Конспект урока Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» ( 11 класс)

Урок по литературе в 11 классе Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к ЕГЭ. Методические приемы: аналитическая беседа. Ход урока I. Беседа по содержанию пьесы «На дне» В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни. После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут. Как изображается место действия? (Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье. Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек. В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре там удавился Актер.) Какие люди являются обитателями ночлежки? (Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна предъявляется нам старухой, а ей, оказывается, 30лет. У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось  «все забыл».) Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы? Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. (Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном содержатель ночлежки Кос-тылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. ^ Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.) Что привело в ночлежку ее обитателей Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей? (Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры»; Барон разорился; Клещ потерял работу: «Я' рабочий человек... я с малых лет работаю»; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяница, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу,., погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я сызмалолетства вор... все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился одел фрак, потом халат... а жену взял скверную и  зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате. .. мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, надели на меня арестантский халат... потом  одел вот это... И все... как во сне... а? Это... смешно?» Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодеваниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».) В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки? Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? (Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.) Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе? (В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта разговор ночлежников, из которого ясно, что Костъшев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта  появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили»  Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба...») В чем своеобразие любовного конфликта? (Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.) ^ П. Слово учителя Конфликт, в котором участвуют все герои, другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы. Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму. ^ III Проверь себя Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы М, Горького «На дне» и выполните задания А11 -А15; В9 - В12. Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит)- Старик, эй! Ты где? Я вспомнил... слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.) Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! ^ Наташа является сзади Актера в двери.- Актер. Старик!.. Если б завтра земли нашей путь Осветить наше солнце забыло, Завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь... Наташа (смеется) Чучело! Нализался Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А где старичокмилый старикашка? Здесь, по-видимому, - никою нет Hаташа, прощай! Прощай..- Да! Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься... Актер (загораживает ей дорогу). Я - уезжаю, ухожу. Настанет весна - и меня больше нет... Наташа. Пусти-ка... куда это ты? Актер. Искать город... лечиться... Ты - тоже уходи... Офелия иди в монастырь..- Понимаешь - есть лечебница для организмов для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все - даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью... как сказал... король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков- Заволжский... никтo этого не знает, никто! Нет у меня здесь им. ни Понимаешь ли ты!» как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички... ^ Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит. Актер. Без имени - нет человека... При выполнении заданий All- A15 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х »в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А11. Каков жанр пьесы М. Горького «На дне»? 
политическая сатира
комедия нравов
социально-философская драма 4)водевиль
А12. Данная сцена происходит
после того, как Лука рассказал Актеру о лечебнице
непосредственно перед уходом Луки из ночлежки
после монолога Сатина «Человек - это звучит... гордо»
после убийства Костылева
А13. Что повлияло на изменение Актера?
угрозы Костылева и Василисы
«голая правда» Бубнова
рассказы Луки о лучшей жизни
публицистические речи Сатина
А14. В данной сцене главной является проблема
богатых и бедных
человеческого достоинства
роли искусства в жизни человека
настоящего и прошлого России
А15. Главным средством создания характеров героев является?
портреты героев
речь героев
внутренние монологи
открытая авторская оценка
При выполнении заданий В9В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждое слово или цифру пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек, между цифрами в отдельной клеточке ставьте запятую. В9. Речь Актера является развернутым высказыванием. Kaк называется этот тип высказывания в драматическом произведении? В10. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют дли обозначения авторских комментариев в драматическом произведении. В11. Актер произносит яркую, емкую, лаконичную фразу: «Без имени нет человека». Как называется такой вид изречений? В12. В речи Актера много скрытых цитат из классических трагедий (фрагмент со слов «Искать город...»). Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер. IVДомашнее задание Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере
15