ЛЕТНЯЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК СРЕДА УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ


ЛЕТНЯЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК СРЕДА УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
И.И. Ахтамьянова, доцент кафедры психологии БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа
Л.Е. Озерова, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с. Белое Озеро Гафурийского района РБ
Проблема укрепления психического и психологического здоровья человека является актуальной на протяжении всего периода онтогенеза, но наиболее остро она стоит в школьном и, особенно, подростковом возрасте.
Всемирная организация здравоохранения так определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья [1, с. 32]:
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
И.В. Дубровина дифференцирует понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»: основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, а основу психологического здоровья – развитие личностной индивидуальности [2].
И.В. Дубровина отмечает, что именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Она пишет, что « в каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании, понимании и эмоциональном принятии мира. Неразвитые психические функции не позволяют ребенку полноправно взаимодействовать с миром людей, культуры, природы, познавать, чувствовать и понимать этот мир» [2, c.18].
Полноценное психическое развитие обуславливает психическое здоровье растущего человека и закладывает фундамент его психологического здоровья.
«Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности. Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии. Растущий человек начинает все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры» [2, c.19].
Условием для здорового психического развития детей является создание среды, обладающей развивающим эффектом. Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Взрослым следует помочь ребенку овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира [там же].
На наш взгляд, такой развивающей средой, в которой одновременно создаются условия и для укрепления психического здоровья, и для становления психологического здоровья является Летняя психологическая школа (ЛПШ).
Идея организации Летней психологической школы для учащихся сельских школ Республики Башкортостан принадлежит доценту кафедры психологии БГПУ им. М.Акмуллы, которая взяла на себя руководство подготовкой и проведением ЛПШ. Информационную и организационную поддержку оказывает Центр довузовского образования университета.
В 2007-2011 гг. ЛПШ была организована на базе спортивно-оздоровительного лагеря БГПУ им. М.Акмуллы «Росинка» на живописном берегу Павловского водохранилища Республики Башкортостан. В последующие годы ЛПШ проводилась на базе МОБУ СОШ с. Белое Озеро Гафурийского района РБ, которая является экспериментальной площадкой кафедры психологии БГПУ им.М.Акмуллы и работает по теме «Формирование когнитивной культуры обучающихся в образовательной среде сельской школы» (научный руководитель – к.пс.н., доцент кафедры психологии И.И.Ахтамьянова).В задачи организации и проведения ЛПШ входит:
Формирование психологической грамотности: дать общие представления о психике, о формах взаимодействия человека с миром, формирование психологической наблюдательности, понимания внутренних состояний человека.
Формирование психологической компетентности, в частности коммуникативной компетентности.
Формирование рефлексии как личностного качества: самооценка поведения, самооценка личностных качеств, представление о себе во временной перспективе, осознание себя как носителя социальных ролей личности.
Программа Летней психологической школы включает занятия, предназначенные для ознакомления с основами здорового образа жизни:
Как научиться управлять собой. Особенности психологической саморегуляции.
Внутренний мир современного школьника. Особенности его презентации.
Психология нарко- и алкогольной зависимости.
Влияние массовой культуры на сознание человека. Особенности психологической защиты.
Компьютерная зависимость. Способы защиты.
Роль физической культуры в жизни человека.
Психология успеха. Имидж современного человека.
Использование активных форм проведения занятий (лекции, развивающие игры и упражнения, тренинги) позволило школьникам чувствовать себя раскованно, легко, непринужденно. Каждый слушатель имел возможность проявить себя в различных видах деятельности.
Особое внимание в программе ЛПШ было уделено развитию и формированию коммуникативных особенностей. Важно научить подростков учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; уметь слушать и вступать в диалог; уметь интегрироваться в группу сверстников, планировать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество как со сверстниками, так и со взрослыми. Кроме названных показателей важными являются также способность строить понятные для собеседника высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; рефлексия своих действий как полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Для формирования социальных компетенций и коммуникативных умений младших подростков нами разработан специальный тренинг – Веревочный курс – для проведения в условиях ЛПШ. Очень важным для эффективности работы ЛПШ и для хорошего отдыха в детском лагере является сплоченный, дружный коллектив, строящий свои взаимоотношения на принципах уважения, взаимопомощи и поддержки.
Веревочный курс представляет собой серию специально разработанных упражнений, которые помогают сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. Главная идея Веревочного курса состоит в том, что все упражнения выполняются всеми участниками, словно они связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка используется при проведении некоторых упражнений [3].
Упражнения были построены таким образом, чтобы вовлечь всех без исключения ребят в их выполнение. В результате каждый член группы и вся группа в целом участвовали в достижении поставленных целей. Так, в ходе преодоления сложных этапов у участников тренинга формировалась ответственная позиция друг к другу и коллективу, коммуникативные умения и навыки взаимодействия.
Веревочный курс был проведен в виде сюжетной игры «В поисках сокровищ» по мотивам известного фильма «Пираты Карибского моря». В ходе игры-тренинга участники преодолевали различные препятствия, продвигаясь по территории в поисках клада, указанного на карте. Главный персонаж – Пират – давал детям задания. Чтобы как можно быстрее достичь поставленной цели, маленькие искатели должны были объединиться и, помогая друг другу, выполнять задания. Всего за весь день участникам тренинга удалось выполнить девять заданий из десяти. Таким образом, это мероприятие носило не только развлекательный характер, но и учило детей работать в команде, оказывая взаимопомощь друг другу.
Веревочный курс состоит из трех частей: вводная часть, сам тренинг и рефлексия.
Система тренинговых упражнений условно подразделяется на три блока: групповая работа – сплочение коллектива; индивидуальная работа - преодоление себя в различных ситуациях; упражнения на доверие к коллективу. Каждое упражнение создано таким образом, чтобы участники испытали определенные трудности в его решении. Необходимым элементом тренинга была рефлексия. Анализ каждого упражнения, проведенный сразу после его выполнения, давал ребятам возможность увидеть, зачем они боролись, и что они могут сделать иначе, чтобы преодолеть подобные трудности более эффективным способом.
Приводим сценарий веревочного курса для младших подростков «В поисках сокровищ».
Вводная беседа. К детям приходит пират: «Ребята, вы меня узнали? Я - Джошами Гиббс. Джек Воробей снова попал в переделку и ему срочно нужна помощь. Для этого нам нужно добраться до сундука с сокровищами, который он спрятал на острове. Одному мне не справиться. Обещаю, что эти сокровища мы поделим с вами по-братски, только помогите добраться до них. На нашем пути встретится множество трудностей, которые вы должны преодолеть все вместе. Только дружная сплоченная команда сможет с ними справиться. Я вам дам карту, по которой вы сможете добраться до Джека Воробья и сокровищ. Ну, что? Вы готовы нам помочь!? Вот основные правила, которые вы должны соблюдать во время нашего приключения: 1) главное-безопасность, никто не должен пострадать; 2) командная работа: если хотя бы один человек не справился с заданием – вся команда проигрывает; 3) нельзя использовать подручные средства; 4) задания объясняют ведущие. Слушайте и услышьте их! Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы с вами должны познакомиться поближе и рассказать что-нибудь интересное о себе».

Рис. 1. Карта поиска сокровищ.
Все встают в круг. Начинает Джошами Гиббс, называет свое имя и что-нибудь, с чем (с кем) он себя ассоциирует. Например, это может быть: еда, животное, растение, деятельность, какое-то слово, начинающееся с той же буквы, что и имя, рифма и т.д. Следующий за ним участник называет его имя и его слово-ассоциацию, затем также представляет себя. Игра идет по принципу «снежного кома», пока все в кругу не назовут себя.
Джошами Гиббс: «Чтобы в путь-дорогу нам отправиться, надо силы свои проверить и подкрепиться».
Разминка. Упражнения перед прохождением препятствий.
1. Упражнение «Зарядка»: «Все встали в круг, сейчас мы с вами разомнемся, я начинаю делать упражнение, вы повторяете за мной:(4 поворота головы туда и обратно), и это упражнение мы будем делать до тех пор, пока меня кто-то не сменит»
2. Тактильный контакт. Цель упражнения: снятие напряжения, настрой друг на друга, установление тактильного контакта.
1) Рука к руке: «Найдите себе пару и встаньте: рука к руке, нога к ноге, колено к колену, плечо к плечу».
2) Партнер к партнеру: «поменяйтесь парами и встаньте: локоть к локтю, живот к животу, щека к щеке, ухо к уху, спина к спине».
3) Коленочки. Касаясь друг друга спиной, возьмитесь за коленки своего партнера.
4) Давайте поздороваемся: Носки ног соприкасаются, посмотрели друг другу в глаза (1 мин), ваша задача поздороваться необычным способом.
Джошами Гиббс: «А теперь вы готовы к путешествию. Отправляемся в путь!
Вот карта. Первое задание – отправиться к первому пункту назначения, выполняя задание «Прогулка слепых».
Прогулка слепых. Вся группа встает "паровозиком", впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего закрывают глаза (или завязывают на глаза повязку). Когда все глаза закрыты, ребята узнают, что они собираются в путешествие по неприкосновенной земле, которой не должен коснуться наш взгляд. Все участники кладут правую руку на плечо впередистоящего (или кладут руки на пояс впередистоящему). Дорогу видит лишь ведущий.
Если впереди препятствие около правой ноги, то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге стоящего сзади. Аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад. Выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.). Если кто-то из участников нарушает молчание или правила прохождения препятствия, задание начинается сначала.

Рис. 2. Упражнение «Прогулка слепых»
Далее все задания выполняются строго по пунктам, указанным на карте.
1.Корабль Анны-Марии. Джошами Гиббс: «Анна-Мария согласилась нам помочь и предоставила для путешествия свой корабль, но приготовила вам очень коварное препятствие. Чтобы попасть на корабль, нужно его преодолеть. Помните, вы сможете пройти препятствие, если будете его выполнять вместе».
Амеба. Группа держится за руки, задача перебраться через веревку натянутую чуть ниже уровня пояса среднего участника. Если группа расцепляется или задевает веревку, то упражнение начинается сначала.
2. Бухта дельфинов. Джошами Гиббс: «Дельфины – очень дружны. И в свою бухту они пускают только дружные, сплочённые команды».
Электрическая цепь. Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.
Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Затем необходимо объединиться по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней – встать всем вместе, не разрывая цепь. В итоге участники должны получить электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Джошами Гиббс: «К следующему пункту вы отправляетесь, выполняя задание «Поводырь», с согнутой правой рукой».
3. Владения Калипсо. Джошами Гиббс: «Вам известно, что Калипсо знаменита своими хитрыми уловками и ловушками, и ещё своей яростью. И на нашем пути она тоже приготовила ловушку. Попасть на берег мы сможем, лишь преодолев её».
Бревно. Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п.). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке. Лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.
4. Заколдованный Лес. Джошами Гиббс: «Мы уже на берегу! - Отправиться в путь вы должны, взявшись за плечи соседа спереди и вприпрыжку. Чтобы не заблудиться и не сбиться с пути вам необходимо выполнить следующее задание».
Зигзаг. Цель: развивать уверенность в себе, доверительное отношение к партнеру. Команда переправляется по нескольким узким доскам, сложенным зигзагообразно, из одного пункта в другой, не коснувшись земли. Участник проходит упражнение с закрытыми глазами при помощи других участников.
Джошами Гиббс: «А отправитесь вы дальше в путь, взявшись за руки следующим образом: правая рука у соседа сзади, левая у соседа спереди».

Рис. 3. Упражнение «Зигзаг».
5 Гора Великанов. Джошами Гиббс: «Великаны тоже очень коварны. Спастись от них можно лишь держась за руки».
Гусеница. Цель: согласованность действий. Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними игроку, стоящему сзади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.
Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.
Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.
Джошами Гиббс: «Отправляетесь к следующему препятствию гуськом, взявшись за плечи соседа спереди».
6. Болото Троллей. Джошами Гиббс: «Когда троллям очень скучно в своем болоте, они развлекают себя тем, что готовят для людей ловушки».
Кочки (болото). Цель: согласованность действий. На игровой зоне размещены так называемые "кочки" - это могут быть и круги на асфальте и кирпичи и т.д. Задача участников - перейти с одной стороны поля на другое через это болото. Переходить участники могут только по кочкам, причем на кочке одновременно должны всегда находиться две ноги – человека, который идет впереди и следующего за ним. Исключение составляют только те, кто идет в начале и в конце. Ведущий, первый игрок считает "И раз, и два…". Участники под счет должны одновременно переставлять ноги с кочки на кочку. За разрыв рук, касание пола за пределами кочек команда начинает снова.

Рис.4. Упражнение «Болото»
Джошами Гиббс: «Отправляйтесь к следующему пункту, выполняя упражнение «Поводырь» и с песней». Участники все вместе поют любую песню.
7. Пристанище Чёрной Бороды. Джошами Гиббс: «Эдвард Тич, по прозвищу «Чёрная Борода» отрезал вам дорогу (посмотрите – на карте ущелье с рекой). Вам нужно будет переправиться на другую сторону с помощью «тарзанки».
Маятник. Цель: взаимопомощь, выработка стратегии. На расстоянии 2-3 метров обозначены две площадки. В середине подвешена «тарзанка» (подвешенная веревка, типа качели). Вся команда должна с помощью «тарзанки» перебраться с одной площадки на другую, не касаясь ногами земли. Все участники, перебравшиеся на другую платформу, должны удержаться на ней, сохраняя равновесие. Ни в коем случае нельзя касаться ногами земли за пределами платформы.

Рис. 5 Упражнение «Маятник»
Джошами Гиббс: «К следующему пункту вы отправитесь маршируя».
8. Владения «Хранителя Пиратского Кодекса Чести». Джошами Гиббс: «Капитан Тиг – «Хранитель Пиратского Кодекса Чести», великий авантюрист на морских путях, отец Джека Воробья. В любой опасной для его жизни ситуации он умело выживал, плавал до самой старости. Он очень уважает Кодекс, следует ему, как закону, заставляя всех пиратов его строго соблюдать. Серьёзен, справедлив, мудр, строг, уважаем. При нём все идеально дисциплинированны. К нему любой пират может обратиться за помощью, сам Тиг действует как судья и защитник Кодекса. И для вас он тоже приготовил испытание».
Пенальти. Цель: выработка стратегии, согласованность действий. Исходные условия: на расстоянии 10 метров перед футбольными воротами шириной 3 метра установлен футбольный мяч. Задание: группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 метров, Ограничения: при промахе счет забитых мячей идет сначала.
Джошами Гиббс: «Отправляйтесь к следующему пункту, выполняя упражнение «Поводырь»
9. Сундук Сокровищ. Джошами Гиббс: «Мы почти у цели! Только действуя согласованно, мы сможем достать сундук с сокровищами».
Улитка. Цель: выработка стратегии, согласованность действий. Веревка длиной около 15-20 м привязана одним концом к дереву, второй конец в руках у команды (за веревку держится каждый одной или двумя руками). Команда стоит на таком расстоянии от дерева, чтобы веревка была натянута. Задача команды: дойти до дерева так, чтобы веревка всегда была натянута, переставлять руки на веревке нельзя.
Джошами Гиббс: «А теперь самый волнующий момент. Мы достигли цели, прошли все препятствия, которые встречались у нас на пути. Отыскали сокровища и я смогу их доставить Джеку Воробью. Как и обещал, делим их по-братски! Открываем сундук с сокровищами!
Дети получают призы. На этом игра-тренинг заканчивается. На проведение всех предложенных заданий в среднем уходит 8-9 часов. Больше всего времени (по 1,5-2 часа) занимают такие задания, как Бревно, Зигзаг, Кочки (болото). Упражнение Электрическая цепь так до конца и не было выполнено. Участники не смогли одновременно все вместе подняться с земли, не размыкая ног и рук. И возвращаться к нему по окончании всех упражнений не пожелали.
Таким образом, Веревочный курс – это программа самообучения, в которой участники познают все сами, из собственного опыта, собственных действий. Ведущие не говорят, что и как надо делать. Ребята получают этот ценный опыт сами. Работа ведущего – направить их на получение этого опыта. А две главные цели – командный дух и лидерство – включают в себя много других: выработка групповой стратегии, творческий подход, самовыражение, доверие другим и вера в себя, честность, доверительность, поддержка успехов других и признание своих, решение проблем, уверенность в себе, результативное лидерство.
Проведенный веревочный курс показал эффективность подобной работы.
Веревочный курс для детей это:
захватывающая игра, участники которой могут повеселиться и расслабиться, получая удовольствие от самого процесса игры;
учебная программа, которая позволяет испробовать разные модели поведения и взаимодействия со своими сверстниками, получить навыки командной работы, сделать свой вклад в достижении командной цели;
школа индивидуального роста, которая дает возможность лучше познать себя и других своих сверстников, ощутить свои сильные и слабые стороны, выйти, открыть новые возможности, получить опыт коллективного взаимодействия, участия в игре, получить опыт переживания и различные эмоции, торжество победы, доверие, чувство локтя;
осознание и рефлексия полученного опыта и пережитых ощущений в ходе коллективных обсуждений или индивидуального общения.
Таким образом, все активные формы проведения занятий в ЛПШ способствуют укреплению психического и психологического здоровья слушателей. У них формируется умение управлять своим поведением в соответствии с общественными правилами и нормами; способность к здоровой и оправданной критике в свой адрес; умение планировать свою деятельность и реализовывать намеченные планы; адекватная реакция при определённых внешних воздействиях (похвала, порицание и пр.).
Литература
Основы клинической психологии. Учебник для вузов / В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов, В. Г. Белов. – СПб., Питер, 2013. С. 464.
Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3. С.17–21.
Веревочный курс: от простого к сложному / Д.В. Савинов, Т.С. Фоменко, С.В. Иванов, У.Ю. Щур. – К.: Факт, 2007. С. 176.