Мониторинг степени удовлетворенности участников образовательного процесса различными сторонами жизнедеятельности ГБОУ


Мониторинг степени удовлетворенности
участников образовательного процесса различными сторонами
жизнедеятельности ГБОУ средней общеобразовательной школы №141
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Попова Елена Петровна, учитель информатикиВключение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами достаточно ярко характеризует личностно ориентированную направленность деятельности образовательного учреждения.
Положительная динамика по годам показателя удовлетворённости среди школьников, родителей (законных представителей) учащихся будут свидетельствовать о целенаправленной работе педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения над развитием и совершенствованием учебно–воспитательного процесса, о своевременной корреляции педагогической деятельности на основе отслеживания её результатов.
Об эффективности работы школы также будет свидетельствовать низкая степень различия между показателями удовлетворённости образовательным процессом учеников и показателем удовлетворённости учителей. В этом случае можно говорить об ориентации педагогов как рефлексивной позиции учителей и нацеленности педагогической деятельности коллектива школы на удовлетворение образовательных потребностей тех, ради кого она и осуществляется.
В соответствии с осознанным стремлением получить достоверные сведения о характере, качестве и результатах работы образовательного учреждения педагогом-психологом и социальным педагогом школы было проведено мониторинговое исследование удовлетворённости обучающихся, родителей (законных представителей) и учителей образовательным процессом, деятельностью школы.
Мониторинг степени удовлетворённости обучающихся
Цель исследования: изучение удовлетворённости участников образовательного процесса качеством образовательных услуг; выявление сильных и слабых мест в деятельности школы.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса.
Описание анкеты: обучающимся было предложено ответить на 26 вопросов, которые позволили выявить следующие показатели
Внутренний психологический климат в школе
Взаимоотношения обучающихся с педагогическим коллективом
Развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся
Заинтересованность обучающихся школьной жизнью
Взаимоотношения школы и родителей глазами обучающихся
Использование электронных ресурсов
Качество питания
Профориентационная работа школы
При обработке каждый показатель выражался в числовых показателях: 4-3 балла – высокий уровень удовлетворённости; 1,9-1 – низкая степень удовлетворённости, меньше 1 балла – полная неудовлетворённость.
В анкетировании приняло участие 620 человек, что составляет 72% от общего контингента. В результате обработки анкет мы получили следующие данные: показатель удовлетворённости обучающихся школьной жизнью равен 3,1 балла, что свидетельствует с высокой степени удовлетворённости.
МОНИТОРИНГ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированные в сознании человека, другие менее, совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
В соответствии с таким пониманием качества образования в апреле 2015 года было проведено мониторинговое исследование удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством образовательных услуг.
Целью исследования было изучения удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг.
Метод исследования – социологических опрос (анкетирование)
В анкету были включены вопросы, которые можно разбить на несколько критериев, отражающих удовлетворённость образовательным процессом:
1)Психологический климат в школе;
2)Удовлетворённость качеством и полнотой представляемых образовательных услуг;
3)Удовлетворённость работой педагогического коллектива;
4)Информированность родителей различными сторонами школьной жизни;
5)Полнота, достоверность и своевременность предоставления информации о ребёнке.
6) Удовлетворённость работой по сохранению здоровья обучающихся (качество питания и медицинского обслуживания)
7)Удовлетворённость работой школы, направленной на профориентацию школьников.
Таким образом, мы видим что родители III ступени обучения приняли более активное участие в социологическом опросе.
Среди существенных характеристик, которые позволяют оценить внутреннюю эффективность работы школы, есть и такая, как эмоционально-психологический климат в школе (или школьная атмосфера). По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что родители считают сложившийся внутри образовательного учреждения микроклимат благоприятным. Таким образом, родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Таким образом, мы делаем вывод о том, что работа классных руководителей является продуктивной, эффективной и удовлетворяет большую часть родительской общественности.
Таким образом, родители в своевременно получают информацию о достижениях ребёнка, его оценках, пропусках уроков и проблемах, возникающих во время образовательного процесса и во внеурочной деятельности.
Здоровье обучающихся – важный показатель в оценке деятельности школы. Нами были выбраны лишь 3 показателя, которые, к сожалению, не могут оценить в полной мере удовлетворённость родителей работой школы по данному показателю.
Исходя из анализа опросов, мы делаем вывод о том, что работа классных руководителей является продуктивной, эффективной и удовлетворяет большую часть родителей.
Большинство родителей школы считают, что дополнительное образование, получаемое в школе, способствует дальнейшему продолжению образования по направлению деятельности школы; профориентационная работа, проводимая в классах воспитателями, классными руководителями удовлетворяет родителей.
Проанализировав результаты социологического опроса, мы получили достаточно высокие показатели удовлетворённости родителей по всем предложенным показателям, и это позволяет сделать вывод о том, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены деятельностью образовательного учреждения.
ВЫВОДЫ ПО МОНИТОРИНГУ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Исходя из мониторинговых исследований и сравнительного анализа полученных результатов с трёх сторон, мы получили следующие результаты: средний показатель удовлетворённости всех участников, равен 2,7, что свидетельствует о среднем уровне удовлетворённости.
С целью получение более полных данных по удовлетворенности и определению эффективности деятельность школы в следующем году необходимо расширить круг опрашиваемых и привлечь педагогов дополнительного образования, а также увеличить число родителей, для участия в мониторинге.