Разработка урока по математике в 3 классе по теме: ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ


Урок 22 Задачи на увеличение числа в несколько раз(учебник, с. 37; рабочая тетрадь, с. 18)
Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений выполнять краткую запись задачи разными способами (в табличной форме, с помощью схематического рисунка, чертежа), составлять и решать задачи, обратные данной
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами (в табличной форме, с помощью схематического рисунка, чертежа), составлять обратные задачи, различать задачи на увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://arm-math.rkc-74.ru/p34aa1.html
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины Задачи на увеличение числа в несколько раз
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Считайте, ребята, скорее считайте.
Хорошее дело смелей умножайте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Скорее работу свою начинайте! Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Фронтальная, индивидуальная К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами.
Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Наблюдение учителя за организацией рабо-чего места
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Показывают выполненную домашнюю работу. Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Устные ответы,наблюдения учителя, выполненные задания
2. Целеполагание. Озвучивает тему, цель урока. Внимательно слушают. 3. Устный счет. Игра «Лесенка».
Выполняют задания. – Сравните (№ 3).
5 + 3 … 5 · 36 · 4 … 4 · 6
7 + 7 … 7 · 38 · 2 … 8 · 3
2 + 2 … 2 · 29 + 9 … 9 · 2 Р – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении – Назовите числа от 4 до 30, которыеделятся без остатка на 3; на 4. – Вычислите, применяя правила порядка выполнения арифметических действий:
(54 – 46) · 28 · 4 – 20 : 4
(15 + 6) : 34 · 7 + 36 : 9
40 : 10 · 828 : (7 – 3) 4. Занимательные вопросы. – Месяца имеют 30–31 день, а какой месяц имеет 28 дней? – Каждый. – Как нужно трижды записать цифру 3, чтобы в итоге получилось 4? – (3 : 3 + 3). – Напишите 100 пятью единицами, а затем пятью пятерками. – (111 – 11), (5 + 5 + 5 ++ 5) · 5, (5 · 5 · 5 – 5 · 5). – Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? – 2 + 2 = 2 · 2. – Человек зашел в комнату и увидел там 6 собак и 2 кошки с котятами. Сколько ног в комнате? – Две. – В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Напротив каждой кошки по 3 кошки. Сколько кошек в комнате? – Четыре. 5. Решение задач. № 1 (с комментированием).
Вывод: находя число, которое больше, чем данное, в 2 (3, 4…) раза, выполняют умножение, а находя число, которое больше, чем данное, на 2 (3, 4…) единицы, выполняют сложение. После чтения задачи рассматривают схематический рисунок и схематический чертеж, записывают краткое условие и решение задач. Физкультминутка Организует проведение физкультминутки Выполняют упражнения согласно инструкции учителя III. Практическая деятельность 1. Самостоятельная работа. – Выполните задания № 2, 4. Сравнивают выражения.
Записывают номера фигур, из которых можно составить квадрат. Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют логические действия, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы по аналогии и прове-ряют эти выводы.
Р – осуществляют поиск средств для достижения учебной Устные ответы,записи в тет-ради
2. Работа в тетради на печатной основе. – В рабочей тетради выполните задания № 31–33 на с. 18 Выполняют задания самостоятельно 3*. Задания из электронного при-ложения к учебнику задачи; выполняют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности на уроке.
К – понимают различные подходы к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения; четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения IV. Итоги урока. Рефлексия деятель-ностиОбобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Какая информация для вас оказалась новой?
– Что хотели бы уточнить?
– Что показалось непонятным?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке? Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обоб-щенияФронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы
V. До-машнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 37, № 5 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – применяют и сохраняют учебные задачи Ресурсный материал
Игра «Лесенка»