Конспект мастер-класса для слушателей курсовой переподготовки Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯСИНОВАТСКОГО ГОРСОВЕТА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «СОЛНЫШКО»
Мастер-класс
«Применение методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в повседневной жизни детского сада.» (для слушателей курсовой переподготовки воспитателей Дошкольных образовательных учреждений)Воспитатель 2-й квалификационной категории
Рыбочка Марина Борисовна
г. Ясиноватая
2013 год
Мастер – класс
Тема:Применение методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в повседневной жизни детского сада.
Цель:Способствовать снятию психологической инерции,
приобщая детей к умению мыслить системно, творчески.
Задачи:Развивать связную речь, упражняя в употреблении
сложноподчиненных предложений. Обогащать словарь.
Развивать творческое воображение, фантазию. Учить
ведению проблемного диалога, терпимости и в тоже время
сомнению при соприкосновении с необычной,
отличающейся точкой зрения.
Раздаточный материал:предметные картинки.
Ожидаемый результат:Дети связно рассказывают, фантазируют.
Возникновение положительного эмоционального
отношения к занятиям, повышение познавательной
активности и интереса, раскрепощение личности,
появление нестандартного подхода к выполнению
поставленной задачи.

План занятия.
1. Приветствие.
2. Игра «Да-нет» - совместное решение проблемного вопроса.
Цель: обучать мыслительному действию.
3. Сюрпризный момент.
4. Игра «На что похоже?»- развитие ассоциативного мышления.
Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета.
5. Игра «Чем был, чем стал?» - выявление свойств объекта и признаков времени.
Цель: определить линию развития объекта.
6. Игра «Теремок» - функционально-ценностный анализ.
Цель: сравнение разных систем.
7. Игра «Фантазеры» - развитие творческого воображения.
Цель: развивать воображение, логическое мышление, умение работать вместе.
8. Игра «Найди друга» - объединение по одному признаку.
Цель: установление эмоционально-духовной связи и взаимодействия объектов.
9. Рефлексия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ – теории решения изобретательских задач в повседневной жизни детского сада».
Меня зовут Рыбочка Марина Борисовна, я – воспитатель детского сада № 10 «Солнышко».
Несколько слов о методике ТРИЗ.
В современных условиях многократно увеличился поток информации, которой нужно овладеть ребенку, чтобы быть полноценной личностью в постоянно меняющемся мире. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности, которая может адекватно реагировать на информационный поток.
Одной из важнейших задач в дошкольном возрасте является не столько сообщение новых знаний, сколько их систематизация, обработка умений самостоятельного добывания и свободного использования информации в процессе познавательной деятельности.
Необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.
Особенностью детского мышления является стремление связывать «все и во всем».
Проверенными методами формирования системного мышления являются методы ТРИЗ – теории решения изобретательских задач и РТВ – развитие творческого воображения.
Целью использования данной технологии в детском саду является, развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
Игровой мотив деятельности для детей дошкольного возраста более действенен, чем все остальные. Те знания, которые дети получают в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются и выводятся на уровень навыка в играх и упражнениях. Творческие задания объявляются детям, как игры, проводятся в режимных моментах или являются частью занятия развивающего характера.
И знает детвора:
На свете нет полезнее
Лекарства, чем игра.

Вы хотите поиграть ?Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
В мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего узнали?
На вопросы отвечали?
Это был вариант игры «Да-нет».
Как зовут вас, расскажите,
Имя-карточку покажите.
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов организации совместной деятельности детей и воспитателя. В данный момент вы – дети старшего дошкольного возраста.
- Дети, по почте мне пришел конверт от детишек детского сада № 10 «Солнышко». (конверт вскрывается, дети получают предметные картинки).
- Чтобы ты, Таня, сделала со своей картинкой? А ты, Соня?
- А я предлагаю с этими картинками поиграть. У меня есть странные картинки, которые я сразу не заметила в конверте. Помогите мне с ними разобраться. А ответом на этот вопрос должна быть ваша картинка.
Показываю схематическое изображение объекта и задаю вопрос: «На что это похоже?» Дети поднимают картинки, похожие на схему-изображение
(за правильный ответ вдается фишка).
- Просто так из интереса
Буду с вами здесь играть,
Вам загадки задавать.
Наша игра-загадка называется «Чем (кем) был, чем (кем) стал?»
- Оля, познакомь нас со своей картинкой. Дети, чем был этот предмет раньше? Чем станет этот предмет через некоторое время?
(за правильный ответ выдается фишка).
- Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок.
(устанавливается макет домика)
- Как вы думаете, в какую игру мы будем сейчас играть? («Теремок»).
- Я – хозяин теремка, меня зовут Зонтик. Вы должны по очереди подходить к теремку и говорить слова из сказки: тук-тук, кто в теремочке живет?
Я – зонтик, а ты кто?
Я – пирожок, пустишь меня в теремок?
Пущу, только если скажешь, чем ты на меня похож.
(тебя и меня сделал человек, человек от меня и тебя получает пользу, спасается).
Хозяин постоянно меняется, гость, который зашел становится хозяином.
(за правильный ответ - фишка).
- Кто на стульчике сидел,
Кто в окошечко глядел:
Оля мечтала,
Даша болтала,
А мы фантазировали.
- Наша следующая игра так и называется «Фантазеры».
Я сейчас разложу на столе ваши картинки, но рисунком вниз. Никто не знает, какая картинка ему достанется. А вы будете выходить, вытягивать картинку и придумывать предложение на тему «Путешествие», но так, чтобы из одного события вытекало другое и получился интересный рассказ.
(за правильный ответ - фишка).
- Если каждый друг по кругу
Друг другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор
Дружба – это экватор.
Если каждый друг планеты
Друг другу ромашкой помашет,
То станет ясно дружба – это
Планета Ромашек.
- Мы рассматривали каждый предмет, картинку отдельно, а теперь давайте попробуем наши картинки подружить между собой. Но вы знаете, что друзей много не бывает и они находят друг друга по интересам. Так и в нашей игре «Найди друга» будем искать себе друзей. Одна поправка: интересы у человека меняются, появляются новые друзья. Поэтому ваша картинка может объединиться несколько раз с другими картинками-предметами.
(дети становятся в круг лицом друг к другу и объединяются, выходя в центр).
- Объединитесь все:
- кто живой
- кто издает звуки
- кто выше стола
- кто сам двигается
- молчит
- не живой
- живет в воде
- живет в воздухе и т.д.
(за правильный ответ - фишка).
Подведение итогов: подсчет фишек, вручение наград победителям.
- Сегодня на занятии вы правильно строили предложения, во время игры друг друга не перебивали, терпеливо выслушивали. Мне понравилось, что вы внимательно относились к мнению других детей , ведь каждое мнение имеет право быть высказанным. Я добилась активного участия всех детей на занятии, считаю, что каждый из детей чувствовал себя свободно , уверенно и с интересом делился своими мыслями, не боялся ошибиться, потому что дети были доброжелательными и переживали друг за друга. Дети сумели проявить свое нестандартное мышление, найти решение в различных ситуациях. С поставленной задачей я справилась.