Проблемность компетентностно-ориентированных заданий на дисциплинах: Прикладная электроника, цифровая схемотехника


Департамент образования и науки Приморского краякраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский индустриально-экономический колледж»Педагогический семинар«КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯКАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»«Проблемность компетентностно-ориентированных заданий на дисциплинах: Прикладная электроника, цифровая схемотехника»26 мая 2016 годаВыполнил преподаватель: Поминов П.В. Функции компетентностно-ориентированных задач 1) Мотивационная - представление жизненной (проблемной) ситуации с привлечением актуального для обучающего материала, обеспечивающего его внутреннюю мотивацию; 2) Создание психологически комфортных условий для организации и осуществления учебной деятельности; 3) Активизация познавательной деятельности -(внутреннее побуждение мобилизует студента, активизирует его мыслительную деятельность); 4) Организационная – (наличие плана действий помогает студента выстроить правильный маршрут следования и решения поставленных задач); 5) Формировочная – усвоение способов действий, выработка умения не только оперировать предметным материалом, но и привлекать знания и умения из смежных дисциплин, общеучебные знания и умения; 6) Оценочная – так как компетентность проявляется лишь в деятельности, именно применение компетентностно-ориентированных вопросов, задач и тестов позволяет выявить уровень ее сформированности; 7) Мировозренческая – студент получает возможность увидеть целостную картину мира во взаимосвязи фактов и явлений из разных сфер знаний, учебных дисциплин и т.д.; 8) Личностная –создание ситуации успеха способствует утверждение личностью собственного «Я»; Проблемы терминологии, типологии, структуры Проблемные вопросы: С сущностью проблемного вопроса преподаватель хорошо знаком. На него невозможно ответить однозначно, поскольку формулировка требует не простого воспроизведения информации, а поиска ответа, во время которого осваиваются не только новые знания, но и способы деятельности. Вопрос, ответ на который науке уже известен или его можно предположить, называют полуоткрытым. Вопрос, ответ на который не знает ни преподаватель, ни «большая» наука, называют открытым. Проблемные задачи Данные задачи направляют внимание студента на решение определенной проблемы уже своей формулировкой. Задание, конечным результатом решения которого является «научное открытие», считается эвристическим (например, дайте собственное определение электронно-технического понятия «усилитель постоянного тока»). Если речь идет о разработке «художественного продукта», то задание определяется как творческое (например, создайте рекламу интегрального операционного усилителя, используя его технические характеристики). Задачи, имеющие цель проверить сформированность у студентов соответствующих общеучебных умений, называют организационно-деятельностными (например, при проведении лабораторной работы оцените свою работу и деятельность соседа, группы, преподавателя, воспользовавшись предложенным критерием (критериями), либо определите свои критерии оценки). Компетентностно-ориентированные задание – вид учебного задания со специфической структурой, выполнение которого требует задействования имеющихся или освоения новых предметных и общеучебных знаний и умений с целью решения построенной на предметном жизненном материале проблемной ситуации. Компетентностно-ориентированные задания содержат не только указания на действия, которые нужно выполнить («Докажите», «Определите», «Постройте зависимость» и т.п.), но и «инструкцию» («Для этого произведите измерения…»), ссылку на источник. Иногда компетентностно-ориентированные задания могут содержать и вопросы. Комплексные задачи содержат описание определенной жизненной проблемы, для решения которой студент должен применить (или приобрести) необходимые знания и умения. Именно при решении комплексной задачи реализуется один из ключевых признаков компетентности – ситуативность проявления. Проблемные вопросы и задания не имеют готового ответа. Они апеллируют не только к разуму, но и к жизненному опыту студента, позволяют сделать его субъектом обучения, активным студентом процесса. «…способствуют не только творческому усвоению знаний, но и формированию когнитивных, креативных и организационно-деятельностных качеств обучающего».(А. Хуторской) Однако, по данным зарубежной прессы, до 75% (по другим источникам - 95%) вопросов, которые задают ученикам, - репродуктивные, то есть такие, которые требуют простого воспроизведения информации. Спасибо за внимание!