Сценарий классного часа Государственные символы России


Сценарий классного часа
"Государственные символы России"
Цели и задачи:
1. Воспитание у учащихся патриотизма, уважения к родной стране, её истории.
2. Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации.
3. Оказание помощи в социализации школьников.
Подготовительный этап.
Учащимся заранее был предложен список литературы для подготовки к викторине. Участники должны были сформировать две команды и выбрать капитанов.
Ход викторины
I. Вступительное слово учителя:
Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что гербы или флаги государств не существовали ранее.
В новое тысячелетие Россия вступила с обновленной государственной символикой. Наши новые старые символы представляют собой зримые вехи многовекового пути России. Музыка советского гимна, императорский флаг, двуглавый орел московских царей – все это символы, несущие в себе мощный импульс исторических образов и ассоциаций. Сегодня вокруг государственных символов, время от времени, вспыхивают отнюдь не научные, а политические страсти, складываются новые мифологические ряды, основанные и на традиционных легендах, и на современных геральдических байках. Трудно ждать от общества единства в восприятии обновленной государственной символики – для этого нужны долгие десятилетия.
В древности говорили: «Все течет, все изменяется». И в полной мере это крылатое изречение относится к любым символам любого государства.
У эмблем и флагов есть собственная история. Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Тому, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века, посвящена наша викторина.
II. Звучит стихотворение «Люблю тебя, моя Россия»
Люблю тебя, моя Россия,
Твоих полей златой ковёр.
Твои озёра голубые
И горделивый триколор.
Тебя истории волненья
Не обходили стороной.
Из поколенья в поколенье
Твой мир соседствовал с войной.
Судьба твоя многострадальна.
Ты не сдаёшься никогда.
Порою, пусть не идеальный.,
Свой путь находишь ты всегда.
Национальностей, народов
Ты – дом родной. И знаю я,
Что вечен наш союз свободный.
Мы все с тобой – одна семья.
И в единенье – наша слава.
Твои границы – как стена
Россия – мощная держава.
Россия – сильная страна.
Твои просторы необъятны.
Моря, озёра глубоки.
И ширь степей, и блеск закатов.
И гор вершины высоки.
И на бескрайних тех просторах
средь южных золотых полей
Затерян маленький наш город
В тени берез и тополей.
Меж тихих улиц, без размаха
Стоит наш дом и милый двор.
Друзей шумливая ватага,
Родных неспешный разговор.
С тобой шагаю я по жизни.
Ты для меня на век одна.
Люблю тебя, моя отчизна,
Горжусь тобой, моя страна.
III. Ведущий задает командам вопросы на обсуждение которых отводится определенное время.
Вопросы викторины.
1. Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования?
2. Назовите составные части герба?
3. Почему именно при Иване III в России возникли потребности в государственных символах?
4. Что было изображено на печати Ивана III?
5. Что символизировал орел в древнегреческой мифологии?
6. Что такое сфрагистика?
7. Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?
8. Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?
9. Опишите современный герб России?
10. Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба?
11. Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?
12. Какие изменения были внесены в государственный герб при Павле I?
13. Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня?
14. Назовите девиз советского герба?
15. Есть ли девиз у современного российского герба?
16. В гербе каких стран, кроме России, присутствует двуглавый орел?
17. Когда был принят новый государственный флаг в Российской Федерации?
18. Опишите флаг Российской Федерации?
19. Как называется наука, изучающая знамена?
20. Как назывались знамена в Древней Руси?
21. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?
22. Что такое хоругви?
23. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?
24. Какой гимн пел, стоя на коленях, Петр Великий после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 г.?
25. Назовите авторов торжественного гимна – марша «Гром победы, раздавайся!»?
26. Назовите оперу П.И.Чайковского, в которой звучит мелодия марша «Гром победы, раздавайся!»?
27. Назовите авторов «Интернационала»?
28. Кто перевёл текст «Интернационала» на русский язык?
29. До какого времени «Интернационал» оставался гимном СССР?
30. Во время, каких событий был принят новый гимн СССР?
31. Кто написал музыку и слова современного гимна?
32. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?
Ответы на вопросы викторины.
1. Геральдика.
2. Щит и внешняя часть.
3. Время правления московского князя Ивана III была эпохой образования единого Российского государства. Единая держава требовала и единых символов.
4. Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия.
5. В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.
6. Вспомогательная историческая наука, которая изучает печати.
7. Девиз.
8. 1997 г.
9. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
10. Е.И. Ухналев.
11. В конце 1790-х гг. над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под своё правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I ста фактически главой ордена, 72-м его великим магистром приняв знаки магистерского достоинства - мантию, корону, крест и меч.
12. Цепь ордена Андрея Первозванного исчезла, а щиток с Георгием расположился на фоне мальтийского креста. Над щитком красовалась мальтийская корона, а все это изображение помещалось на груди орла.
13. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость),единение народов европейской и азиатской частей современной России.
14. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
15. Нет.
16. Албания, Сербия.
17. 8 декабря 2000 г.
18. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
19. Вексиллология.
20. Стяги.
21. 22 августа.
22. Хоругви – церковное знамя, на котором обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного Писания и молитвы.
23. Торжественная, хвалебная песнь.
24. «Тебя, Бога, хвалим».
25. Слова Г.Р.Державина, музыка О.А.Козловского.
26. «Пиковая дама».
27. Слова Э. Потье, музыка П. Дегейтер.
28. А.Я. Коц.
29. 1944 г.
30. Великая Отечественная война.
31. Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.
32. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
IV. Подведение итогов викторины.
Литература
1. Детский литературный альманах "Юность Тихорецка 2005. Наследники Великой Победы" .- Тихорецк, 2005.
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн - М: Русское слово. 2002.