Открытый классный час, посвященный творчеству Р.Гамзатова «По страницам истории…»


Открытый классный час, посвященныйтворчеству Р.Гамзатова
«По страницам истории…»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести студентов по основным вехам творчеств Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание студентов.
Ход классного часа
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но, мы живем, чтобы оставить след,
Дом или тропинку…дерево иль слово.
 
Стих
Ведущий I Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.
Ведущий II Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу.
Ведущий I Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.
Стихотворение
Ведущий II Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.Думаю, для того чтоб узнать его получше надо вернутся в самую рань его жизни, в его детство.
IV Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова
Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как-будто в школу , а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать , где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам.
Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:
Расул: Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.
Автор: Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом , когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.
И вот Расул предстал перед судом отца.
Отец: - Что это?
Расул - Это колени
Отец: Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?
Расул: В школе … зацепил за гвоздь…
Отец: Как, как? Повтори….
Расул: За гвоздь.
Отец: Где?
Расул: В школе.
Отец ударил его по щеке ладонью.
Отец: Скажи теперь, как ты штаны порвал?
Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью.
Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. З дня Расул ходил сам не свой . На 3-ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:
Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?
Расул: За то, что играл на деньги, - ответил Расул.
Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги . И я играл, и твои старшие братья играли.
Расул: За то, что порвал штаны?
Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка , чтобы ходить все время по тропочке.
Расул: За то, что не пошел в школу.
Отец: Конечно , это твоя большая ошибка , - сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.
Автор: Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».
стихотворения
Ведущий I: Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?
Ведущий II Мне? Ну конечно же «Журавли». У этого стихотворения целая история.
Песня «Журавли» родилась у Расула в 1965 году в городе Хиросиме в Японии. Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках, узнав ее историю он испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. Стихи о ней были написаны до «Журавлей» Р.Гамзатова.
Последние родились позже. А потом уже у памятника японской девочки с белым журавлем, он видел впечатляющее зрелище- тысячи и тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние, а не черное, как у нас в Дагестане.
Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая.
И надо же такому случится , как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине его матери.
Немедленно он вылетел. На всей воздушной трассе думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о девяносто тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (даже больше) не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцена и ее маленькой кукле, о многом думал, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом и их крики будоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая , что одно из них станет песней.
Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова.
И он, солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Он скончался , не насладившись любимой песней сполна. Но его мелодия , обращенная к нам , осталась с нами. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.
Слушание песни Журавли
Ведущий I: Все так трогательно: журавли, стихи о матери, родном народе, хочется поразмыслить о жизни…А есть у него что-нибудь юмористическое?
Ведущий II Ну, не совсем юмористическое, но есть!
VIII Сценка «Глухая невеста» по книге «Мой Дагестан»
(стоит парта, 4 стула)
Автор: Жила, как говорят, в одном ауле глухая девушка. Жених из другого аула, ничего не зная о ее глухоте, прислал сватов.
(появляется невеста под руку с подругой)
Невеста: Я так не хочу, чтобы узнали о моей глухоте! А давай сделаем так. Если будут рассказывать что-то веселое, такое, что бы смеяться, ущипни меня за левое плечо. Если же надо будет грустить, то ущипни за правое плечо.
Подруга: Не волнуйся, никто не узнает!
Автор: Дело сладилось, началась свадьба.
Но подруга вскоре забыла про уговор.
(входят гости, жених. Музыка, все танцуют)Подруга рассказывает анекдот. Все смеются, невеста грустит.
друг жениха, рассказывает о кончине своего друга. Все грустят, невеста смеется.
Жених: (рассержено) Что за невесту вы мне подсунули! Рыдает когда всем весело, и хохочет когда всем грустно! Да, она глупа и не разумна, не нужна мне такая невеста. Отправьте ее домой!
(все уходят)
Ведущий I:: - Да, видимо, нет темы, про которую бы не писал Р.Гамзатов.
Ведущий II Он величайший из писателей.
X Стихи Р.Гамзатова
Ведущий I: Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив пока мы помним о нем.