Развивающие упражнения для актера кукольника


Упражнения для развития запястия и плеча актера-кукольника.
Учитель. Для актера кукольника очень важно освобожденные мелко-моторные мышцы кистей рук и предплечий, поэтому комплекс упражнений начинаем с работы над освобождением руки
Упражнение «Качели» - сверху кидать руки вниз и назад, насколько возможно, обратно вверх(руки полностью расслаблены).
Упражнение «Выверни лампочку» - руки максимально тянем вверх. Затем как-бы выворачиваем лампочку, то одной рукой, то другой, то обеими вместе.
Упражнение «Ножницы» - руки прямые над головой, начинаем перекрещивать руки, махая ими, как ножницами, руги при этом не сгибаем.
Упражнение «Цветок» Обе руки основанием запястий сомкнуть, пальцы соединить. Бутон, то раскрывается, то закрывается. Напряжение с пальцев должно быть снято. Проделывая упражнение проговариваем: Набухай скорей бутон, распусти цветок пион.
Упражнение «Волна» - сцепленными перед собой руками передавать волнообразный импульс от руки к руке, а также в расцепленном состоянии, когда руки в сторону.
Разминка для пальцев:
Упражнение «Горячо» - представим, что большой палец горячий, и все по очереди пальцы соединяясь с ним, как бы отскакивают от него.
Проговариваем: На фотографии моя семья
Вот мой папа, вот моя мама
Рядом был дед он картошку копал
Жаль что он в объектив не попал.
Упражнение «Круги» - вращаем по кругу всеми пальцами по очереди.
Упражнение «Солнышко» - поднимаем согнутые в локтях руки и то разжимаем максимально пальцы, то соединяем.
Упражнение «Шпагат» - пальцы зажать в кулак, затем открыть указательный и большой на обеих руках, соединить их и пружинить, приближая их, максимально друг-другу.
Упражнение «Веер» - загибать по очереди все пальцы.
Упражнение «Крючок» Сцепить большой палец правой руки с большим пальцем левой руки и т.д со всеми пальцами и проговаривать
Крепко держаться дружочки
Не разжать нам их крючочки.
Упражнение «Ветер» Руки согнуты в локтях и кисти сомкнуты проговариваем: Ветер дует завывает, пальму в сторону качает.
Упражнение «Краб» Руки как клешни, перебираем пальчиками и проговариваем: А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
Упражнение «Чайка» Руки –запястья на крест, подражаем птичке и проговариваем: Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.
Упражнение «Лимон»
Я возьму в ладонь лимон.Чувствую, что круглый он.Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.И всю руку напрягаю –Сок до капли выжимаю.Всё в порядке, сок готов.Я лимон бросаю,А руку расслабляю.
Артикуляционная гимнастика
Педагог. И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения – скороговорки. Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?
Учитель. Как выдумаете голос актеру-кукольнику надо тренировать?
Дети. Ответ.
Учитель. Из-за наличия физического препятствия – ширмы или маски, от чего голос становиться глуше, произнесенные слова - нечётки. Поэтому нужно работать над своей артикуляцией, над тембральным диапазоном, интонацией.
Итак приступим 1. упражнение «пятачок, клоун». Поочередно, то растягиваем губы с закрытым ртом, то собираем их «бантиком»
2. Упражнение «Круговые вращения». Губы «бантиком» вращаем сначала в одну сторону, затем в другую, по кругу.
3. «Чистим зубки». Рот закрыт. Язык, спереди зубов. Водим языком сначала в одну сторону, затем в другую.
4. «Иголочка» Рот закрыт. Кончиком языка упираемся внутри рта, то в одну, то в другую щеку.
5. «Хвастливые верблюжата». Дети жуют воображаемую жвачку во все стороны, так, чтобы двигалось все лицо.
6. «Игра на барабане». Представляем, что играем на барабане. Движение согласуется с дыханием.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов, била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, била бой.
7. Скороговорки. Работу над дикцией, по К.С. Станиславскому: «Надо через очень медленную преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех-же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».
Разучивание скороговорки
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно,
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать,
Так правильно и внятно чтоб было всем понятно.
Учитель. А теперь попробуем эту скороговорку говорить прыгая на воображаемой скакалке.
А теперь попробуем изменять интонацию, самую сложную составляющую речи актера. Произносим скороговорки с интонацией радости, вопроса, гордости.