Занятие на тему: Азбука правовых знаний


«Азбука правовых знаний»
Права ребенка
Участники – учащиеся 5, 8, 9, 11 классов школы-интернат №1 г.Электросталь
Руководитель занятия – соц. педагог Громова А.В.
Тип занятия – информационно-исследовательский
Цели занятия:
Формирование способности к успешной социализации в обществе
Формирование правовых знаний
Формирование правил поведения в обществе
Формирование у школьников чувства гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, инициативности
Задачи занятия:
Ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних, способствовать формированию у подростков правовой культуры общечеловеческих ценностей, воспитанию, уважению к правам, рассмотреть содержание статей правовых документов, оптимизация познавательной деятельности, определить уровень своих прав и обязанностей, уметь отвечать за свои поступки.
Вопрос:
Для чего нужно обладать правовыми знаниями?
И.В. Гете: «У того кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать».
К работе над этой темой занятия побудила правовая неграмотность учащихся, так как немногие школьники достаточно знают о своих правах. Так же в настоящее время возникло много случаев , связанных с ограничением детей в их правах, злоупотреблению по отношениям к детям или отсутствия должного внимания взрослых к детским проблемам.
Поэтому возникло желание самостоятельно изучить данную проблему и попытаться ее решить хотя бы в рамках нашей школы.
Для того чтобы способствовать формированию у подростков правовой культуры, предлагаем:
Информировать школьников о том, к кому можно обратиться за помощью;
Выступать на школьных родительских собраниях по теме: «Мир детей в пространстве взрослых».
Актуальность и важность проблемы.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно учитывать эту особенность, но и защищать несовершеннолетних от нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.
Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро.
Экономический кризис пагубно влияет на несовершеннолетних. Это видно из показателей, как увеличившееся число бедных семей, постоянное увеличение числа правонарушений.
Сравнительный анализ потребностей.
Потребности 2-х месячного ребенка Потребности 12-летнего ребенка
Имя
Уход
Медицинская помощь
Питание
Ласка и любовь
Забота
Защита Медицинская помощь
Образование
Друзья, общение
Творчество, занятие в кружках и секциях
Жилище, питание
Родители, семья
Свобода слова
Поддержка родителей
Собственность
Когда наступает ответственность за правонарушение и преступление? (социологический опрос у старшеклассников)
Выявили, что большинство из них не знают, в каком возрасте наступает ответственность, и не понимают, какие последствия их ожидают.
Рассмотренные документы:
Конституция РФ 1993 г
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Постановление президента РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики»
Ожидаемые результаты.
Восполнить пробелы в знаниях учащихся о правах ребенка.
Выработка практических навыков и умений правомерного поведения.
Уважительное отношение к закону и правам других детей, ответственное отношение к своему поведению.
Соц. опрос.
С какого возраста (в 8-11 классах) наступает уголовная ответственность за все виды преступления?
С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие виды преступления?
Какие виды тяжких преступлений вы знаете?
С какого возраста наступает административная ответственность?
Ход занятия.
Права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
Право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.
Право ребенка на семейное благополучие.
Право на свободное развитие личности
Призвана обеспечить здоровье детей
Образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых, на досуг, право участия в играх, развлекательных мероприятиях, участие в культурной жизни, заниматься искусством)
Защита от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, литературы античеловеческого содержания, обращение с детьми в местах лишения свободы.
Чтение текста
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых и т.д.
Знакомство с Конституцией.
Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.
- что записано в Конституции?
(ответ) Права и обязанности человека
- Что такое права?
(ответ) Права – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.
- Что такое обязанности?
(ответ) Обязанности – это то, что должны выполнять все граждане России.
Заполнение таблицы (карточки с правами и обязанностями)
Права обязанности
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование».
Образование. Это право или обязанность? Куда вы поставите в таблице? (Проблемная ситуация с примерами. Что это и право и обязанность. Если ребенок не посещает школу, наказывают родителей и т.д.)- Какие же права есть у вас, школьников?
Ученик. 1. Право на учебу
2. Право на отдых между уроками
3. Право на каникулы.
4. Право на занятиях в кружках и секциях.
Соц. педагог. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Какие же обязанности у школьников? (ответы учащихся)
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.
Текст 2.
Тест.
Как называется основной закон страны? Ответы: 1. Конституция. 2. Устав. 3. Порядок
Где записаны права и обязанности граждан? Ответы: 1. В Конституции. 2. В Уставе. 3. В расписании
Когда была принята новая Конституция? Ответы: 1. 12 декабря 1993 г. 2. 7 сентября 2000 г. 3. 1 мая 1997 г.
Какие символы государства вы знаете? Ответы: 1. Флаг, герб, гимн. 2. Конституция, гимн, флаг. 3. Президент, флаг, гимн
Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции государства? Ответы: 1. Герб. 2. Флаг. 3. Гимн
Три цвета российского флага? Ответы: 1. Белый, красный, зеленый. 2. Красный, желтый, белый. 3. Белый, синий, красный.
Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответы: 1. Закон. 2. Устав. 3. Расписание
Итог занятия.