Конспект урока по литературному чтению 4 класс по программе Начальная школа 21 век. Творчество С.Я. Маршака, сказка 12 месяцев.


Литературное чтение 4 класс
по программе «Начальная школа 21 век».
Разработала: учитель начальных классов первой категории МБОУ ОСШ №3 Тихомирова Татьяна Анатольевна.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Используемое оборудование:
портрет С.Я.Маршака, выставка книг, презентация, мультфильм «Двенадцать месяцев»
Краткое описание: Урок литературы по теме "Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев» предназначен для аудитории учащихся 4 класса. В уроке раскрываются стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака, развивается умение работать со словарём, навыки выразительного и выборочного чтения.
Урок литературного чтения в 4 «А» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Цель Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»
Задачи урока:
образовательные:
• раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
• развивать умение работать со словарём;
• развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения;
развивающие:
• учить обобщать и делать выводы,
• развивать умение рассуждать ;воспитательные:
• расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
УУД, формируемые во время урока:
Личностные действия:
• умение выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные действия:
• вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.
Познавательные действия:
• учить самостоятельно формулировать познавательную цель,
учить поиску информации, структурировать свои знания. Коммуникативные действия:
• вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.
Тип урока: Знакомство с новым материалом
Оборудование: портрет С.Я.Маршака, выставка книг.
1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
-Как вы думаете, чьи это строки? /С.Я.Маршака/
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я думаю, ребята, вы продолжили знакомство, а также вспомнили ранее изученные произведения С.Я.Маршака.

2.Артикуляционная подготовка.
– Сегодня наша разминка состоит из следующих заданий.
Посмотрите на монитор. Думаю, вы узнали, из какого известного произведения С. Маршака эти строчки?
– Прочитайте глазками.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте скороговоркой.
Дама сдавала багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку
И маленькую собачонку.
3. Введение в тему. Проблемная ситуация.
-С.Я.Маршак один из самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас изо дня в день. Только мы не всегда думаем об этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.
-Мама качает малыша и напевает колыбельную. Какие это могут быть строки, принадлежащие перу Самуила Яковлевича? /Сказка о глупом мышонке/
-Мы немного подрастаем, выходим играть во двор и вспоминаем считалки. /Мяч/
-Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. /Жираф/
-Чем являются эти знакомые строчки? /Загадка/
-Какие ещё загадки вы знаете? /Дети читают загадки /
-Несколько лет тому назад вы пришли на занятия в школу.
-С какими произведения Маршака знакомится каждый ребёнок, переступая порог школы? / Весёлый счёт. Путешествие от А до Я. /
-Какие ещё произведения С.Я.Маршака вы знаете, можете рассказать? /Дети наизусть читают знакомые отрывки из произведений Маршака/
5.Работа по теме.
-Ребята, позвольте мне немного познакомить вас с некоторыми страницами биографии С.Я.Маршака.
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом,редактором журнала,переводчиком стихов,сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге
. - Он писал пьесы для театра. Какие пьесы Маршака вы знаете? -
В какой сказке Маршак рассказывает о девочке, отправившейся зимой за подснежниками? /«Двенадцать месяцев»/
- По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см.Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв. По более правдоподобной версии — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Ещё «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Николая Лескова. Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов Иван Петрович.
-Давайте откроем учебник «Литературного чтения».
Попробуйте доказать, что «12 месяцев» это пьеса.
-Найдите толкование, что такое пьеса? Пьеса - 1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. // устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное).
6.Словарная работа.
-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:
КАНЦЛЕР
РЕЗОЛЮЦИЯ
ГЛАШАТАЙ
ХОДАТАЙСТВО
МАНТИЯ
МАСЛЕНИЧНЫЕ БАЛАГАНЫ
РЕСКРИПТ
ФАНФАРЫ
АСТРОЛОГ
КВАШНЯ

7. Проверка восприятия пьесы – сказки.
/Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»/
-Какую картину можно представить, слушая эту музыку? -Какие чувства навеяла она? /Иллюстрация картины Краева «Зима» , Шишкина «Зимний лес» /
-Как вы думаете, почему мы сейчас обратились к произведениям этих великих авторов?
- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?
- Кто оказался на поляне? - Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
1 группа: - Кто помог падчерице? а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр.91-100 -На доске написаны пословицы. …
2 группа: год кончает, зиму начинает. …
году начало, а зиме середина.
Вьюги да метели, под … полетели.
б) Определите, какая пословица о каком зимнем месяце? –
3 группа: А как Маршак представляет месяцы? Найдите в тексте пьесы и прочитайте./Дети читают отрывки из пьесы/
Какой цветок распустился? - Для кого он распустился в этой сказке? - Какой мы видим падчерицу? - Как она одета? Прочитайте словами текста. - Каким трудом она занималась? - Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вы себе её представляете? - А кому симпатизируете? Почему?
8.Физминутка.
9.Работа в группах
-Ребята, а сейчас мы поработаем в группах .У вас на партах лежат листочки с вопросами-заданиями.
1 группа, 2 группа, 3 группа (ниже представлены задания для каждой из групп. Учитель может перетасовать их в любом порядке)1. Назови автора: - Михалков -Маршак -Мамин - Сибиряк
1. Кем был Маршак? -поэт -сказочник -переводчик -драматург
1. К какому жанру это произведение относится: -пьеса -сказка -рассказ
2. Что такое пьеса?
2. Докажите, что это сказка.
2.Какие ещё пьесы Маршака вы знаете?
3. Перечислите предметы, встречающиеся в сказке: -корзина -колечко -подснежники -тюльпаны
3. Как вы понимаете значение слов: - мачеха -падчерица - посох
3. С чего начинается пьеса: -со списка действующих лиц -эпитета -диалога -монолога
4. Кто приказал найти подснежники в лесу? -канцлер -глашатаи -королева -мачеха
4. Как зовут падчерицу: -Катрин -Марта -Анна -Сабрина4. Прочитайте список действующих лиц. Какую роль вы хотели бы сыграть в театре?
5. Кого встретила девушка: -Деда Мороза -Лешего -12 месяцев -12 разбойников
5. Что пообещала королева за корзину с подснежниками? -корзину золота -лисью шубу -участие в королевском катании
5. Из чего состоит пьеса: -из действий - из актов -частей -из картин
6. Кто подарил колечко падчерице: -март -апрель -ноябрь -август
6. Перечислите месяцы, которые уступили мест Апрелю? -декабрь -сентябрь -январь - октябрь -февраль -май -март -ноябрь
6. Для чего пишут пьесы? Кому принадлежат слова ?7. «Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.»7. «Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.»7. «Нет, пойду – и всё тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел,к самой королеве на праздник.»
Работа с текстом
8. Прочитайте, как вела себя падчерица, когда подходила к костру.
8. Прочитайте, как падчерица благодарила братьев.
8. Прочитайте, что братья сами рассказывали о падчерице.
10. Чтение сказки . / Дети выразительно читают сказку по ролям /

11.Подведение итога урока.
Произведения какого автора мы с вами читали? -Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор? -Какое у вас настроение? Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.
12. Рефлексия. Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.
13. Домашнее задание. Из выполненных рисунков составить диафильм. Прочитать славянскую сказку «12 месяцев» и сравнить их. Выучить волшебные слова Апреля.