Страны Юго-Западной Азии, Центральной и Восточной Азии

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Направление «Естественнонаучное»
Муниципальное образование Успенский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1

Разработка урока
Урок в 7 классе
(путешествие-исследование)



Сведения об авторе:
Сокова Вера Павловна, учитель географии МБОУСОШ №1
352450 Краснодарский край Успенский район село Успенское,
ул. Делегатская, дом 14 «А», кв.13



с. Успенское2014год



Тема: страны Юго-Западной Азии, Центральной и Восточной Азии

Цель: Сформировать у учащихся представления о составе, географическом положении стран Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии, природных явлениях, происходящих в регионе и их влиянии на жизнь человека.

Задачи:
Обучающие: создать условия для изучения предмета;

Развивающие: формирование у учащихся умения и навыков работать с картами атласа, учебником, дополнительными источниками информации, развивать творческое мышление, работая с различными источниками информации

Воспитательные: формирование бережного отношения к окружающей природе, воспитывать коммуникативное общение учащихся

Результаты обучения:

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать информацию

Предметные: выяснить состав стран региона, географическое положение, природные явления и хозяйственную деятельность людей
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира.
Познавательные: добывать и извлекать новую информацию из источников ЭОР, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; выделять причины и следствия для получения необходимого результата.
Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников.
Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: заочное путешествие-исследование
Формы работы: групповая, индивидуальная


Структура урока
Организационный момент:
Организую учащихся на изучение новой темы
Деятельность учителя:
1. Задания по актуализации опорных знаний:
Демонстрирует карты Зарубежной Азии, формирует умение задавать вопросы,
подводит к названию темы (слайд - политическая карта Зарубежной Азии)
Предлагаю зачитать стихи о регионах Зарубежной Азии и ответить на
Вопрос: «О каких регионах Зарубежной Азии на уроке пойдет речь?»

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Стих 1.(слайд « Регионы Зарубежной Азии»)

Интересный регион, где-то очень жаркий он,
Где-то низкий, где-то горный,
При подъеме непокорный.
Нефти много добывают и по миру отправляют.
А туристов привлекают и природа, и комфорт.
У пролива расположен древний город, ныне порт.

Стих 2. (слайд « Юго-Западная Азия»)







Ну, а этот регион – тоже очень горный он
И при этом есть пустыни, также жаркими прослыли
Среди гор, попав в капкан – Гоби и Такла Макан

Стих 3. (слайд « Центральная Азия»)

Я прошу вас угадать, по моим стихам узнать:
Полуостров, острова, дивных мест материка,
но сейсмически-опасный, жить в районе очень страшно.
И нагорье есть Тибет, выше в мире его нет!
(слайд «Восточная Азия»)
Учащиеся анализируют в атласе карты: физическую, климатическую, комплексную и называют регионы Зарубежной Азии. Ими явились: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия. ( Учащиеся определи тему урока и записали ее в тетрадь.)

2. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:
– Как вы думаете, может ли быть природа Зарубежной Азии однообразной, учитывая большую площадь региона?
Деятельность учащихся:
– Нет, природа будет разнообразной.

3. Открытие «Нового»

Деятельность учителя:

Предлагаю проведение урока по типу заочного путешествия-исследования в групповой форме, предварительно проведя жеребьевку по определенным регионам, стимулирую активное участие всех детей в поисковой деятельности с опорой на наглядный материал (атлас, иллюстрированный материал, учебник, дополнительные источники информации).

Деятельность учителя:
Предлагаю время на подготовку исследования. Учащиеся определяют лидера группы, а он в свою очередь распределяет задания участникам группы.

Карточки - задания группам:
Задания первой группе ( Проводят самостоятельную работу )

1.Определяют состав региона и географическое положение стран Юго-Западной Азии (слайд 1).
2.Выясняют причинно-следственные связи геологического строения, рельефа и полезных ископаемых стран Юго-Западной Азии.
3.Наблюдались ли сильные землетрясения в этом регионе в последние десятилетия?
(Опережающее задание) (слайд 3)
4.Определяют климатические особенности стран и гидрографию региона:
-выявляют климатические пояса и области, минимальные и максимальные температуры;
-рассматривают гидрографическую сеть (реки и озера--Тигр и Ефрат (слайд4);
-опережающее задание по Мертвому морю (слайд)

Деятельность учителя:
Предлагаю рассмотреть задания второй группы (Направляю и корректирую).
Задания второй группе (Проводят самостоятельную работу )

1.Определить состав региона и географическое положение стран Центральной Азии
2.Выяснитьпричинно-следственные связи геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Центральной Азии
3.Определить климатические особенности стран
4.Рассмотреть гидрографическую сеть (реки и озера) Янцзы, Хуанхэ)
(слайд 4)
Задание третьей группы (Проводят самостоятельную работу)

1.Определяют состав региона и географическое положение стран Восточной Азии.
2.Какие две складчатости протянулись через регион? Какие природные явления проявляются в регионе? Назовите последнее извержение вулкана в данном регионе.
3.Определяют климатические особенности стран и гидрографию региона:
-выявить климатические пояса и области, минимальные и максимальные температуры
4.Рассказювают о реках Хуанхэ и Янцзы

Деятельность учителя:
Предстоит выслушать учащихся четвертой группы
Задания четвертой группы: Проводят самостоятельную работу

1.Делают вывод о географическом положении регионов
2.В каком регионе вы хотели бы жить, благодаря указанному климату?
3.Какой регион отличается рекреационными ресурсами, добычей нефти, углем и другими полезными ископаемыми?
4.Выявляют наличие природных зон в регионе и их влияние на занятость населения в сельском хозяйстве.(Опережающее задание - «Родина культурных растений»
4 .Рефлексия

Я знаю или предполагаю
Узнал(а)новое

1.Есть регионы в зарубежной Азии
1.Называются Юго-Западная, Центральная, Восточная Азия

2.Геологическое строение, рельеф
2.Располагаются платформы и складчатые пояса.
Горы: Кавказские, Эльбурс, Тибет, Памир

3. Климат различный
3.Тропический, субтропический ,умеренный

4.Есть реки и озера
4.о.Ван, Мертвое море, Тигр, Ефрат

5.Добывают нефть, уголь и др. полезные ископаемые
5. В Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Бахрейне

6.Выращивают сельскохозяйственные
культуры
6. Регион стал родиной многих культурных растений


-СИНКВЕЙН-
-1 существительное( 1) -Регион
-2-прилагательное(2)-жаркий, горный;
-3-глагол (3)Отдыхают, добывают , загрязняют,
-4- крылатая фраза - уникальный

А) Самооценка (формировать у детей способности к объективной оценки, самооценки своей деятельность). Наше путешествие-исследование закончилось, прикрепите магнит к следующим утверждениям:
1) понял все хорошо ответили 30 учащихся
2)хочу знать больше ответили 28 учащихся
5.Домашнее задание: познакомиться с темой пар.56. Нанести на контурную карту границы регионов, столицы государств и полезные ископаемые. Подготовить презентацию о рекреационных ресурсах регионов).













































Пояснительная записка

Урок по теме «Страны Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии в
четвертом Естественнонаучном направлении

Характеристика класса
В классе 7 «А» 30 учащихся: 15-девочек, 15 –мальчиков.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями к урокам. Дети подвижны, жизнерадостны. Диагностика мотивации к обучению показала, что все желают учиться. Ребята - креативные личности, с удовольствием откликаются на различные формы, методы, типы уроков, импровизации на занятиях. Ребята исполнительны, воспитаны, что позволяет давать опережающие задания
Коллектив сплоченный, отвергнутых учащихся нет.
Ребята работоспособны. Успеваемость-100%, качество знаний 62 %.
Программа составлена на основе авторской программы по географии
для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, Е.М. Домогацких, Москва «Русское слово, 2008
Учебник. География. Материки и океаны Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово»,2014
Раздел 1. «Планета, на которой мы живем».
2 часа в неделю 2014 год
Этапы урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
3.Открытие «Нового»
4. Рефлексия
5.Домашнее задание
Методические приемы: словесный, объяснительно-иллюстрированный, создание ситуации успеха, похвала, оценка, самооценка.
Используемая литература:
- «Педагогические технологии», Буланова М.В, Топоркова. Москва-Ростов – на Дону, 2004.
- «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Е.С. Полат. Москва. 2003.
- «Педагогика». Харламов И.Ф. Москва 2004.
- «Современные образовательные технологии». Москва, «Народное образование»,1998.
- «Методика обучения географии в школе» под редакцией Л.М.Панчешниковой. Москва. «Просвещение» 1997.
Формы обучения: кооперированно-групповая предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего задания;
Индивидуальная, поисковая, фронтальная.
Методические материалы, технические средства обучения:
-конспект урока, презентация;
-компьютер, мультимедийный проектор;
-раздаточный материал - карточки с вопросами;
-сообщение детей;
-Карта «Физическая мира»; « Политическая мира» «Физическая карта Евразии»
-УМК: учебник География. Материки и океаны Е.М. Домогацских,
Н.И. Алексеевский. Москва«Русское слово»,2014
Атлас для 7 класса

Анализ урока:
Цель урока и задачи, поставленные перед учащимися класса, были выполнены.
На уроке учащиеся познакомились и получили представление о составе, географическом положении, природных явлениях и хозяйственной деятельности людей региона. Была установлена связь, с темами, раннее изученными, как этого года, так и предыдущего.
Материал подавался на достаточном уровне научности, с учетом возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем доступно, и логично.
В качестве средств наглядности были использованы физическая карта мира, карты атласа, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
На уроке применялись методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Ребята активно включались в работу в группах. Отвечали на вопросы, вошли в роль « ученых- исследователей», повысили свою самооценку.


Приложение
Описание педагогических идей и инициатив
Хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения уроков, который, как мне кажется, обеспечивает активную работу всех учащихся класса.
Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности работать самостоятельно. Предпочитаю групповую форму работы и уроки путешествия-исследования. Они особенно соответствуют программе обучения в 6-7 классах.
Для этого веду подготовительную работу с учащимися, определяю степень сложности и самостоятельности учащихся на каждом уроке, привлекаю к систематической работе с картами различного содержания, продумываю связь нового материала с пройденным этапом.
Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на какие моменты учащимся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетом подготовленности каждого ученика. В каждой группе есть лидер, который регулирует ответы членов группы. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, т. к. его ответ влияет на оценку всей группы.
При объяснении группой задания, другие учащиеся слушают и заполняют таблицу, заранее подготовленную. Уроки заочного путешествия - исследования в форме групповой работы более эффективны, т. к. развивают интерес к предмету, изучаемой теме, способствует сплочению коллектива, усвоению материала и развитию самоуправления в классе.
Для успешного проведения урока нескольким ученикам даю опережающее задание и дополнительный материал или сайты интернета.
Считаю, что данная форма работы способствует развитию самостоятельности, умение работать в коллективе, в группах, а значит к адаптации в последующей жизни.
При подготовке к уроку использовала технологии:
1. Развивающего обучения, по З.И. Калмыковой, основными принципами которого являются:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
-формирование эврестических приемов умственной деятельности;
-оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.
2.Проблемного обучения по мнению И.М.Базиной и Л.М Панчешниковой
проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемную ситуацию и организует поисковую деятельность к их разрешению.
Для развития самостоятельности и активности использую методы креативный и

деятельный.
творческий (креативный) и деятельный методы, разработанные В.В.Давыдовым, предлагают максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Данные методы проявлялись в течение всего урока.
Урок сопровождался показом презентации по теме. Использовался мультимедийный проектор

Методики оценки эффективности урока:
Стимулирующее введение урока, создание эмоционального и делового настроя;
-оптимальность целеполагания, ясность образовательных, развивающих и воспитательных задач;
-кратковременность организационного момента, создание готовности класса и оборудования к уроку;
-наличие логических переходов от одного этапа урока к другому, качество усвоения темы урока;
-оптимальность использования методов, побуждений учебной активности учащихся;
-психологическая готовность учителя: доброжелательный тон, уверенность четкость, организованность;
-компетентность, тактичность, умение работать в группах;
-умение осуществлять проверку и взаимопроверку учащихся;
-создание учителем на уроке ситуации успеха, помощь учащимся в создании положительной самооценки.






























Рецензия

на урок «Страны Юго - Западной, Центральной и Восточной Азии ».

Урок по теме «Страны Юго- Западной, Центральной и Восточной Азии» был проведен в 7 «А» классе.
Перед учащимися была поставлена цель: Сформировать у учащихся представления о составе, географическом положении стран Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии, природных явлениях, происходящих в регионе и их влиянии на жизнь людей , а также задачи: образовательные, развивающие и воспитывающие.
Урок интересный, по типу заочного путешествия-исследования. Материал урока подобран грамотно. Применялись различные виды деятельности: карточки для групповой самостоятельной работы, фронтальная беседа, опережающее задание детей.
Хорошо продуманы цель и методы обучения. Учащиеся активно работали в течение всего урока, использовали карты атласа, учебник, с желанием отвечали на проблемные вопросы. Объяснение было наглядным, доступным, сопровождалось презентацией.
Закрепление материала проводилось заполнением таблицы и синквейном.
Вызвал интерес рефлексии урока и творческий подход учителя к выполнению учащимися домашнего задания.
В ходе урока были достигнуты цель и задачи урока.







Зам. Директора по УВР Вольнер И. В.


























Страны Юго- Западной,
Центральной и Восточной Азии
Arial Black15