода ледяная. Протекает Китай, Казахстан, Россию. Ее протяженность 4248 км. А еще на этой реке построена Гидроэлектростанция, которая является одним из источников электроэнергии.

Чтобы перейти через речку нужно построить мост, но необыкновенный, а из уравнений.
5) Для этого решим уравнения.
7х(Х:3)=56 (180:Х)х4=24 Х:6-36=24
(Самостоятельная работа по рядам. У доски по карточке решают ученики уравнения от каждого ряда) (Проверка).
-А летом на реке Иртыш можно увидеть спортсменов, которые сплавляются на байдарках. Давайте про них решим задачу.
6) Спортсмены проплыли по реке на байдарке 54 км за 6 часов. Сколько километров спортсмены проплывут за 8 часов с одинаковой скоростью?
1) 54:6=9(км/ч)-скорость байдарки
2) 9х8=72(км) расстояние проплывут

-Перешли мы через речку. За речкой находятся бескрайние снежные поля.
Слайд №10 «Снежное поле»
Там и зимой продолжается жизнь. Под белым пуховым снежным одеялом зимует озимая рожь.
7) Прочитайте задачу и решите.
Площадь поля 5 217 кв.м. Какую площадь занимает озимая рожь, если она составляет 1/3 часть этого поля? (записать к задаче только решение-столбиком)
(Проверка). Ответ: 1739 кв.м.
- Перезимуют эти хлеба под тёплым одеялом, испекут из них хлеб и привезут их в наши магазины.
Слайд№11 «В магазине»
8) (На карточке - задача)
Задача. В классе 22 человека. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 граммов?
50:2=25граммов
25х22=500+50=550 граммов
Проверка задачи на доске, записать только решение
Слайд №12 «Берегите хлеб»
- Погублена целая буханка!
Это неуважение к труду многих людей, к хлебу. Как говорит народная мудрость: «Хлеб всему голова». Как понимаете пословицу? (ответы детей). Правильно. Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему относиться нельзя.
Слайд №13 «Лес»
-Через поля мы подошли к лесу. Посмотрите красоту зимнего леса.
Каких зверей мы можем увидеть в лесу? (Ответы детей)
Слайд №14 «Звери»
Работаем на карточках. Прочитайте задание внимательно и приступайте к следующему исследованию.
Задание. Названия зверей зашифрованы цифрами. Определите, какая цифра какую букву заменяет. Прочитайте названия зверей.
Кто из зверей не зашифрован? (лиса, лось, белка, волк, заяц).
1 5 2 4-лиса
1 3 2 0 -лось
7 9 1 6 4-белка
8 3 1 6 –волк
Не зашифрован-заяц.
Проверка на доске.
Слайд № 15«Снеговики», анимация.
Пора снеговикам отправляться в свои владения. И нам пора возвращаться. Попрощаемся с ними.
Слайд № 16«Елочка у школы»
- Вот и закончилась наша экспедиция. Посмотрите на нашу елочку. Как она нарядилась после снегопада. Какая красивая! Как много на ней красивых снежинок.
IV. Итог урока.
Давайте украсим нашу елочку. На партах у вас тоже лежат снежинки. Если вам урок понравился, со всеми заданиями справлялись легко и у вас отличное настроение, возьмите розовую снежинку;
Если испытали незначительные трудности и у вас хорошее настроение – зелёную снежинку; было на уроке трудно и неинтересно и у вас не очень хорошее настроение– желтую снежинку.
(Дети выбирают снежинки и обосновывают свой выбор)
- Откройте свой секрет. С чем связано такое настроение?
(Ответы детей).
Слайд №16
V. Домашнее задание. Выставление оценок.
Слайд № 17.«В классе»
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
За отличную работу
Я вас всех благодарю.