Урок окружающего мира Жизнь леса. Подойдет для любого УМК


Тема урока: Жизнь леса. Лес – природное сообщество. 4-й класс
Цели.
Дидактические цели:
cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса;
закрепить умение составлять цепь питания из растений и животных сообщества леса.
Развивающие цели:
развивать познавательную активность детей;
развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Воспитательные цели:
научить детей бережному отношению к лесу;
продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация-сопровождение к уроку, рабочие материалы для учащихся
Формы и методы работы учащихся на уроке: групповая, работа с ЭОР, ИКТ-технологииУчащиеся должны:
знать:
названия живых организмов леса;
ярусы леса;
знать правила поведения в лесу;
уметь:
составлять цепь питания из растений и животных сообщества.
План урока
№ппНазвание этапа Время
Организация начала урока 1 мин
Вводная беседа, мотивация 2 мин
Определение темы, постановка целей, составление плана урока 3 мин
Актуализация знаний 5 мин
Проблемная ситуация + самоконтроль 5 мин
Самостоятельная работа в кооперированных группах + самоконтроль 12 мин
Включение новых знаний в систему + самоконтроль 5 мин
Физкультминутка 1 мин
Домашнее задание на перспективу 1 мин
Подведение итогов урока 2 мин
Самооценка и рефлексия 3мин
Итого 40 мин
Ход урока
1.Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Вот опять звенит звонок,Приглашает на урок.
Я очень рада с вами познакомиться.
2. Вводная беседа, мотивация
-Ребята, а вы любите сказки?
- зачем люди придумывали и рассказывали сказки? (Добиться ответа, что сказки учат нас чему-то).
-Вот и сегодня урок я начну со сказки. Готовы слушать?
Фрагмент диафильма «Девочка и лиса»
Узнали сказку?
-Чему нас учит эта сказка?
Правильно, Аленушка знала, какие звери в лесу опасны для человека, а какие нет?
3. Определение темы, постановка целей, составление плана урока
Откуда она это узнала? Какая тема была на уроке в школе?
Наша тема сегодня так и будет звучать – ЖИЗНЬ ЛЕСА.
Знакомая вам тема? Вы уже изучили леса России, в каком разделе предмета?
Мы продолжим знакомиться с лесом, а вопрос, на который нам предстоит ответить в течение урока такой: Что такое лес?
Но, чтобы отправится в лес нужно знать правила, давайте их вспомним.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ (вставить слова)
А вы, ребята, сегодня сидите не как обычно, а как? Значит, мы пойдем в лес группами, и надо вспомнить еще правила. Какие?
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. (прочитать про себя)
Давайте составим план нашей экскурсии
Определить тему урока
Вспомнить, что знаем.
Познакомиться с новым.
Научиться пользоваться новыми знаниями.
Оценить свою работу
4. Актуализация знаний
Я с вами поиграю, а заодно узнаю, что вы помните с прошлых уроков?
ВОПРОСЫ ГРУППАМ (связать с краеведением– 3 группа)
5. Проблемная ситуация + самоконтроль
У нас проблема, мы не знаем значение слова. Как мы можем решить проблему? (учебник, словарь, интернет)
- Я предлагаю группам поэкспериментировать со всеми источниками, потом сравним итоги работы.
Итог этапа работы Что в лесу расположено по уровням?
Какие предметы еще могут быть с ярусами?
Посмотрите, у вас на столах лежат деревья. Кто понял значение слова ЯРУС, возьмите любое дерево и наклейте на зеленый лист в любом месте.
6. Самостоятельная работа в кооперированных группах + самоконтроль.
Я вижу, все справились с этим заданием, и мы можем двигаться дальше.
Вы уже знаете , Кто в лесу живет? Что в лесу растет? (Ответы. Спросить про наши леса)
Что же нового мы с вами можем сегодня узнать, используя предыдущее задание? (Кто и что растет и живет на разных ярусах)
Но, чтобы не пугать лесных обитателей, мы с вами сейчас разойдемся группами.
Одна группа – на опушку умений (расселить животных по ярусам-проверка по контрольному листу),
Другая- на поляну знаний (прослушать объяснение, заполнить таблиц)
Третья группа – на литературную полянку (отгадать загадки наклеить в таблицу, сравнить с образцом).
Не переживайте, каждая группа должна побывать на всех полянках, по очереди.
Как только закончите задание на своей поляне сигнализируйте мне, и мы скоординируем наши маршруты. Двигаемся по часовой стрелке. Время ограничено.
И, мое пожелание перед самостоятельной работой, вспомните еще раз правила работы в группе, распределяйте обязанности.
Итог этапа работы: какие деревья образуют верхний ярус? Средний? Нижний?
Какие животные живут на каждом ярусе?
- Какие животные встречаются в нашем крае?
- Какие из них живут на деревьях?
- Какие ведут наземную жизнь?
Кто считает, что все понял и запомнил, приклейте дерево на полянку.
7. Включение новых знаний в систему + самоконтроль
Отправляемся дальше.
А знаете почему никто из вас не заблудился? Вы уже встречались на уроках с жизнью леса.
Посмотрите и вспомните, о чем говорили на уроках в 3 классе? (Что в лесу все взаимосвязано)
Как вы показывали связи в лесу? (с помощью цепей питания)
Давайте вспомним, что мы знаем о цепях питания? А поможет нам волшебный ластик.
Какое первое звено должно быть в цепи питания? Второе? Третье?
Вспомнили? Теперь задания группам.
На карточке три цепи питания, найдите правильную. Но сначала распределите обязанности: 1 – читает, 2- отмечает, 3-выходит показывать, 4- объясняет.
ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет.Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
- Так как же живут растения и животные в лесу? (Cообща, вместе.)
- Как вы думаете, что такое сообщество?
Итог этапа урока: что нового узнали про обитателей леса?
Кто все понял, приклейте дерево на полянку.
8. Физкультминутка.
9 . Домашнее задание на перспективу
А обо всех ли жителях леса мы с вами поговорили? ЕСЛИ ОТВЕТА НЕТ, ТО ЗАГАДКА
И на горке, и под горкой,Под березой, и под елкой,Хороводами и в рядВ шляпах молодцы стоят. (Грибы.)
Дополнительный материал
ЗАГАДКИ НА ДОСКЕ
- А какие грибы вы знаете?
- Отгадайте мои загадки, и вы узнаете, какие грибы растут в лесу.
- Определите съедобные и несъедобные грибы (ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ
Складываем в корзину)
В учебнике на стр. 179-180 в статье “Нужны ли лесу грибы?”
Найти интересные факты о грибах
С обсуждением на следующем уроке
Кто готов узнавать новое самостоятельно, приклейте дерево на лист
10. Подведение итогов урока
Мы заканчиваем экскурсию. Что вы можете рассказать о лесе своим знакомым, изучив ее изнутри? Вспомните этапы нашей экскурсии. (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
- Молодцы! Можем ответить на контрольный вопрос? (Мы назовем лес природным сообществом.)
- “Лес – прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес…”
Ребята, кто же хозяин леса? СЛАЙД МЕДВЕДЬ
11. Оценивание и рефлексия.
Давайте посмотрим, какой же лес у нас с вами получился? (ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ)
4 дерева -5
3 дерева – 4
2 дерева- 3
ВСЕМ ПОДАРОК О ХОЗЯИНА ЛЕСА И ОТ МЕНЯ.
10. Рефлексия
У вас отличные отметки, и я хочу узнать ваше отношение к теме урока и настроение ЧЕЛОВЕЧКИ НА ЛЕСТНИЦЕ