Методическая разработка ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАЩИЕ МЕСТНЫЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ КАЛМЫКИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН


Предложения и советы учителя физики ____________________

Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района, отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАЩИЕ МЕСТНЫЙ МАТЕРИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ КАЛМЫКИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Одними из средств активизации учащихся при обучении являются задачи, содержащие местный материал, связанный с реальной жизнью Калмыкии. Приведём примеры таких задач.
• Объясните возникновение миражей, наблюдаемых летом в степях Калмыкии. (Ответ. Нижние миражи возникают над сильно нагретой поверхностью (в частности в знойных степях), когда нижний слой воздуха имеет значительную температуру, вследствие чего плотность и показатель преломления оказываются меньшими, чем в более высоких слоях. Наблюдатель при этом видит два изображения одного и того же объекта (например, облака): прямое и обратное. Последнее и есть мираж.)• Что позволяет верблюдам отдыхать на горячей земле? (Ответ. Запястья, локоть, грудь и колени верблюда покрыты кожными мозолями, малой теплопроводности, позволяющими отдыхать ему на горячей земле.)• Почему верблюжья колючка хорошо растёт в условиях засушливой степи? (Ответ. По многочисленным капиллярам мощной корневой системы (до 25 м), достигающих грунтовых вод, влага поднимается к стеблям верблюжьей колючки. Стебли данного растения покрыты колючками, без листьев, что сильно замедляет испарение влаги (Рис. 1).

Рис. 1. Верблюжья колючка
• Среди методов калмыцкого нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотиками. Какую роль здесь играет известное свойство сахара? (Ответ. Вследствие капиллярных явлений сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.)• Копья гуннов и монгольские пики не отличаются ни по длине, ни по материалу, ни по форме наконечника. Но удар пикой мог вышибить всадника из седла, чего гуннам не удавалось сделать при помощи копья. В чём разница этих ударов? (Ответ. Копьё держалось в руке, а пика упиралась в стремя и таким образом при ударе использовалась инерция коня.)
Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета сЧелубеем на Куликовом поле»
Литература:
1. Богаев Д.П. Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков, с. http://videouroki.net/filekom.php? fileid=98670127, 03.12. 2013.
2. Громов С.В. ФИЗИКА 11 класс, М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2016.