Внеурочное занятие по теме Ждём светлый праздник Рождества


Конспект внеурочного занятия в творческом объединении
«Клуб любителей чтения»
Разработала и провела учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Живайкино МО «Барышский район»
Ульяновской области
Русова Светлана Анатольевна
Тема учебного занятия: Ждём светлый праздник Рождества
Возраст детей: 3-4 классы
Конспект занятия в творческом объединении «Клуб любителей чтения»
Учитель Русова Светлана Анатольевна
Тема учебного занятия: Ждём светлый праздник Рождества
Цель и ожидаемый результат: 1) Продолжить знакомство с историей возникновения и празднования Рождества Христова;
2) способствовать становлению духовно-нравственных ценностей у детей;
3) пробудить эмоциональную отзывчивость;
4) создать условия для реализации творческой деятельности.
Задачи:
прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;
обогащать словарный запас;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям.
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
Развивать навык выразительного чтения стихов
На материале занятия формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация;
класс украшен гирляндами, звёздами, красные рождественские свечи,  ящик-вертеп,
фонограммы ( песня Н. Филатовой «Ночь тиха», «Аве Мария», песня «Рождество» Форма проведения: Литературная гостиная
Практический выход: выступление на Рождественской ёлке
Время реализации: 45 минут.
Оборудование:
мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация;
класс украшен гирляндами, звёздами, красные рождественские свечи,  ящик-вертеп,  свечи листы с пожеланиями;
фонограммы ( песня Н. Филатовой «Ночь тиха», «Аве Мария», песня «Рождество»
Содержание и технология урока:
Этапы занятия;
задачи в деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1 Орг. момент.
Эмоциональный настрой на работу.
Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас. Посмотрите на солнце. Пошлите свои лучики друг другу, гостям, мне. Самоконтроль готовности к занятию Личностные
Коммуникативные
2.Введение в тему
Звучит музыка. «Ночь тиха»
Ребята, к какому православному празднику сегодня будем готовиться? Муллова С. читает стихи
Звёзды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец-Христос на земле –
Чудо свершилось чудес!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгите сердца!
Бог среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца-Христа!
Высказывания детей Познавательные (логические)
Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
3.Целеполагание
мотивация к предстоящей деятельности
Определить тему занятия, поставить цели, наметить план учебных действий
Ребята, к какому православному празднику сегодня будем готовиться?
Да, 7 января мы встретим самый тёплый, светлый и любимый праздник Рождество Христово.
Формулируем цели нашего занятия.
+Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на занятии?
+Для чего вам это нужно?
+Давайте наметим план наших действий
Так устроены поэты: всё, что тронуло их души, пробудило в них особые чувства, они передают в своих стихах. Многие поэты воспевали Рождество Христово.
На доске:
-Познакомиться с произведениями
-Узнать новое
-Научиться читать выразительно
+В течение урока я предлагаю вам ответить на контрольные вопросы: «Какие чувства передают нам авторы в своих стихотворениях? Какие чувства возникают в нашей душе? Какие чувства мы должны передать своим слушателям? (на доске)
На эти вопросы мы ответим в конце занятия. Высказывания детей
научиться читать стихи выразительно, находить в них красивые слова, узнать новые слова, продолжать готовиться к выступлению на праздник Рождества
+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов
+1. Прочитать или прослушать стихи о прекрасном празднике
+2. Поработать над содержанием стихов
+3. Подготовить выразительное красивое чтение
+4. Оценить свою работу на уроке
+Определили тему занятия, поставили цели, наметили план действий, сформулировали контрольные вопросы.
Вспомнить
изученные произведения уточнить знания о Рождественском празднике
Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
Регулятивные
4. Актуализация опорных знаний обучающихся
Артикуляционная разминка
Вспомним, что такое темп речи, ритм, логические паузы, ударения, интонирование.
Настало время подготовить дыхание и голос к выразительному чтению.
Подули на руки, произносим на выдохе: «Хо-хо-хо»
Упражнение для голоса:
Катимся с высокой горы на больших санях.
Разгоняемся тихо «и-и-и…»
Набираем скорость громко «И-И-И…!»
Скатились, дух перевели «Фу-ууу» Выполнение артикуляционной разминки 5 Погружение в тему
Слушаем внимательно чтение стихов и оцениваем выразительность друг друга.
+Какое настроение передано в стихотворении? (слова на листочках)
Ликующее
Восторженное
Шутливое
Печальное
Весёлое
Праздничное
Радостное
Спокойное
Мечтательное
Грустное
+ Обоснуйте свой выбор.
+Какие чувства возникли в вашем сердце?
Изумление
Радость
Восторг
Восхищение
Грусть
Спокойствие
Сожаление
Печаль
Ликование
+ Обоснуйте свой выбор.
Почему этот праздник такой светлый и радостный?
+Какой следующий пункт плана наших действий?
Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах)
+Давайте проверим, что у вас получилось?
+Как оценим чтение стихотворения С Надсона
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А как празднуют Рождество на Руси?
Посмотрим видеосюжет «Храм» под звон колоколов и оценим чтение Лизы
+Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?
+ Какая 2ая цель?
+Работая над содержанием стихотворения, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос
+Какова главная мысль стихотворения?
+Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?
Оценим чтение Владика
В домах готовятся к Рождеству всей семьёй.
Ах, какой это чудесный праздник – Рождество Христово. Оценим чтение Светы
Оцениваем чтение Кирилла
- А без чего не может состояться ни Новый год, ни Рождество?
«Рождественский перезвон колоколов» видео
Мы хотим всех поздравить с радостным, светлым праздником и обратиться ко всем присутствующим.
Даша: Тихо падает снег
Белые хлопья кругом.
Тёмно-синим крылом
Ночь покрывает наш дом.
Хвойный запах и блеск
Ёлочных, ярких шаров.
Это праздник пришёл,
Праздник из детских снов.
И прекрасным мечтам
Сбыться сейчас суждено.
Ждали мы целый год праздника волшебство.
Тонкий месяца луч
С нежностью смотрит в окно.
Светом первой звезды
Входит к нам Рождество.
Полина: Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село.
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Ясный свет над ним струится,
И звучат слова:
«Здравствуй, праздник светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества!»
Ответы: Это день, когда в мир вошёл Иисус Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств.
- День, когда нужно всех любить.
Милана: Песни о Христе ещё не все пропеты
Это не последний о Нём стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звёздным
М с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
Те, кто ещё мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней,-
Пойте, братья, сестры! Пойте, дети!
Это праздник взрослых и детей!
Высказывания детей
Данил: Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грёзы детей!
Высказывания детей
Лиза : Русь называется Святою,
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Взметнулись к небу стаи птиц,
Всё громче голос колокольный.
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы полились.
Тихо о чём-то тоскует
Возле колодца ветла,
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Владислав: Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва,
И светлым облаком покрыта,
Россия всё-таки жива.
Взыграй же русская земля,
Взыграйте рощи и долины,
И в поле каждая былина,
Святая Родина моя.
Владик: Здравствуй, праздник светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества!
Целый день метель кружила,
Над землёй всю ночь мела.
Всё в лесу она укрыла,
Замела, запорошила -
И сюда пришла.
На Руси - украшенные ёлки,
А над ними звёздочки резные,
На ветвях – снежинки, легче шёлка,
И шары, как солнышки, златые.
Это в честь малютки Иисуса
Так искрится на деревьях иней.
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный купол синий.
Света: В высоком зимнем небе – тишина.
Все в ожиданье чудного явленья.
Покой. Необъяснимое смиренье.
Всё – суета. Нам истина дана.
В высоком светлом небе- торжество.
Души нетленной, праведной дороги.
В прах обратятся лишние тревоги,
Останется лишь Вечность – Рождество.
Так каждый год – и будет вновь и вновь
Сиять звезда в безмолвии зимы,
Даря непобедимую Любовь…
Родился Он, а значит – живы мы.
Кирилл: Праздник великий настал уж снова.
Всюду веселье, пиры, торжество…
В душе светло и жутко,
Словно кто-то ходит там.
Это Сам Христом – малютка
Постучался в сердце к нам…
Рождество – это день торжества,
Пусть раскроются наши сердца.
Ответы детей-- Без ёлочки
Милана: Ель украсим мы звездой
И гирляндой золотой.
Ведь сегодня торжество
Рождество! Рождество!
Будем петь и веселиться,
Возле ёлочки кружиться-
Ведь сегодня торжество-
Рождество! Рождество!
Кругом Рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад звучат слова:
Мир на земле и счастья всем!
Я чувствовал, как в этот день
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
Мир на земле и счастья всем!
Коля: Хочу, чтоб в мире было много света!
Хочу, чтоб в мире было много лета.
В котором солнце, птичье воркованье.
А в доме мир, согласье, пониманье!
И исполненье радостных желаний!
Хочу, чтоб в мире было меньше плача!
А больше смеха, радости, удачи!
Владислав: Дорогие наши гости!
С Рождеством Христовым!
Пусть ваш мир и пусть ваш век будет не суровым,
Божья хлынет благодать в душу и в дыханье,
Чтоб не знать и не встречать боли и страданья.
Ясных дней и вех, и открытий новых!
Дорогие наши люди, с Рождеством Христовым! Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (планирование сотрудничества)
Коммуникативные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные (поиск информации, знаково-символические)
Коммуникативные
Познавательные (информационные – представление информации)
Познавательные (сравнение, анализ)
Регулятивные (удержание цели)
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные (извлечение информации)
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
6 Формирование первичных умений на основе самоконтроля и взаимоконтроля
+Какова наша последняя цель?
+Что значит прочитать выразительно?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)
+На ваших партах лежат «Волшебные линеечки». Какие критерии выберем для самооценки?
+Предположите, как вы справитесь с выразительным чтением стихов?
+Отметьте на «Волшебной линеечке» результаты работы
+Встаньте те, у кого совпали?
+Встаньте те, у кого выше?
+Встаньте те, у кого ниже?
+Выскажите друг другу пожелания
+Какую важную работу мы с вами проделали? +Научиться читать выразительно стихи о Рождестве
+Выразительность
Помечают
Работа в группе по самооценке и взаимооценкеПомечают (самооценка)
Высказывания детей
+Учились читать выразительно стихи о Рождестве Регулятивные
Регулятивные (контроль, оценка)
Личностные (способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
5.Рефлексия
Контрольно – оценочный этап
Формировать умение оценивать себя и других +Подведём итоги нашего занятия
+Отвечаем на контрольные вопросы, делаем выводы.
+Пригодятся ли вам умения этого занятия в дальнейшей жизни? Где? Как?
+На столах у вас лежат снежинки.
+Выберите из них ту, которая соответствует вашей работе:
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе
Что ещё нам нужно для успешного выступления на Рождественской ёлке?
А теперь каждый отдаст свою вифлиемскую звездочку тому, чьё чтение было лучшим.
А наши гости оценят нашу работу с помощью магнитиков, которые будут нам прикреплять к ёлочке на доске.
Скажите гостям свои пожелания и подарите рождественских ангелочков.
А я подарю каждому конфеты с изображениями храмов России. И все вместе споём Рождественский гимн с зажжёнными свечами. Выводы: В каждом прочитанном нами стихотворении мы чувствуем любовь к нашей Родине – России, к православной культуре, К Богу, ко всем людям.
Ответы детей
Самооценка
Ответы детей
Под музыку «Рождественской песни» дети дарят звёздочки лучшим чтецам, ангелочков с добрыми пожеланиями гостям.
Пение Рождественского гимна
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Регулятивные