Конспект внеклассного мероприятия Государственные символы России

Внеклассное занятие рассчитано для воспитанников начальной школы.
Тема занятия: Государственные символы России
Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.
Задачи:
Формировать представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства.
Формировать правильный грамматический строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.
Развивать мышление, способность создавать композицию группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей, окружающей среды.
Словарь.
Россияне, символы, двуглавый орел, Георгий Победоносец, эмблема.
Предварительная работа:
заучивание стихотворений;
дидактическая игра «Белый, – синий, – красный»;
слушание песен о Родине;
чтение книг о государственных символах;
выпуск стенгазеты «Государственная символика».
Оборудование:
Флаги разных стран на подставках. Изображение герба нашей страны, карточки с пословицами о Родине. Иллюстрации с изображением достопримечательностей городов Москвы, Санкт – Петербурга. Картон разного цвета.
Раздаточный материал:
Индивидуальные пакетики с цветными полосками для выкладывания флагов, пазлы со словами из пословиц.
Организационный момент
Упражнение на развитие логического мышления.
- Ребята, посмотрите внимательно на отдельные слова (пазлы), и составьте из них пословицы о Родине. «Нет краше – Родины нашей».
- Объясните эту пословицу - «Родину мать – учись защищать»О чем говорит эта пословица?
Упражнение на развитие зрительного внимания. Из словосочетания «Флаг России» составить слова.
Ответы детей (росса, сила, гол, ссора)
Введение в тему.
Воспитатель. Читает стихотворение «Мать Земля»
Скажи мне, как правильно Землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей «Родная!»
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее.
Ведь все, что мы любим,
Все создано ею-
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты
(Я. Абидов).
Разминка – релаксация под музыку.
- Расставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны, ладонями вверх.
- Глаза закрыты.
- Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы.
- Потянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела.
- Сделайте глубокий вдох и спокойный медленный выдох.
- Почувствуйте, как ласковый ветер обдувает вас.
- Ваши мощные корни-ноги впитывают живительную силу матушки-земли.
- Почувствуйте прилив жизненной энергии и бодрости.
- Тело распрямляется, руки тянутся к свету, к солнцу! Тянитесь!
Тянитесь!
- А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и спокойно медленно выдохните.
Беседа по вопросам:
Скажите, где мы с вами живем? (В России, в городе Апатиты, на Севере, в Заполярье, на Кольском полуострове)
Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют(россияне).
Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну.
(ответы детей)
За что вы любите нашу Родину?
Воспитанник: «Я узнал, что у меня
есть огромная родня:
и тропинка, и лесок,
в поле – каждый колосок,
речка, небо надо мною.
Это все мое, родное!
/В.Орлов./
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
(Ответы Детей) О Родине
Дидактическое упражнение «Главный город».
Воспитатель показывает картинки с изображением главных достопримечательностей Санкт - Петербурга, Москвы, показывает плакат с изображением панорамы Москвы (дети узнают их и называют.)
- Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины – Москва.
- Чем столица отличается от других городов?
(Это главный город страны, здесь работают президент и правительство).
- Посмотрите на панораму Кремля.
- Над всеми самыми важными зданиями нашей страны развевается
Государственный флаг России. (Рассматривание фотографий).
Физкультминутка:
Воспитатель: Что называют символами государства?
(ответы детей - флаг, герб, гимн)
- Символы государства (по словарю) - отличительные признаки государства. Государственные символы обычно основаны на исторических традициях;
Сейчас (имя ученика) подробнее расскажет нам о символе государства - флаге.
Выступление ученика:
Государственный флаг
Допетровская Русь не знала единого государственного флага. При Петре I был учрежден флаг, который стал символом России.
В выборе цветов флага не последнюю роль сыграла отечественная традиция:
царские грамоты скреплялись печатью красного воска, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Красный цвет считается традиционным цветом русских царей до ХIХ в.;
голубой считался цветом Богоматери, покровительницы Русской земли;
белый цвет был символом свободы и величия (независимости);
«Надругательство над государственными символами является наказуемым деянием». Как вы это понимаете в отношении флага? (Ответы детей).
-Сейчас мы с помощью (имя ученика) поговорим еще об одном символе государства – гербе.
Выступление ученика:
С историей Российского государственного герба мы уже знакомились на прошлых занятиях и знаем, что:
наш герб насчитывает почти пятьсот лет, и в его символике отразилась вся история становления государства Российского. Герб сложился из множества элементов в конце ХV века.
Восстановленный в наше время Российский государственный орел благодаря внесенным в герб цветовым изменениям потерял свое значение императорского символа, оставаясь олицетворением приверженности россиян к историческим традициям и их воли к воссозданию могучей государственности.
Герб помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений суда, на других важных документах.
Ребята, вы многое узнали, поэтому задание, которое приготовлено для вас, не покажется вам трудным – это кроссворд:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14151
Ф

Л

А

Г

2
И

В

А

Н

3
М

О

С

К

В

А

Р

О

Д

И

Н

А


В создании, какого государственного символа России большую роль сыграл Петр I?
Имя царя, указом которого в 1497 г. был утвержден герб России, являющийся символом нашей страны в настоящее время.
Столица России.
Место, где родился человек.
Государственный символ России - ключевое слово.
Кроссворд напомнил нам, что существует еще один государственный символ - гимн.
Государственный гимн
Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Например, когда наши спортсмены завоевывают на Олимпийских играх золотые медали, исполняется гимн России и поднимается вверх российский флаг.
Не придумать, наверное, лучшего завершения нашей встречи, чем исполнение государственного гимна. Приготовимся (встали).
Исполнение гимна.
Воспитатель:
Зачем нужны символы стране?
(Ответы детей)
Чтобы отличаться от других стран.
Воспитатель:
Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стан своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа - это тоже наша семья.
Какие у нас дети?
(Ответы детей)
Дружные, веселые, трудолюбивые
Воспитатель:
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других детей? (предложение детей)
Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определят, какие дети у нас в группе. Давайте подумаем, какие цвета могут быть на нашей эмблеме и почему?
( ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям выбрать из предложенного материала то, что они хотят поместить на эмблеме группы. Дети аппликативным способом создают композицию эмблемы: наклеивают вырезанные из бумаги цветы, нарисованные веселые детские лица, солнышко, Российский флаг, радугу, голубей.
В конце занятия дети показывают свои мини-эмблемы и рассказывают, что они изобразили на них.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, в заключение хотела бы сказать спасибо всем вам за отличную подготовку к сегодняшней встрече. Верю, что когда вы станете взрослыми, то постараетесь узнать еще больше об истории России, о возникновении и развитии ее символов. Я надеюсь, что вы станете настоящими знатоками истории нашего государства, его достойными гражданами. Любите Родину, передайте эту любовь своим детям, и Россия всегда будет сильной и могучей страной!

4