Разработка урока по русскому языку 1 класс. Домашние и дикие животные.

МБОУ СОШ с.Эрги-Барлык
Саая Татьяна Конзай-ооловна
Тема урока: Домашние и дикие животные.
Вид урока: урок развития речи с использованием приема синквейна.
Тип урока: повторение изученного материала.
Цели и задачи урока:
-обобщить и закрепить представления учащихся о диких и домашних животных;
-учить различать и классифицировать животных по группам;
- учить детей воспроизводить знакомое литературное произведение (пересказ русской народной сказки);
- учить детей составлять загадки-описания;
- развивать устную речь, выразительность речи, память, обогащать словарный запас учащихся;
-коррекция логического мышления, внимания;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и родной природе.
Методы и приемы: игры, отгадывание загадок, пересказ.
Используемые технологии: игровая технология, технология развития критического мышления.
Материалы, оборудования: волшебный сундучок, иллюстрации диких и домашних животных, загадки, дидактические игры, презентация.

Ход урока:
1.Мотивация познавательной деятельности.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Все встали в круг. Держитесь за руки и повторите за мной «Мы все дружные ребята. Если будет трудно, будем работать вместе». И подарим друг другу свои улыбки.
(Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга и скажите:
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне добра. Если будет тебе трудно, я тебе помогу». И подарим друг другу свои улыбки. А теперь мне подарите свои улыбки)

2. Актуализация знаний.
-Посмотрите, кто пришел к нам на урок? (Колобок)
-Как вы думаете, из какой сказки пришел колобок?(Из сказки «Колобок»)
-Вы смотрели её? А сказки вы любите?

а)Игра «Угадай сказку!»
-Ребята, еще с детского сада вы все знаете сказки. Давайте поиграем в игру «Угадай сказку!». Я буду сначала читать отрывок из сказки, а вы угадайте.
=Тянут дедка, бабка, внучка, тянет маленькая Жучка, кошка с мышкой тянут крепко. Догадались? Это . (рисунок 1)
=Где и когда приключилось такое? Мышка разбила яйцо золотое.  Плакал дед, плакала баба, только кудахтала(рисунок 2)
=Он от дедушки ушел, и от бабушки ушел. Круглый сам, румяный бок, а зовется (рисунок 3)

           - Молодцы, вы все хорошо знаете русские народные сказки. А кто желает нам рассказать одну из них? Какую сказку хочешь рассказать?
(Я хочу рассказать сказку )
б)Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-Колобок принес для вас сундучок, но этот сундучок не простой, а волшебный.
Хотите открыть волшебный сундучок?(хотим) Но сундучок откроется только тогда, когда вы отгадаете загадки. Слушаем внимательно и отгадываем загадки, договариваем слова.
-Хитренько взглянула Ночью не спит,
Хвостиком махнула мышей сторожит (кошка)
Такая нарядная,
Где ты, рыжая (лиса)
Идет, идет,
- Кто зимой холодной бородой трясёт,
Ходит злой, голодный? Травки просит:
Зайца с детства знает «Ме-ме-ме,
Злой, зубастый, серый (волк) дай-ка травки мне-мне-мне» (коза)

- Сама пёстрая, Зимой беленький,
Ест зеленое, Летом серенький,
Дает белое (корова) никого не обижает, а сам всех боится.(заяц)

3.Постановка целей урока.
- Молодцы, мы отгадывали загадки (о животных). А вы догадались, о ком мы сегодня поговорим? (Сейчас на этом уроке научимся красиво и правильно говорить на русском языке. Продолжаем тему «Домашние и дикие животные»

Физминутка «Танец маленьких утят»

а)Игра «Найди детёныша»
Вот случилась беда. Все детеныши домашних животных потерялись и не могут найти своих мам. Давайте им поможем.
- А давайте проверим, всех ли малышей мы нашли, и тем ли мамам отдали. Назовите, кто у кого, что он делает?(Проверка с доски и проговаривание)
У собаки – щенок. Собака умная, сторожевая, злая. Собака лает.
У кошки – котенок. Кошка спокойная, ласковая, нежная. Кошка мяукает.
У овцы ягненок. Овца белая, пугливая. Овца блеет.
У коровы – теленок. Корова большая, пёстрая. Корова мычит.
У лошади – жеребенок. Лошадь большая, рыжая, быстрая. Лошадь ржёт.
Молодцы ребята! Мамы довольны, малыши рядом с ними. Давайте, отправим их во двор.

4. Работа по теме урока.
а) Работа в парах. Игра «Сложи картинку»
-А что ещё принес колобок в сундуке? Давайте посмотрим. Он принес вам разрезанные картинки, а вы должны сложить их. Будем работаем в парах. Потом каждая пара составит предложения и придумает к ней синквейны-загадки, отвечая на вопросы: Кто это? Какой он? Что он делает? Придумаем похожее слово.
А мы должны догадаться, о ком вы рассказываете.

(Косолапый, лохматый. Спит, зевает, рычит, сосёт лапу. Он спит в берлоге. Хозяин леса. Кто это? -медведь)
(Хитрая, нарядная. Бегает, ищет, хитрит, тявкает. Она живёт в норе. Красавица. Кто это?-лиса)
(Злой, зубастый. Ищет, воет, рычит. Он всегда голодный. Хищник. Кто это?-волк)
(Длинноухий, белый. Дрожит, скачет, прячется. Он живёт под кустом. Трус. Кто это?-заяц)
(Рыжая, пушистая. Прыгает, летит, грызет. Она грызет орешки. Пружина. Кто это?-белка)
-Молодцы! Поиграли игру «Сложи картинку».

Метод «Написание синквейна»
-Ребята, попробуем вместе составить синквейн слова корова.
Теперь назовите слова на вопрос какой?
Корова какая?
Корова что делает?
Придумаем предложение со словом корова.
Каким словом можно заменить слово? (Назовите слово, относящееся к слову корова).
Корова
Пестрая, большая
Мычит, бежит, жуёт
Корова живет во дворе.
Молоко.

Кошка. Пушистая, ласковая. Мяукает (мурлыкает), играет, бегает.
У кошки маленькие котята. Любимый домашний питомец. Животное.

Суперфизминутка.
5. Упражнение по развитию памяти и внимания «Запомни ряд картинок»
-Посмотрите на экран. Видите картинки животных и запомните, кто за кем стоит.
Теперь кто построит картинки по порядку. Проверяем по экрану, правильно ли построили.
- Кто изображён на экране, назовите одним словом? (это животные)
- На какие две группы можно разделить этих животных? (домашние и дикие)

6. Подведение итогов урока.
- Ребята, сейчас будем сравнивать животных. И сделаем вывод.
Какая разница между диких и домашних животных?
- Каких животных мы называем дикими?
- Каких животных мы называем домашними?

- Домашние животные живут около человека, человек их кормит, человек строит им жильё. Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.

-Ребята, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а животные наши “братья меньшие”. И они ждут от нас заботы и бережного отношения. В мире животных так много интересного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте о них.

7.Домашнее задание будет творческим. Дома вам нужно слепить из пластилина любимого животного и составить о нём рассказ.
8.Рефлексия.
-Что вам понравилось больше всего? (Мне понравился физминутка, игры)
Если вам на уроке было интересно и весело, то возьмите игрушки и украсьте елочку игрушками, если было скучно, то приклейте около елочки снежинки.
-Какая красивая елочка получилась! Скоро, какой праздник будет? Вот и мы заранее украсили в лесу елочку для зверей. Молодцы, ребята! Звери очень радуются.
-Ребята вот и закончился наш урок, мне очень понравилось, как вы играли, работали на уроке. Всем спасибо за урок. А теперь давайте попрощаться с нашими гостями.
До свидания, до свидания,
С вами было хорошо,
До свидания, до свидания,
Приходите к нам еще.

15