Проект Откуда к нам пришел самовар


муниципальное образовательное учреждение
«Комсомольская средняя школа»
Николаевского района Волгоградской области
Проект
«Откуда к нам пришел самовар»

Составила: Тупикова Т.В., учитель начальных классов
первой категории
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цель: Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.
Задачи:
2. Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.
3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций .
3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
Гипотеза: Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.
Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение ,вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Тип проекта:
Проект « Самовар» является информационно- творческим.
Срок реализации проекта:
Проект является краткосрочным – рассчитан на 3 месяца.
Участники проекта:
Учащиеся 4 класса, родители, учитель.
Этапы реализации проекта
1 этап
Подготовительный
Цель:
Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.
Методы и приёмы:
1.Опрос учащихся на тему: Что вы знаете о самоваре?
2. Создание творческих групп по подготовке материала для проекта.
3.Разработка идей и выбор лучшего решения по созданию проекта.
2 этап
Основной
Цель:
1.Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре и особенностями его строения.
2. Расширить представления детей о традициях русского чаепития через картины известных русских художников.
План
1.История возникновения самовара на Руси
2.Формы самовара и его устройство.
3. Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.
История возникновения самовара на Руси.
Самовар, самоварец, самоварчик"... - читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Когда-то на Руси ни один праздник, ни одно чаепитие не обходилось без пышущего жаром самовара. Он украшал быт и бедняков, и богачей, стоял в трактирах, его брали в дорогу. Самовар, такой же славный, как матушка-Русь, имеет интересную историю.
Точно неизвестно, когда именно в России появился самовар и кто его изготовил. Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами, а со временем на их основе стали изготавливать специальное устройство для приготовления традиционного русского напитка из меда с пряностями и специями – «сбитенник».
Самовар сбитенникЭти приборы представляли собой некое подобие чайника, но с внутренней трубой и поддувалом. Именно «сбитенник» в итоге и стал прототипом русского самовара. Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим  своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар.
Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость.
Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле. Здесь же из года в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем. Подражателей  Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других.
Производство самовара – довольно трудоемкий процесс, в котором принимали участие рабочие многих специальностей: наводильщики, лудильщики, токари, слесари, сборщики, чистильщики. Мастера, которые обычно жили в деревнях, дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Известны случаи, когда целые деревни и села занимались производством самоварных частей.
В конце XIX – начале XX в. появляется керосиновый самовар с резервуаром для топлива, тогда как его предшественники работали на древесном угле. Керосиновый самовар выпускала фабрика Тейле, расположенная в Туле. Особенно популярен был такой самовар на Кавказе, где этот вид топлива был дешевле.В 1908 г. появился самовар «Паричко» со съемным кувшином. Он не мог испортиться, если при топке в него забывали налить воду, жидкость в нем дольше оставалась горячей. Для такого самовара подходили спирт, уголь и другие виды топлива. Производила эти устройства фабрика братьев Шахдат и К°. Свое название самовар получил от имени изобретателя – инженера А. Ю.Паричко.
 
Довоенный период, а именно—1913 год, соответствует наибольшему расцвету самоварного производства. По данным промышленной переписи 1912—13 года, число самоварных фабрик в Туле достигло 50, с ежегодным выпуском в 660000 штук самоваров. И если бы война не прервала хода развития промышленности, то самоварное производство продолжало бы, вероятно, развиваться, так как в конце 1913 г. и начале 1914 г. возникло еще несколько новых фабрик.
Война 1914—17 г. положила конец развитию самоварного дела, переведя производство самоварных фабрик, в силу военных требований, на изготовление предметов военного назначения.
Как шло производство на самоварных фабриках довоенного времени? Тогда 2/3 работы по производству самоваров делалось кустарями, которые не только обрабатывали самоварный полуфабрикат, но делали для мелких фабрик и готовые самовары, разделяя труд между собою, т. е., если одна группа кустарей обрабатывала полуфабрикат, то другая собирала из него готовые самовары.
Таким образом, в довоенный период, самоварное производство в основном покоилось на кустаре - квартирнике, который  эксплуатировался самым широким образом
. В 1956 г. появляются электрические самовары. Их выпускает тульский завод «Штамп». Затем здесь же выпускают самовары, работающие по комбинированному принципу: жаровые и электрические одновременно.
Самовар, ставший символом России, все реже встречается в наших домах и того реже используется. А ведь он собирал вместе за огромным столом наших бабушек и дедушек, мам и пап. Стоявший во главе стола, самовар дарил тепло, в нем томился горячий чай. Не в этом ли уют настоящего дома? Может, когда-либо забыв современные чайники, мы вернемся к самоварам и, как и наши предки, будем коротать зимние и летние вечера вокруг стола за старым добрым самоваром. Время покажет…
Форма самоваров и его устройство.
Видов самоваров насчитывалось огромное количество, каких только форм и размеров их ни выпускали. Однако только фабрика Баташева, продукция которой считалась самой качественной и красивой, изготовляла 54 формы самоваров. Конечно, далеко не все они получили признание.
Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка. Их конструкция отличалась лаконичностью и изяществом ,и к тому же, процесс их производства был предельно прост. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя. Их внешний вид, несмотря на различную внешнюю отделку, был неизменен на протяжении нескольких десятилетий. Чаще всего их покрывали никелем, а более дорогие варианты расписывались вручную (керамические самовары) и золотились.
Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. В начале двадцатого века появились новые самовары "Паричко", медные с боковой трубой, со съемным кувшином, самовары на керосине с емкостью для топлива..Самыми востребованными видами самоваров были:
-самовар-банка,
-самовар-рюмка,
-самовар-ваза,
-самовар-желудь,
-самовар-дуля,
-самовар-репка,
-самовар-яйцо,
-самовар-пламя,
-самовар-кувшин и т. д.
Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров:
-самовары-кофейники,
-самовары-кухни,
-статические самовары,
-дорожные самовары т.д.
В девятнадцатом веке самовар обзавелся модными чайными аксессуарами, такими как бульотка (небольшая емкость на подставке со спиртовкой для поддержания воды в горячем состоянии).
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.
Каждый самовар состоит из следующих частей:

 
Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.
Кувшин - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.
Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.
Шейка  - низ самовара.
Поддон - основание самовара.
Ручки.
Репеёк - фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.
Ветка - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.
Донышко.
Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.
Подшишки - гвозди для прикрепления деревянных шишек.
Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.
Заглушка - колпачок  чтобы закрывать кувшин.
Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.
Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.
lefttop

Самовар с топочной трубой
Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки.
Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.
Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает легкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…
Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живет в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством.
Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой. Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает. Круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе. Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром». Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай» песни, стихотворения. Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...
По мнению специалистов в области истории и искусствоведения создание древней русской традиции чаепития можно изучить по картинам известных русских художников. Например, в сюжетах картинах художника Кустодиева Б.М. традиция русского чаепития за самоваром встречается очень часто. В основном картины этого художника изображают провинциальную купеческую жизнь жителей России в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Для того, чтобы получить представления о том, как пили чай в купеческих и дворянских семьях, достаточно изучить картины знаменитого художника, такие как «Купчиха за чаем», написанную в 1918 году, «Московский трактир», которая написана в 1916 году, «На террасе» 1926 года написания. Эти картины безупречно отражают национальные традиции чаепития того времени, использующие самовары.
Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах русского народа.
Интересный факт: В России даже существует детское издательство под названием «Самовар», автором идеи которого является Эдуард Успенский.

Здесь работают многие известные детские писатели, такие как:
Василий Ливанов Александр Курляндский Юрий Энтин Сергей Михалков Андрей Усачёв Андрей Саломатов Борис Заходер Юрий Коваль
Издательство «Самовар» - это замечательные люди, которые там работают. Чай у них всегда хороший и разговоры душевные. В самую первую очередь, «Самовар» - это прекрасные книги, сделанные любовно, тщательно, с высочайшим профессионализмом. Многим издательствам, издающим детские книги, следовало бы поучиться у «Самовара», как надо работать над книгой. «Самовар» - это лучший дружище детей, тот, который не предаст и не обманет, не предложит какую-нибудь бяку, не научит плохому, но развеселит и объяснит, что, как и почему. Ура «Самовару»!
3 этап
Заключительный
Цель:
Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.
Результат проекта:
1 Презентация проекта для учащихся начальной школы.
2. Выпуск буклета на тему «От сбитенника к самовару»
3. Оформление стенда с работами учащихся.
4. Подведение результатов социологического опроса среди учащихся Комсомольской средней школы на тему: «Жив ли в вашем доме самовар?
Вывод:
Проект «Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Некоторые из них:
Бударникова Виолетта (самовар из пластилина) Урузгалиева София(самовар из гороха)
-6286511366500
Бударникова Виолетта (поделка) Ворона Александр(рисунок краска
Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.