Сценарий открытого занятия в старшей группе Перелетные птицы


Интегрированное занятие по физической культуре с элементами развития речи в старшей группе
“Перелетные птицы.”
(Дети входят под мелодию “В мире животных”, садятся).
Восп-ль: Лето закончилось. Осень пришла
Яркие краски с собой принесла,
Листья желтеют и опадают.
Многие птицы на юг улетают.
Ночи и дни холодней.
Бабочек нет, комаров и шмелей.
Травка пожухла и больше дождей,
Тучи на небе и ветры сильней.
Торопятся птицы все дальше на юг,
Про птиц перелетных наш с вами досуг.
Осенью очень часто мы наблюдали, как птицы собирались в стаи и улетали в теплые края. Все лето у них были птичьи хлопоты: вили гнезда, выводили птенцов, учили их летать и вот теперь осенью птицы перемещаются в область зимовок. Как называются птицы , которые улетают в теплые края?
Дети : перелетные.
Восп-ль: Каких перелетных птиц вы знаете? (будем называть перелетых птиц и определять первый звук в слове)
Дети: Кукушки, скворцы, чибисы, ласточки, дрозды и др.
Восп-ль: Как называются птицы , которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие.
Восп-ль: Назовите зимующих птиц и первый звук в слове.
Дети: сорока , ворона, галка, воробей, синички и др.
Инст-ор: Ребята , давайте покажем, как красиво могут летать птицы.
1 “Птицы летают.”(Инструктор дает команду : В одну шеренгу становись! На право, с левой ноги шагом марш! На счет 1-2,3-4 дети маршируют под удары бубна; На сигнал свистка: бег, бег врассыпную, бег змейкой вместе с этим дети машут руками как “птицы” , переход на шаг, садятся.)
Восп-ль: Перелетными бывают разные птицы: маленькие и большие, живущие в лесу и у водоемов, питающиеся растительной и животной пищей. И отправляются в путь они не когда им захочется, а по своему расписанию и у каждого свое. Каждый вид птиц улетает и возвращается в определенное время. Кто знает ,как улетают птицы?
Дети: Птицы одних видов улетают по одиночке, других группами, стаями.
Восп-ль: Сегодня мы свами вспомним о некоторых перелетных птицах, узнаем о них интересные факты. И конечно же поиграем.
Внимание на зкран( изображение Ласточки)
Восп-ль: Как называется эта птица? (ответ детей)
Одним из первых улетают ласточки (вторая половина августа- первая половина сентября). В одно прекрасное утро стая ласточек снимается с места и улетают на юг в теплые страны. И возвращаются ласточки раньше других птиц. Про это даже есть песня.
( звучит мелодия “ Ласочка”, дети выходят в центр зала и строятся в две колонны для ОРУ).
2. ОРУ “ Ласточка.” Восп-ль: Ребята, чем питаются ласточки?
Дети: питаются насекомыми: мухами, комарами, мошками, жучками.
Они ловят и поедают их на лету . Ласточки никогда не трогают ни ос, ни пчел, т.к они имеют довитое жало.
3. Задание на определение частей- слогов в словах.
Ко-мар , мо-шки , жук , лес , му-ха , лас-точ-ка , де-ре-во , па-ук , пче-ла.
Восп-ль: Ребята, а кто знает, почему ласточку называют показателем погоды.
Почему говорят: “Если ласточка низко летает- к дождю.”
Дети: отвечают.
Инст-ор: Ребята чтобы нам отдохнуть немного, я предлагаю поиграть в подвижную игру .
4. “Надо подкрепиться”.
Восп-ль: Ласточки летом гнездятся у мостов, башен, строят свои шарообразные гнезда, даже на балконах. У многих народов мира гнезда этих птиц охраняются, и есть такое мнение , что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье!
Восп-ль: Внимание на экран ( изображение кукушки)
Восп-ль: Вы ребята догадались, что это за птица?
Дети: кукушка.
Восп-ль: Да , это кукушка . Эта птичка является тоже перелетной , и улетает она от нас также рано - августе. А знаете ли вы, что кукует только самец? При этом он сидит на возвышении – на ветке верхней части кроны дерева, на кустарнике. Самка куковать не умеет, она издает громкую трель “ Кли-кли-кли”. Чем питаются кукушки?
Дети: насекомыми: гусеницы, жуки, которые не ест ни одна птица. Поэтому их считают –Друзья леса.
Восп-ль: Но есть и не очень приятная особенность кукушкиного поведения, кто знает какая?
Дети: Самка не высиживает яйца, а подбрасывает их в чужие гнезда. И птенцов вскармливают другие птицы.
Восп-ль: Кукушка- не только хорошо летает, она умеет лазать по деревьям, благодаря особому устройству лап.
Инст-ор: Наши ребята тоже очень любят лазать и ползать, подтягиваться. Сейчас они покажут это. Строимся друг за другом в две колонны.
5. “А ну-ка подтянись”.

Инст-ор: Молодцы ! Хорошо справились с заданием!
Восп-ль: А как называется - эта птица?
Внимание на экран ( изображение Чибиса).
Восп-ль: Чибис – тоже перелетная птица. Чибиса можно узнать не только по хохолку на голове, но и по характерному крику “Чьи-вы, чьи-вы”. Чибис всегда селится около воды. Купание для чибиса насущная потребность и делает он это несколько раз в день. Это очень подвижные птенцы. Они быстро и ловко бегают среди травы в поисках пищи. Питается чибис: улитками, водяными насекомыми, червями и многоножками.
Инст-ор: Ребята я предлагаю поиграть в подвижную игру.
7. “ Чибис и многоножки”.
Восп-ль: Очень часто отдельные чибисы улетают в одной стае с другими птицами .
Внимание на экран(изображение скворец)
Восп-ль: Скворцы, хотя и перелетные птицы, в теплые зимы остаются зимовать в местах гнездования. Они очень общительные. Их можно встретить в садах, парках, недалеко от человеческого жилья. В песенках скворца слышатся звуки, которые он слышал на зимовках в Африке и во время перелета через южные страны. Птицы могут произносить отдельные слова и даже целые фразы.
8. Задание: придумать слова со звуком –с-.
Восп-ль: Скворцы гнездятся в дуплах деревьев, под крышами домов. Охотно заселяются в скворечниках .
Инст-ор: Предлагаю поиграть в игру .
9. “Освобождение скворечника”.
Восп-ль: А вот еще перелетная птица.
Внимание на экран (изображение дрозда)
Эти птицы называются – дрозды – лесные птицы. Хотя за последние годы они и стали прилетать в городские парки. А лучшие певцы – черные дрозды. Они поют звонко, громко, почти все светлое время суток, особенно на утренней и вечерней зорях. Песня звонкая, громкая. Можно услышать в их песне обращение: ”Филипп, филипп , иди чай пить , чай пить”.Питаются дрозды многоножками, гусеницами, личинками мух, жуками.
Инст-ор: Ребята я предлагаю вам немного посоревноваться. Делимся на две команды.
10. Эстафета “ Дрозды собирают червячков”.
Восп-ль: Прощаются с нами не только лесные и городские птицы, но и птицы живущие около воды и на воде. Кто знает , какие это птицы?
Дети: Гуси, утки, журавли , цапли, лебеди и др.
Восп-ль: А почему птицы улетают на юг?
Дети: Насекомые прячутся.
Восп –ль: Ребята , вам задание .
11. Придумать предложение из 2-3 слов о птицах и осени.
Восп-ль: Скоро белые метели снег поднимет от земли,
Улетают , улетели , улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
До свидания, птицы. До весны! Будем вас ждать ! На этом наше развлечение подошло к концу!
(Под музыку дети уходят).