Правовой калейдоскоп( решение правовых задач). Подготовка к олимпиадам по праву


ПРАВОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП.
(решение правовых задач)
сценарный план занятия с одаренными детьми по праву.
Цель:
Повышение уровня правовой культуры учеников.
Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи:
1.Вооружение учащихся, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
2.Формирование правового самосознания.
3.Формирование активной жизненной позиции.
4.Оказание помощи несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умения общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
5.Привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков.
Этап урока Рекомендуемое время Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД Оборудование урока
1.Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач занятия.
4 минуты 1.Приветствует учащихся. Здравствуйте, уважаемые ребята, гости! Приятно видеть Вас в стенах нашей школы в этот первый весенний день.
Притча о Насреддине.
Однажды к Насреддину пришёл деревенский мужик и сказал: - Твой бык забодал мою корову, причитается ли мне что-нибудь за это?
- Нет, - сразу же сказал Насреддин, - бык не может отвечать за свои действия.
- Извини, - сказал хитрый мужик, - я всё перепутал. Я хотел сказать, что это мой бык забодал твою корову, но в сущности-то ведь это, то, же самое.
- Нет, - сказал Насреддин, - я думаю, что лучше будет просмотреть ещё раз свод законов, может быть, я встречу что-нибудь подходящее.
Какая главная мысль прослеживается в этой притче? С каким словом прослеживается связь слова «закон»?
Ассоциация слову «закон»- право.
2.Организует беседу, выявляющую значимость права в жизни каждого человека.
Вопросы:
Для чего необходимо изучать право?
Как решение правовых задач влияет на повышение правовой грамотности?
3. Подводит итог.
Объясняют смысл притчи. Выдвигают
предположения о теме занятия. Слушают вопросы
учителя.
Взаимодействуют
с учителем во время
опроса, осуществляемого
во фронтальном режиме.
Предполагаемые ответы:
Речь идет о необходимости соблюдать и следовать законам.
ЗАКОН = ПРАВО
Вывод:
Право необходимо изучать, что разбираться в конкретных жизненных ситуациях, связанных с правом. Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания
Уметь слушать в соответствии
с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения по существу полученного задания. Текст притчи.
СЛАЙД 1 презентации
2.Организационный момент. Эмоциональный настрой. 5минут Дети разбиваются на три группы. Для каждой группы кейс с извлечениями из кодексов.
Начинаем наше занятие.
Сейчас мы повысим уровень нашей правовой культуры, постараемся познакомиться с возможным алгоритмам разбора и решения правовых ситуаций, встречающихся в нашей жизни.
Оценивать результативность нашей работы будет наш эксперт: юрист Апухтина Анастасия Андреевна, 2009 г. - с золотой медалью окончила нашу школу;
2013 г – с красным дипломом БГУ;
2015 г. – красный диплом магистратуры ЮЗГУ, магистр юриспруденции, финансовое право. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы учителя. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника
высказывания. Контролируют
правильность ответов учащихся. Кейс с документами. Конституция. Памятка для разбора правовых задач.
3Творческая практическая деятельность
30 минут 1.Просмотр видеоролика с сюжетами правонарушений из мультфильмов.
Начнем с разминки.
Вам будет предложено несколько видеосюжетов.
Ваша задача: выяснить, какой отраслью права регулируются данные правонарушения?
В каком процессе будут рассматриваться?
Нормами и статьями, каких кодексов будут регулироваться?
Видеосюжеты из мультфильмов:
« Голубой щенок» - конституционное право, дискриминация по цвету кожи ук. рф
« Львенок и черепаха» - конституционное право, рабский труд, ук. рф
« Летучий корабль» - уголовное право, мошенничество, ук. рф
« Ну, погоди!» - уголовное право, причинение вреда здоровью по неосторожности, ук. рф.
Анастасия Андреевна! Как справились наши ребята. Прокомментируйте, пожалуйста.
Молодцы! Спасибо Анастасия Андреевна.
2.Разбор алгоритма решения правовой задачи.
Мы продолжаем нашу работу. Предлагаю обратить внимание на памятку-алгоритм разбора правовых ситуаций.
Внимательно прочтите и выделите ключевые моменты. Поясните.
Давайте вместе разберем задачу № 8. Какая отрасль права? Конституционное право.
Назовите субъект, объект и содержание правоотношения. Возможные модели разрешения ситуации.
К какому документу мы обращаемся? Конституция ст. 14. Прочитайте вопрос и сформулируйте ответ Ваш возможный вариант ответа.
3.Решение правовых ситуаций. См. приложение. Продолжаем работу с правовыми задачами. Анализ задач под № 1,3, 4,5и 6. На выполнение раздой задачи дается время 3-4 минуты.
Обращает внимание на вопрос, поставленный к условию задач. Комментирует правильность ответа на вопрос.
Группы отвечают по очереди. Предлагается внести дополнения.
Выслушивают комментарии эксперта.
4.Оценка работы групп экспертом.
5. Просмотр роликов и советских фильмов. Проанализировать ситуацию и найти тексты законов, регулирующих данные ситуации.
1. Ирония судьбы или с легким паром.
Составить задачу по данному видеосюжету. Сформулировать два вопроса.
2.Операция Ы и другие приключения Шурика.
Проанализировать сюжет с точки зрения права.
Дадим слово эксперту.
Спасибо. Молодцы!
Продолжаем нашу работу.
6. Анализ правовых задач № 10,
13, 18, 16.
Спасибо! Анастасия Андреевна, как вы оцениваете работу ребят.
Организует объяснение. Организует работу детей в группах и индивидуально. Выслушивает ответы, комментирует. Привлекает эксперта для оценки ответов, комментариев.
Смотрят видеосюжеты. По очереди каждая группа комментирует, представляет свой ответ. Эксперт оценивает правильность, дополняет.
Разбирают алгоритма решения правовой задачи.
Разбирают с учителем задачу № 1, анализируют и делают выводы.
Работают с задачами 2-6, опираясь в работе на статьи
“Кодекса об административных правонарушениях Р.Ф.”
“Гражданского кодекса Р.Ф.”
“Трудового кодекса Р.Ф.”
“Уголовного кодекса Р.Ф.” и других ФЗ.
Выслушивают ответы групп, комментируют.
Просматривают сюжеты из роликов. Объясняют. Выслушивают мнение эксперта.
Продолжают работу с источниками и задачами. Делают выводы.
Просмотр видеосюжетов Класс: понимать, фиксировать результат работы .Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, работают с текстом закона.
Анализируют, отвечают на вопросы, делают вывод.
Поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, передают содержимое в преобразованной форме, применяют теоретические положения источника в процессе анализа учащимися фактов
Выполняют задание в группах.
Проверяют работу.
Слушают мнение эксперта. Распечатанные тексты, памятки. Видеосюжеты
4.Первичное осмысление и закрепление. 3 минут Обобщение итогов работы. Организует беседу с экспертом. Есть ли вопросы .Беседа с юристом. Нужно ли изучать право в школе? Профессия юриста востребована сейчас? Вы, работали помощником адвоката. По поводу каких правоотношений обращались к вам граждане за юридической консультацией. Отвечают на вопросы. 5.Рефлексия 2 минуты 1.Подводит итоги урока
2.Предлагает ученикам сформулировать
Подводят итог работы. Оценивают значимость занятия для подготовки к олимпиадам, урокам, актуальность .Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад и действия других