Дополнительна общеразвивающая программа Ритмика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСовременные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие четких нравственных ориентиров формирует ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Состояние здоровья учащихся явно неблагополучное. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется в агрессивности их поведения либо в адаптации и равнодушии к жизни. Растет число детей с различными формами хронических заболеваний. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья, резко сужаются, и такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух, физическая разрядка занимают все большее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок.
Актуальность: Нарастающая напряженность ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая тем самым устойчивость к влияниям различным стресс-факторов. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно и общего здоровья человека.
Педагогическая целесообразность: Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры человека неразрывно связана с понятием совершенствования. Самосовершенствование – это процесс преобразования человеком своей природы в стремлении к все более полному проявлению его нравственного начала во всех сферах жизнедеятельности Совершенствование человеком своих физических возможностей (как наиболее привычных и доступных) является начальным этапом и одновременно опорой процесса этих преобразований. Именно проявление нравственной природы человека в физической сфере способно преобразовывать качество процесса физического движения, претворяя движение физическое в способность к творчеству, стремление к нравственной жизни и самосовершенствованию.
Ритмика последнее время становится популярной молодёжной и детской среде. Она привлекает своей эмоциональностью и созвучием современным танцам, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитию физических и эстетических качеств, укреплению здоровья. Уроки ритмики учитывают
эстетические потребности;
озабоченность состоянием костно-мышечного развития детей;
страх получить плохую оценку;
малоподвижный образ жизни, следовательно, развитие гиподинамии
и они должны быть безоценочными, так как призваны решать в первую очередь оздоровительные задачи.
Цели программы:
воспитание правильной осанки.
повышение работоспособности и двигательной активности.
нормализация массы тела.
улучшение психического состояния, снятие стрессов.
развитие музыкальности, чувства ритма.
повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
коррекция минимального нарушения физического развития;
развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.
Новизна: Все сказанное приводит к мысли о необходимости единого подхода, как к физическому, так и нравственному здоровью. Один из таких подходов предлагает ритмическая гимнастика – новое направление массовой оздоровительной физкультуры. Ритмическая гимнастика – это тренировка для всех. Развитие ритмической гимнастики осуществляется не по традиционной схеме: физические упражнения – спорт – социальность – личность, но в обращении биологически эффективного движения непосредственно к гармоничной культурной форме и непосредственно к личности и лишь затем к спорту. Такой путь оказался достаточно эффективным и эффектным, и поэтому продвижение ритмической гимнастики в сферу дополнительного образования явилось одним из требований времени.
Таким образом, программа по ритмике предлагает целостный подход к решениям проблемы нравственного и физического здоровья, который связывает воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием физического и психического здоровья.
Задачи : Данная программа позволяет последовательно решать задачи физического и нравственного воспитания. Формирует у учащихся целостный подход к физической культуре как к психофизической основе воспитания нравственности, а именно:
воспитание у детей доброжелательности, терпимости, стремление к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности;
формирование представления о своем нравственном и физическом здоровье как о личном и общем достоянии;
приобретение знаний о заложенных в человеке природой высших возможностях, проявляющихся в следовании нормам этики и нравственности, формирующих его физическое и психическое здоровье;
формирование навыка непрерывного движения и применение его в различных формах двигательной активности, ощущение удовольствия, комфорта от выполняемого движения;
укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности учащихся;
приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений о физической культуре в контексте подхода, предлагаемого уроками ритмической гимнастики;
развитие основных двигательных качеств.
Своеобразие данной программы заключается в том, что в ней отсутствуют традиционные нормативы, а материал дается по группам. Это обусловлено тем, что перед учителями физической культуры стоят новые задачи: обучить детей навыкам непрерывного движения, комфортного восприятий физических и психических нагрузок и на базе этого помочь детям освоить традиционные формы движений.
Материал программы дается в трех разделах:
основы знаний;
элементы ритмической гимнастики;
двигательные умения и навыки.
Структура знаний содержит следующие блоки:
основы ритмической гимнастики;
личностно-ориентированные знания, связанные с самосовершенствованием, самовоспитанием, саморазвитием;
знания, связанные с этикой поведения и общения в коллективе;
знания, необходимые для реализации физкультурно-спортивной деятельности в коллективе для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т.д.;
знания, необходимые для применения основ физической культуры в жизнедеятельности человека.
В данной программе представлены ритмические упражнения, танцевальные движения, игры с музыкальным сопровождением, которые помогают создать у учащихся во время занятий положительный эмоциональный настрой и обеспечивают последовательные и системные обучения школьников основам музыкально-двигательной культуры.
При составлении комплекса ритмической гимнастики необходимо предусмотреть следующее:
в водной части провести разминку;
сбалансировано планировать нагрузку для верхней и нижней части тела;
при разучивании в начале давать упражнения для ног и когда учащиеся почувствуют себя комфортно добавлять движения рук, сходные по направлению и форме движению ног;
нагрузка на одну и ту же ногу должна длиться не более 60 секунд;
упражнения необходимо выполнять технически правильно.
На уроках ритмики ребята быстрее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений.
Благодаря тому, что этот урок безоценочный, учащиеся не боятся проявить себя и чувствуют себя раскрепощено. Но, в то же время, они знают, что при постоянном посещении уроков ритмики получают дополнительный балл на уроках физической культуры. Это даёт возможность детям со слабой физической подготовкой улучшить свои оценки на стандартных уроках физической культуры. И это тоже приносит свои плоды, так как учащиеся идут на уроки ритмики с радостью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО РИТМИКЕ
№ ТЕМА ЗАНЯТИЙ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
1. Вводное занятие 2 - 2
2.
2.1
2.2
2.3
РИТМИКА
Элементы музыкальной грамоты
Упражнения на развитие ориентации в пространстве
Упражнения на развитие групп мышц и подвижности суставов
1
1
1 7
9
15 8
10
16
3.
3.1
3.2
3.3
ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Упражнения по коррекции осанки
Упражнения на развитие гибкости и силы
Упражнения на координацию движений
1
-
1 15
16
15 16
16
16
4.
4.1
4.2
4.3 ОСНОВЫ ПЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Растяжки
Подражательная пластика
Упражнения на выносливость
-
1
- 12
8
9 12
9
9
5. ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА 30 30
6. ВСЕГО 8 136 144
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.Вводное занятие:
Теория:
знакомство с планом работы на предстоящий учебный год, с ходом проведения занятий и своими обязанностями;
инструктаж по технике безопасности на занятиях по сценическому движению.
2.Ритмика.
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты:
характер музыки (веселый,грустный)
темп (медленный, быстрый);
динамические оттенки (тихо, громко);
Овладение простейшими навыками координации движений.
3.Основы сценического движения:
Теория: Первый этап – знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
Практика: Обязательным элементом каждого занятия по данной теме является разминка и растяжка.
упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).
упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.
упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
повышение выносливости студийцев (упражнения анаэробного, аэробного и смешанного характера);
скоростную подготовку (упражнения на простую и сложную двигательную реакцию, имитационная реакция, упражнения на развитие быстроты движений, упражнения для развития медлительности, упражнения на изменение скорости движения, подвижные игры соревновательного характера, упражнения на темпо-ритмическую организацию движений);
равновесие (упражнения с преимущественным воздействием на полукружные каналы: обороты тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов, прыжки с оборотами, перекаты ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки на месте с продвижениями в различных направлениях, упражнения на повышение устойчивости тела, парные упражнения на равновесие системы тел);.
4.Основы пластической культуры тела.
разминка, растяжка упражнение «потягивание», учатся мгновенно переключать режимы движения тела в разных скоростях с плавных движений на ломанные.
Теория:
подражательная пластика: студийцы должны научиться воспроизводить на сценической площадке повадки и особенности движений разных животных, насекомых и птиц.
5.Партерная гимнастика.
Комплекс упражнений, выполняемый в партере ,и направленный на укрепление и подвижность голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, на укрепление пресса, мышц спины, которые влияют на формирование правильной осанки.
Методические рекомендации
По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.
Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку этюдов;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ этюдов;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - разводка этюдов по мизансценам с объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание пластического образа на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений к постановке этюдов через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
Парная — рассчитать работу на двоих.
Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
При работе с детским коллективом педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочкарёва Н. «Ритмика и хореография».Учебно- методический комплекс для хореографических школ, гимназий,ДМШ, школ искусств. Кемерово 2000г.
Васильева Т.И. Балетная осанка: Метод.пособие.- М.:Высшая школа изящных искусств Лтд.,1993г.- с.48
Тхакур Бхарат.:Йога: Простые способы исцеления тела и духа/Пер.с нагл.-М.:Мой Мир ГмбХ и Ко.КГ,2006.-128с.:ил.
Уте сен-Жан, Шпахтгольц Барбара.:Здоровый позвоночник за пять минут в день/Пер.с нем.-М.: Мой Мир ГмбХ и Ко.КГ,2005.-120с.:ил.
Шмитт Феликс, Тайверс Синтия.:Ножки Мирового Стандарта. Эффективная шестинедельная программа приведения в форму ваших ног, ягодиц и бедер /Пер. с англ.-М.: «ТРИЭН»,1998.-144с.:илл.
Школа развития. Детская аэробика: методика, базовые комплексы. «Феникс», Ростов на Дону, 2005г.

Комплекс упражнений в партере
1. «Морская звезда»
И.П. лежа на животе, руки вверху:
«1»- прогибаясь поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги;
«2»- руки и ноги развести в стороны;
«3»- руки и ноги соединить;
«4»- и.п.
2. «Медуза»
И.П. лежа на спине, ноги врозь, руки вверх и в стороны:
«1»- группировка лежа;
«2»-«3»- держать положение;
«4»- и.п.
3.«Дерево»
И.П. лежа на спине, руки за головой;
На вдох – руки тянуться «наверх», стопы сокращены тянуться «вниз»
На выдохе – расслабиться.
4. .«Низкий мостик» И.П. лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль корпуса:
«1»- «2» -опираясь о пол пятками и плечами, поднять грудную клетку и таз;
«3»- «4» - вернуться в и.п.
5«Рыбка»
И.П.лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль корпуса:
«1»- «2» -прогнуться в грудном отделе позвоночника
«3»- «4»- вернуться в и.п.
6. «Качалка»
И.П. сидя, ноги согнутые в коленях, обхватить руками;
«1»- качнуться назад на круглой спине;
«2»- вернуться в и.п.
7. «Лук»
И.П. лежа на спине:
«1»- ноги согнуть в коленях;
«2»- достать пальцами ног пола за головой
«3»- сохранить это положение;
«4»- вернуться в и.п.
8.«Мостик с корзинкой»
И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на голеностопах:
«1»- «2» - поднять живот;
«3»-«4»- перевернуться на живот, держа руками ноги (корзинка);
«5»- «6»-перевернуться на спину (мостик);
«7»- «8»-и.п.
9.»Цветок»
И.П. сидя, ноги согнутые в коленях, обхватить руками:
«1»-«2»- одновременно, раскрывая руки, выпрямляя ноги лечь;
«3»-«4»- потянуться
«5»-«6»- опираясь руками о пол, поднять грудную клетку, одновременно подтягивая ноги;
«7»-«8»- вернуться в и.п.
10. Перекрестное вытяжение
И.П. лежа на спине:
Вдох – потянуть правую руку и левую ногу;
Выдох- вернуться в и.п., расслабиться.
Все повторить наоборот.