МетоПрограмма летней учебной практики кадет «3-D книга «Военная история Тюмени»


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Программа летней учебной практики кадет
«3-D книга «Военная история Тюмени»
методическая разработка для 8, 9 классов
Тюмень, 2017 г.
Автор: Кутузова Г.Г., преподаватель истории и обществознания.
г. Тюмень, ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище»
Рецензент: Мишин В. В., доцент кафедры тактики (и управления войсками) ТВВИКУ, к.и.н.
Методическое пособие – программа летней учебной практики предназначено для преподавателей истории, классных руководителей и педагогов-организаторов (8-9 класс)», 2017. – с. 21
Важнейшим звеном в системе формирования интереса к истории является внеклассная работа по предмету. В предлагаемом пособии представлена программа летней учебной практики на краеведческом материале, которое предназначено для преподавателей истории, классных руководителей и педагогов-организаторов.
Рассмотрено на заседании методического совета Тюменского ТПКУ (протокол № 3 от 03.06.2017 года)


@ ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 2017.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 4
2. Пояснительная записка 6
3. Содержание программы летней практики
«3-D книга «Военная история Тюмени» 8
4. Заключение 13
5. Список использованной литературы 14
6 Приложения 15Введение
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Д.С.ЛихачёвМетодическая разработка раскрывает содержание программы летней учебной практики в Тюменском президентском кадетском училище для кадет 7-8 классов. Программа направлена на реализацию проекта по дисциплине «История» основного общего и дополнительного образования.
Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. [4]
Патриотизм - это очень важное понятие для человека и является ценностью. Патриотизм характерен как для жизни общества и государства, так и для каждого человека, являясь важнейшим духовно-нравственным достоянием. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. [4]
В 2015-16 учебном году в ходе летней практики кадеты изучали военную историю Тюмени. Итогом летней практики стал учебный проект «3-D книга «Военная история Тюмени», которая содержит не только текст и иллюстрации по определенному периоду истории Тюмени, но и развивающие материалы: ребусы, кроссворды, интеллектуальные игры, викторины, созданные на основе содержания книги.
Формой подведения итогов реализации программы стала публичная защита совместного проекта «3-D книга «Военная история Тюмени». На защите проекта кадеты провели виртуальные экскурсии по памятникам военной истории Тюмени и Тюменской области.
Пояснительная записка
Программа летней учебной практики  для кадет 8-9 классов рассчитана на 40 часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
1.     Закона Российской Федерации «Об образовании»
2.     Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 1446 «О ведомственной программе Министнрства образования и науки Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Целью создания программы летней учебной практики по предмету «История» является военно-профессиональная ориентации обучающихся, практическое применение знаний по истории и краеведению, практическое применение знаний, создание условий для формирования исследовательских навыков и развития творческого потенциала воспитанников посредством проектной деятельности.
Исходя из цели программа формирует конкретные задачи:
1) развитие познавательного интереса кадет к истории и обучение проектированию исследовательской деятельности, освоению кадетами основных приемов исследовательской работы в области истории;
2) организация образовательного досуга воспитанников в сочетании с их лингвистическим совершенствованием в области изучаемого иностранного языка;
3) формирование и развитие личностных универсальных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий через совершенствование навыков разговорной и письменной речи, умения вычленять главную мысль из полученной информации, обрабатывать и обобщать полученные данные;
4) формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет кадетам адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная  успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. 
Общая характеристика учебного процесса:
 В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Лекция с элементами беседы;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Работа с документами;
Работа с интернет-ресурсами;
Экскурсии в музеи г.Тюмени.
Межпредметные связи:
География, этнография
Содержание программы летней практики
«3-D книга «Военная история Тюмени»
I.Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой практики: особенности создания книги в 3D- формате по истории края. (1ч).
Форма организации деятельности обучающихся:
лекция-беседа;
Приложение 1. Презентация «Особенности книг в 3D-формате»
Фронтальная работа.
Индивидуальные консультации.
Планируемые результаты:
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
особенности создания книги в 3D- формате по истории края.
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
II. Вводное занятие «Тюмень – первый русский город в Сибири» (2ч) Приложение 2.Видеофильм «Прогулка по исторической Тюмени». [ ]
определение целей и задач работы обучающихся по данной программе,
формирование групп, распределение тем по группам:
группа 1 – тема «Военная организация финно-угорских племен в Сибири»;
группа 2 – тема «Тюмень – русская крепость в Сибири (вооружение казаков и стрельцов)»;
группа 3 – тема «Отечественная война 1812г. в судьбе Тюмени»
Форма организации деятельности обучающихся:
Лекция-беседа.
Просмотр видеофильма о городе и об исторических памятниках города. Фронтальная работа.
Планируемые результаты: кадеты научатся
определять цели и задачи работы;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
III. Поиск материала, набор текста в Word, подбор иллюстративного материала, сохранение материала в PDF (10ч).
Приложение 3.Алгоритм работы по поиску и подбору текста и иллюстраций.
Приложение 4. Инструкция «Создание текста в Word, сохранение материала в PDF».
Форма организации деятельности обучающихся:
Экскурсия в археологический музей-заповедник на оз.Андреевском.
Лекция-беседа. Работа в группах.
Планируемые результаты: кадеты научатся
создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
IV. Конструирование 3D-книги: регистрация в сервисе Googl 3D-книги, создание страниц и их элементов, разработка 3D-обложки (7ч).
Приложение 5. 3D-Программа установки [ ]Приложение 6. Презентация «Конструирование 3D-книги»
Форма организации деятельности обучающихся:
Лекция-беседа. Работа в группах.
Планируемые результаты: кадеты научатся
моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
конструировать и моделировать с использованием материальных
конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
моделировать с использованием средств программирования;
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
V. Создание страниц 3D-книги: наполнение контентом сервиса 3D-книги, добавление эффектов, динамических фонов (6ч).
Форма организации деятельности обучающихся:
Экскурсия в Музей-усадьбу Колокольниковых.
Просмотр видеофильма “Тобольский полк: Бородино- Монмартр”
Работа в группах.
Приложение 7. Видеофильм “Тобольский полк: Бородино-Монмартр” [ ]Планируемые результаты: кадеты научатся
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие научные методы и приёмы, как постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», моделирование, теоретическое обоснование;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
VI. Работа над собранным материалом по военной истории Тюмени:
редактирование страниц 3D-книги, открытие и связка страниц, проверка корректности работы ссылок и иллюстративного материала, публикация проекта (7ч).
Форма организации деятельности обучающихся:
Лекция-беседа. Работа в группах.
Планируемые результаты: кадеты научатся
моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
моделировать с использованием средств программирования;
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
VII.Представление проектов внутри детского объединения (4ч)
Форма организации деятельности обучающихся:
Семинар
Приложение 8. Презентация глав книги
Планируемые результаты:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
VIII.Представление проектов летней практики в рамках образовательной организации (3ч)
Форма организации деятельности обучающихся:
Конференция
Планируемые результаты:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
Заключение
Данная программа позволяет решать задачу формирования у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Ее реализация позволяет не только на сообщать учащимся определенную сумму знаний, но и развивать нравственные качеств личности, в том числе любовь к Родине, уважение к истории народа, к заслугам предков.
Система патриотического воспитания в образовательном учреждении должна быть направлена на формирование у учащихся активной позиции, определять условия для развития любви к Родине. Она должна мотивировать учащихся к активной жизненной позиции, приобретать жизненный опыт, вырабатывать позицию гражданского долга и научиться соединять личные интересы с общественными.
Представленный материал может быть использован на уроках истории и краеведения, на внеклассных мероприятиях.
Список использованной литературы
1. Большая Тюменская энциклопедия: в 3-х т. - Тюмень, 2004.
9. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д.
Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал "История и обществознание в школе". 2002. № 4.
1. Коньков, Н.Л. Тобольские воеводы конца XVI - начала XVIII века / Н.Л. Коньков. - Тюмень: Возрождение Тобольска, 2001.
2. Матвеева, Н.П. Археологические путешествия по Тюмени и
ее окрестностям/ Н.П. Матвеева, А.В. Матвеев, В.А.Зах. – Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994.
1. Олех Л.Г. История Сибири: учеб. пособ. / Л.Г. Олех. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2005.
3. Очерки истории Тюменской области / отв. ред. В.М. Кружинов. – Тюмень, 1994. – 272 с.
Интернет-ресурсы
4. Видеофильм «Прогулка по исторической Тюмени». [Электронный ресурс] URL: http://videobox.tv/video/1950484/1. Видеофильм “Тобольский полк: Бородино-Монмартр” [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/.
2. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 Сайт «Госпатриотпрограмма. РФ». www.gospatriotprogramma.ru/.
Приложения
Приложение 1
Презентация «Особенности книг в 3D-формате»




Приложение 3.
Алгоритм работы по поиску и подбору текста и иллюстраций.
Шаг 1: определите цель статьи
Шаг 2: придумайте заголовок Шаг 3: изучите информационные потребности аудитории

Шаг 4: составьте план статьи
Шаг 5: изучите информацию
Шаг 6: пишите статью

Приложение 4.
Инструкция «Создание текста в Word, сохранение материала в PDF».





В приложениях Office вы можете сохранять или преобразовывать файлы в формат PDF, чтобы делиться ими или печатать их в типографии. Дополнительное программное обеспечение или надстройки не требуются.
Использовать формат PDF можно, если вы хотите, чтобы файл отвечал таким условиям:
файл должен выглядеть одинаково на большинстве компьютеров;
файл должен быть меньшего размера;
требуется совместимость с отраслевым стандартом.
В качестве примеров можно привести документы, файлы, предназначенные только для чтения (не для редактирования) и печати, а также файлы, предназначенные для профессиональной печати.
Чтобы экспортировать или сохранить файл Office в формате PDF, откройте его и в меню Файл выберите пункт Экспорт или Сохранить как. Чтобы просмотреть пошаговые инструкции, выберите приложение Office в раскрывающемся списке.
Формат PDF сохраняет форматирование документов и позволяет обмениваться файлами с другими пользователями. При просмотре PDF-файла в Интернете и выводе его на печать сохраняется его исходное представление. Формат PDF используется во многих учреждениях и организациях и поддерживается большим числом средств просмотра на различных платформах, чем формат XPS.
ВАЖНО : Для просмотра PDF-файла необходимо иметь на компьютере средство просмотра PDF-файлов.
Приложение 6
Презентация «Конструирование 3D-книги»

Приложение 8
Презентация глав книги




Приложение 9Презентация «Защита проекта летней практики на итоговой конференции»