Открытый урок на тему Ассирийская военная держава


Урок «Ассирийская военная держава»
Конструирование технологической карты урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 класс» Учитель истории: Е.А.Вяткина
Технологическая карта изучения темы
Урок №22 17.11.2014г.
Тема

Ассирийская военная держава.

Цель темы

Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.

Планируемый результат
Научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны
Предметные умения
УУД


-показывают на карте территорию Ассирийской державы;
-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;
- описывают армию ассирийцев, сравнивая с армиями других древних государств;
-характеризуют самых известных правителей Ассирии;
Личностные: - самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;
Регулятивные:
- осуществляют целеполагание;
- осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;
- самоорганизуются;
-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;
Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют тезисный план; определяют понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;
Коммуникативные: - дискутируют; осуществляют смысловое чтение;
-сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов;
- выслушивают мнения других, договариваются;


Основные понятия,
термины, даты, личности
Ассирия, ассирийцы, держава, тараны, Ниневия, Синахериб, Ашшур, Ашшурбанапал, VIII-VIIвв до н.э., 612г. до н.э.



Организация пространства

Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы

География
Литература
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Учебник, атласы, историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», дополнительные тексты «Управление Ассирийской державой», презентация «Ассирийская военная держава», электронный диск «Образовательная коллекция. История древнего мира. 5 класс».



Технологическая карта урока истории древнего мира в 5 классе / по учебнику А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая /
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Какие государства мы с вами уже изучили?

Включаются в деловой ритм урока.




Личностные: самоопределение.
Регулятивные: организация своего рабочего места.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.










Презентация слайд «Карта Ассирии»
1.Организует повторение изученного материала (4 мин.):
Предлагает работу в группах: соотнести государства (Древний Египет, Междуречье, Древнееврейское царство, Финикия) и материал по темам: реки, карты, города, боги, особенности страны.
Выполняя это задание, что вы повторили?



2. Актуализация знаний (4 мин.)
-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины и Финикии:
Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.
Работают в группах (соотносят, доказывают, размещают на доске). Взаимопроверка и самооценка, оценка работы групп.



Отвечают, что вспомнили главные реки государств, города, религии (язычество – многобожие и однобожие, особенности развития цивилизаций.





- работают с атласами, находят территорию Ассирии



- находят определение понятия «держава» в учебнике (стр.84)


Регулятивные УУД:
-самоорганизация
-самооценка


КоммуникативныеУУД:
-выслушивают ответы других
-коррекция ошибок одноклассников;
-взаимооценка;


3. Определение темы урока
Вывести учащихся на частично самостоятельную формулировку темы и проблемы урока
Тема урока «Ассирийская . держава» (В течение урока обучающие подберут оценивающее прилагательное). Давайте подслушаем разговор Антошки с Археологом (стр. 94 учебника Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой «Всеобщая история 5 класс»).
Сравните мнение Антошки и факты, приведённые Археологом. Какое наблюдается противоречие?
Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство?(запись на доске)
Какие ваши версии???(запись на доске)

- Каковы будут сегодня цели нашего урока?





- слушают учителя;
- вступают в диалог с учителем;



- пытаются сформировать проблему урока;
- вовлекаются в активную познавательную деятельность;
- записывают проблемные вопросы в тетрадь
Познавательные:
-через анализ языкового материала определяют проблему урока, выдвигают версии

4.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Поставьте, пожалуйста, вопросы к теме. О чём сегодня вы узнаете?







Возможная личностная проблема: зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?
-Выяснить, где находилась страна Ассирия, чем занимались ассирийцы, какие она вела войны и с кем воевала?
-Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу?
- Узнать, кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации:

Слайд «Занятия»

Слайды «Армия», «Переправа через реку», «Таран»






















Слайд «Карта Ассирии»

























Слайд «Ниневия»

Слайд «Ашшурбанапал»
Предлагает план урока (записан на Рабочем листе):
1.Географическое расположение Ассирии и природные условия Ассирии. (3 мин.)
2.Освоение железа и ассирийское войско. (5 мин.+ 3 мин.)
-создает проблемную ситуацию:
«Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?»
-по 2 вопросу: (1-2 мин.)
-организует работу по учебнику пар.17. п. 1, 2 стр.82, 83, 84;
-фиксирует дату – 10 в. До н.э. – широкое использование железа



















3.Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской державой. (2 мин.+2 мин.+2 мин.)
-по 3 вопросу: организует работу с атласами (картосхема в учебн. стр.82) и исторической картой (слайд с картосхемой):
-Какие страны были завоеваны ассирийцами? Работа с ЭОР (закрепление)
13 EMBED Package 1415
-Как управлялись завоеванные страны?
13 EMBED Package 1415
(организует работу с ЭОР)

- организует работу с документом «Летопись ассирийского царя» стр.83 в учебнике;
- читает стихотворение В.Я.Брюсова «Ассаргадон»
(каким увидели этого царя? Что отталкивает от этого героя? правильно передаёт нам автор взгляды, настроение ассирийского царя?)


4.Ниневия - «логовище львов и город крови».
- по 4 вопросу: опережающее задание -дворец Ашшурбанапала в Ниневии с крылатыми быками/(до 5 мин.)
(что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя?
-что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце?
-о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя?)

-организует работу по учебнику
Задание: «Как вы думаете, почему погибла Ассирийская военная держава?»
(3мин.)



-проверка задания


-работают с рабочим листом

- самост. чтение п. 2 стр. 83 (1 абзац), находят ответ на вопрос, записывают в Рабочий лист;
- 1 группа: работа со сравнительной таблицей на основе материала учебника п.1 стр. 82, 83.
-2 группа: самост. чтение п.2 пар.17 стр.83-84, находят ответы на вопрос, записывают в тетрадь:
Почему армия ассирийцев стала самой сильной?
1.Вооружены железными мечами, боевыми топориками, длинными копьями.
2.Имели круглые щиты с металл. бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.
3.Использовали колесницы.
4.Впервые использовали конницу как ударную силу.
5.Использовали таран.
6. Были специальн. строительные войска в помощь армии.
7. Использовали военную разведку.
8. Была совершенная осадная технология.
-оценивают, чей ответ полнее, логичнее, грамотнее;
-закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Ассирийская военная держава»



- выписывают в тетрадь завоёванные ассирийцами страны;


- работают в группках с ЭОР, закрепляя полученные знания



- записывают в тетрадь схему управления







- читают «Летопись ассирийского царя» стр.83 и отвечают на вопросы

- делятся впечатлениями: (царь самовлюблённый, гордый своими успехами, угрожает свободным странам и готовится завоевать их)



- индивидуальное выступление 1 уч-ся «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии» (опережающее задание);
-после выступления задает вопросы классу по своему выступлению;








- выдвигают версии
-проверяют себя, самостоятельно читая параграф.17, п.4 стр.85,86
- индивидуально записывают в тетрадь:
Причины гибели Ассирии:
- огромной территорией трудно было управлять;
- завоеванные страны постепенно набирали силу и отделялись от Ассирии;
-жестокость ассирийцев вызывала недовольство покоренных народов и стремление освободиться;



-регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану









Познавательные УУД:
-выбор в тексте главного по вопросу учителя
-формулирование причин возвышения Ассирии






Познавательные УУД:
-выбор информации по вопросу

Коммуникативные УУД:
-взаимопомощь и сотрудничество в группе;
- выслушивание ответов:
-корректировка и оценивание









Коммуникативные УУД: оказывают помощь в группах при определении направлений походов ассирийцев;
-осуществляют смысловое чтение;
Познавательные УУД:
-обрабатывают дополн. информацию;
-выделяют главное, делают выводы;
-определяют понятие «держава»;
Личностные УУД:
-самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев;


6.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу


Организует дискуссию:
Какое слово добавим в тему урока???
Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство?
(3 мин.)

-«В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?»
- Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? (на чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами? Как сегодня надо строить отношения с другими странами? Для чего?)










- предлагают (возможно, военная, воинствующая, жестокая.)

- работают в группах


















Личностные УУД:
-самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

7. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
(1-2 мин.)
Оценить отдельных учащихся


Подводят итог урока
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: п.17 – всем;
– Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская держава? («5» - письм.)
-вопросы 1,2 («4»)
-вопросы 3,4 («3»)
-сообщение «Висячие сады Вавилона»?
(1 мин.)


- работают с дневниками, фиксируют домашние задания
Регулятивные:
-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
«Меня удивило на уроке..»
«Я сумел понять, что..»
«Я не успел на уроке.»
«Я бы еще хотел узнать о том, что..»
(1-3 мин.)


- Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.








Root Entry