Рабочая программа по физике 8 класс для вечерней школы


Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
"Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной колонии"
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол от «29» 08 2016 г. № 1
Утверждено
приказом
МКОУ "В(С)ОШ №4 при ИК"
от «_ __» ____ 2016_ г. №___



Рабочая программа
учебного предмета «Физика» 8 класс
2016 – 2017 учебный год
ФКУ ИК - 1
Локтев Владимир Александрович ,
учитель физики
высшая квалификационная категория
Мариинск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
- федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом от 19.12.2012 №1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в текущем году;
- учебным планом МКОУ "В(С)ОШ №4 при ИК" на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом МКОУ "В(С)ОШ №4 при ИК" от №
- положением о рабочей программе учебного предмета в "В(С)ОШ №4 при ИК" утвержденным приказом МКОУ "В(С)ОШ №4 при ИК" от 2015 г. №
- примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как основной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, знания физических законов необходимо для изучения биологии, химии, физической географии, ОБЖ . Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и знаниями на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современном мире.
В программе кроме перечня элементов учебной информации содержится перечень демонстраций, лабораторных работ – необходимых для формирования у школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников школ.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен: знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен: знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы учебного предмета. 8 класс
(54 часов + 18 ч зачеты)
Тепловые явления (11 часов )Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. 9 часов + 6ч зачет
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторные работы и опыты.
1.Определение влажности воздуха
Электрические явления. 22 часа + 6 ч зачет
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. 5 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
1.Сборка электромагнита и испытание его действия
2.Изучение электрического двигателя постоянного тока
Световые явления 5часов + 6ч зачет
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
2.Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
3.Получение изображений при помощи линзы. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Итоговое повторение 2 часа
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы проводятся зачеты
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа №1 «Тепловые явления»
Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»
Контрольная работа №3: «Электрические явления»
Контрольная работа №4: «Электрический ток. Соединения проводников»
Контрольная работа №5 «Магнитные явления»
Контрольная работа №6 «Световые явления»
Контрольная работа № 7 Итоговая контрольная работа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТОВ
Зачет № 1 «Тепловые явления» «Изменение агрегатных состояний вещества»
Зачет № 2 «Электрические явления»
Зачет № 3 «Электромагнитные явления» «Световые явления»
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторная работа 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Лабораторная работа 2 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа 4 «Определение влажности воздуха»
Лабораторная работа 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.»Лабораторная работа 6 «Измерение напряжения на различных участках цепи»
Лабораторная работа 7 «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении, Измерение сопротивления проводнике.» Лабораторная работа 9 «Измерение работы и мощности в электрической лампе»
Лабораторная работа 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»
Лабораторная работа 12 «Исследование зависимости угла отражения и угла преломления от угла падения света»
Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»
Лабораторная работа №14 «Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы»
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная учебная литература
1. Гутник Е.М.,Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В.Физика. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина _М.: Дрофа,2004.
2. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
6. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-108 с.
7. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.- 240 с.
8. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр.
9. Попова В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Дополнительная учебная литература
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.
3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
4. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.
5. Кортукова, Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
6. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр.
7. Фадеева, А.А.Физика: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.: книга для учителя / А.А. Фадеева и др. – М.: Просвещение, 2006.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.
Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.
Календарно – тематическое планирование 8 класс
54 ч + 18 ч. зачеты

№ урока Наименование раздела и тем Дата
Тепловые явления 11 часов
1 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Внутренняя энергия и способы ее изменения 3 Теплопроводность. Конвекция. Излучение 4 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. 5 Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела. 6 Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» 7 Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 8 Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости тела» 9 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. 10 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Самостоятельная работа по теме «Количество теплоты» 11 Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» Изменение агрегатных состояний 9 часов
12 Агрегатные состояния вещества. 13 Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления Удельная теплота плавления 14 Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии Кипение. Тест по теме «Плавление и отвердевание» 15 Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности» 16 Удельная теплота парообразования и конденсации 17 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания 18 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы 19 Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 20 Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества» Зачет № 1 «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»- ч.
1 Зачет № 1 Анализ контрольной работы по теме «Тепловые явления» 2 Зачет № 1 Решение задач по теме «Тепловые явления» 3 Зачет № 1 Тестирование по теме «Тепловые явления». 4 Зачет № 1 Анализ контрольной работы «Изменение агрегатных состояний » 5 Зачет № 1 Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний » 6 Зачет № 1 Тесты по теме . «Изменение агрегатных состояний вещества» Электрические явления 22 часа
21 Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие зарядов 22Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники 23 Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проверочная работа по теме «Электризация тел» 24 Электрический ток. Источники электрического тока 25 Электрическая цепь и ее составные части. Проверочная работа по теме «Электрический ток» 26 Электрический ток в металлах. Действия электрического тока Направление электрического тока. Сила тока 27 Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» 28 Электрическое напряжение 29 Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» 30 Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Проверочная работа по теме «Сила тока и напряжение» 31 Закон Ома для участка цепи 32 Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. 33 Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом» 34 Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.»35 Решение задач по теме «Электрические явления» Тест по теме 36 Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления» 37 Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников 38 Работа электрического тока 39 Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности тока в лампе» 40
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Тест по теме «Постоянный ток» 41 Решение задач по теме «Постоянный ток» 42 Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток» Зачет № 2 «Электрические явления» - 6 ч.
7 Зачет № 2 Анализ контрольной работы по теме «Электрические явления» 8 Зачет № 2 Решение задач по теме «Электрические явления» 9 Зачет № 2 Анализ контрольной работы №4 по теме «Постоянный ток» 10 Зачет № 2 Решение задач по теме «Постоянный ток» 11 Зачет № 2 Тест по теме «Электрические явления» 12 Зачет № 2 Итоговое тестирование (прием зачета) Электромагнитные явления 5 часов
43 Магнитное поле. Магнитные линии 44Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его» 45 Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. 46 Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя » 47 Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления» Световые явления 5 часов
48 Источники света. Распространение света. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» 49 Преломление света. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» 50 Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой 51 Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния линзы.»52 Контрольная работа №6 по теме «Световые явления» Зачет № 3 «Электромагнитные явления. Световые явления» - 6 ч.
13 Зачет № 3 Анализ контрольной работы «Электромагнитные явления» 14 Зачет № 3 Решение задач по теме «Электромагнитные явления» 15 Зачет № 3 Тест по теме «Магнитное поле» 16 Зачет № 3 Анализ контрольной работы №6 по теме «Световые явления» 17 Зачет № 3 Решение задач по теме «Световые явления». 18 Зачет № 3 Тест по теме «Световые явления» 53 Итоговая контрольная работа №7 54 Анализ итоговая контрольной работы