Проектный метод как способ формирования информационной и коммуникативной компетенций учащихся 7-11 классов на уроках истории и обществознания


Проектный метод
как способ формирования информационной и коммуникативной
компетенций учащихся 7-11 классов на урока истории и обществознания
(обобщение педагогического опыта)
Введение.
Современные требования к выпускникам средней школы предполагают наличие у ученика не только определенного багажа «знаний», но и умений, навыков , которые позволят ему не просто применять информацию, а использовать ее в качестве основы для принятия собственных решений.
Т.о. выпускник сможет активнее социализироваться в общество, осуществить сознательный выбор профессиональной деятельности. Осознавать свою значимость, определять свою социальную принадлежность, отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческую позицию.
Какие же формы , методы могут помочь в формировании такого ученика, а затем выпускника средней школы?
Ответ на этот вопрос я задавала себе на протяжении всей педагогической деятельности.
Способом такой активизации для меня стал метод проектов. Реализацией данной темы я занимаюсь недолго, но предшествующий опыт работы был ,можно сказать, основой , первой ступенью для сегодняшнего направления моей работы. Опыт по этой теме кратковременный , работаю непосредственно по теме второй учебный год.
Поэтому я считаю, что можно подвести первые итоги и наметить дальнейшие пути развития темы: Проектный метод как способ формирования информационной и коммуникативной компетенции учащихся 7-11 классов.
Цель моей работы: формирование информационной и коммуникативной компетенций с помощью проектного метода.
Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:
Определить особенности проектного метода, обобщить теоретические знания;
Выяснить, как связаны проектный метод и формирования основных образовательных компетенций;
Обозначить основные направления для реализации метода проектов ;Выявить дальнейшие пути работы по указанной теме.
У меня сложилась определенная система работы с использованием проектной технологии. Хотя опыт еще небольшой , выработаны свои формы работы для формирования у учащихся важных образовательных компетенций. Этой системой работы хочу поделиться с коллегами.
Для обобщения теоретического и практического опыта были использованы различные источники: дидактическая литература, периодическая печать, образовательные сайты Интернета, методическая литература по истории и обществознанию.
Глава 1. Особенности проектного метода
1.1 Проектный метод как педагогическая технология
Понятие педагогическая технология применяется сегодня активно в развивающем подходе обучения и заменяет ранее широко применявшееся –методика. Тем не менее , этот термин уже звучал в американских и заподноевропейских педагогических исследованиях еще в 30-е годы 20 века. Затем появляется определение педагогической технологии , созвучное нашему сегодняшнему пониманию в документах ЮНЕСКО.
«Педагогическая технология» -это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В современной педагогической практике применяется множество технологий, проектный метод относится к технологии группового обучения.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентированна самостоятельную .деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов возник еще в. 20-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывали с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком . Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни значимая и знакомая для ребенка. .Проект - буквально брошенный вперед, то есть прототип, - прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п.
Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: "замысел - реализация -рефлексия".
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретения новых . Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой, деятельности в социокультурной среде.
Учебно-познавательный проект- это ограниченное во времени, целенаправленное изrv1енение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую задачу.
Типология проектов
Проекты классифицируют по содержанию, по времени ,по характеру деятельности, типу контактов участников и т.д.
I. Исследовательский проект может быть по содержанию:
1. монопредметным (выполняется на материале одного предмета)
2.межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов (география , история, иностранный язык, информатика).
II. Проект может выполняться в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и клубах.
III. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания материала.
IV. По доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и пр.
V. По характеру контактов: среди участников класса, школы, города, региона, страны, международный.
VI. Количество участников проекта групповой, коллективный, личный
VII.Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный,
средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочный.
1.2. Требования к проектной деятельности учащихся
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского способа ее решения;
2.Практическая, теоретическая, познавательнаязначимость для предполагаемых результатов;
3.Самостоятельная деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта(с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, т.е определенного алгоритма работы:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования ,выдвижение гипотезы решения,· обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных,
подведение итогов, оформление результатов, их презентация,
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные)цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь ;- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и
результат проектирования.
Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые
важные личностные качества: умение работать в коллективе. Брать
ответственность за выбор, решение, разделять ответственность,
анализировать результаты деятельности.
Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.
Форма подачи информации предполагает. (хотя бы условно) ее возможное дальнейшее тиражирование. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудиовидеоматериалов, компьютерной программы, оригинал макета спецвыпуска журнала, стенда и т.д.
В каждом случае составляется календарный план работы, определяются необходимые источники информации (литература, Интернет, прямое итервью, консультации, видеосъемки и т,д,) и технические средства для выполнения итоговой работы,
Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.
Главное условия работы над проектом: профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
Также обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования определять гипотезу, планировать и четко выполнять спланированную работу, стремление учащихся в работе над проектом получить определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями ,доступность для учащихся информации о ходе проекта.
Этапы проектной деятельности:
1.Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
3.Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции.
4. Формирование гипотезы проекта.
5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников.
6.Информационное обеспечение проекта
Обработка полученной информации
Обработка статистических данных, построение диаграмм; составление вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями; озвучивание видеороликов; отбор фотографического материала и составление к нему комментариев ; реферирование научной и научнo -популярной литературы; обобщение и осмысление материала, составление выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий.
Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможно появление новых тем и проблем, отказ от ранеевыработанных.
Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и выступлений; подготовка сопровождающих концертных и творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации.
Для старшей школы перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации, это новый вид деятельности для школьников , пока не получивший должного применения ни в начальной , ни в основной школе. Но в старшей школе объем учебного материала, высокие требования к выпускнику и учителю буквально подталкивают педагога к применению проектов.
Таким образом, цель проектной работы: стимулирование познавательной
активности учащихся , самостоятельный выбор и реализация индивидуальных интересов, создание условий для формирования умений и компетенций,
связанных с планированием работы , с выбором информации из различных источников и т.д.
Также с совершенствованием коммуникативных умений в процессе как групповой , так и индивидуальной работы учащихся, т.к. защита любого проекта предполагает публичную презентацию.
1.3 Компетенции и проектный метод
Новые стандарты среднего образования вводят для нас понятие компетенции.
Компетенция ( лат.- принадлежность по праву)-осведомленность в какой либо области или круг обязанностей какого-либо лица.
Компетенция-способность к осуществлению практической деятельности, способность оперативно решать возникающие проблемы и задачи. С этим связано и понятие компетентность-качество личности, предполагающие, что индивид не просто информирован и умеет применить эту информацию , но и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений.
Компетенции обычно рассматривают в комплексе и комплекс компетенций -это способности человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Выделяют: социальные, коммуникативные, информационные ,предметные, рефлексивные компетенции.
Стандарт называет компетенции- способы деятельности , в которых реализуется формирование общих учебных умений и навыков. Выделяется познавательная, информационно- коммуникативная и рефлексивная деятельность.
Умение самостоятельно организовывать познавательную деятельность от постановки цели до получения результата, использование элементов метода анализа и т.д. полностью может быть реализовано через проектную деятельность ( она и указана в стандарте в разделе познавательная деятельность).
В результате такой деятельности наиболее полно возможно формирование информационно-коммуникативной и других компетенций.
Информационная деятельность предполагает поиск нужной информации по теме в различных типов источников : учебная, научная, публицистическая литература, видео, фото, мультимедийные источники, Интернет. А также ,извлечение необходимой информации из различных знаковых систем : таблица, график , аудиовизуальный ряд. Перевод их в одну знаковую систему.
Обработка информации и презентация результатов с помощью новейших компьютерных технологий.
Коммуникативная деятельность – это овладение навыками работы в группе, коллективе, с взаимной ответственностью и распределением обязанностей. Владение основными видами публичных выступлений- монологом, диалогом , дискуссией и полемикой.
Очевидно, что проектный метод как способ формирования информационно- коммуникативных компетенций наиболее предпочтителен. Умения и навыки , которые формирует эта педагогическая технология полностью совпадают с основными направлениями современного образования.
В конечном итоге все это призвано создать необходимые условия для успешного развития и социализации учащихся.
Глава 2.Обощение педагогического опыта по теме самообразования
2.1Система работы с проектным методом
К использованию метода проектов я пришла через различные темы по самообразованию. Сначала это была тема: «Формирование информационных умений и навыков через работу с дополнительными источниками». То есть учащиеся должны были использовать как источник документы, монографии, периодическую печать, Интернет, компьютерные носители. Результатом такой деятельности могли быть рефераты, сообщения, также организовывалась групповая работа для решения проблем непосредственно на уроках.
Итогом этой работы стал выход учащимися на уровень самостоятельной поиска нового знания, формирования собственной позиции, и ее отстаивание не только в рамках учебника.
Затем появилась проблема предпрофильной подготовки на основной ступени образования и мне предложили разработать элективный курс. Так появились «Основы исследовательской деятельности по истории учащихся 8-9 класс.
После пришлось организовывать научное общество во всей школе, т.о. оказалось, что нельзя добиться решения поставленных задач перед современным учителем без активизации познавательной деятельности.
Первым опытом, где явно проявилась исследовательская групповая работа учащихся 10-х классов, стала тема «Проблемы профессиональной ориентации учащихся МОУ СОШ №20».
Совместная работа с ребятами на областной конкурс , объявленный Департаментом молодежной политики, впервые для меня явно проявила ценность и необходимость применения проектного метода. Здесь проявилось четкая организация на всех этапах исследования, личный интерес и возможность качественно провести исследование только в групповой форме.
На сегодняшний день, работая над темой второй учебный год ,можно говорить об определенной системе работы с методом проектов.
Начинается проектная работа с 6-7 класса, предполагает свой тип проектов по виду деятельности, по количеству участников. Соответственно ,сначала все-таки больше формируется информационная компетенция, затем присоединяется коммуникативная. Меняется от средней к старшей ступени обучения и форма защиты проектов, присоединяется умения компьютерной презентации, связь с предметом ИКТ.
Метод позволяет проводить разнообразные виды уроков: конференции, ролевые игры, творческие отчеты.
В приложениях IV-VI представлены конспекты тех уроков, на которых и формировалась система моей работы. Каждый урок- это определенный этап в освоении проектного метода. Т.к. усложнялись требования к созданию исследований , из обзорных работ переходили к поисковым формам, менялись формы презентаций.
На уроке «Избирательная кампания три группы (партии) представляли свою предвыборную агитацию в виде самостоятельно созданной компьютерной презентации.
Самостоятельное исследование престижности и востребованности на рынке труда в нашем городе экономических профессий , работая в парах провели десятиклассники в прошлом году. Замечательно защитили свои проекты все пары на уроке «Мир Экономических профессий».Учащиеся сделали собственные выводы из полученной информации, многие теперь задумались о выборе специальности экономиста, маркетолога, аудитора и т.д.
К оценке деятельности учеников учителем или товарищами по классу
( взаимооценке), прибавилось постепенно самооценка работы в группе,
сейчас «Лист самооценки работы в группе» применяется на всех уроках.
Разработаны также «План рецензии проекта» и «Алгоритм работы с проектом». Конечно, требования к каждому виду проектов, на каждой параллели свои , но общие требования почти не меняются.
Для отдельных уроков и исследований ребята могут создавать свои требования и параметры оценивания. Для этого обычно создается специальная группа рецензентов.
Итак, я обобщила свою систему работы с проектной технологией на первоначальном этапе в дальнейшем, что- то может видоизменяться, корректироваться.
2.2 Диагностика формирования информационных и коммуникативных умений и навыков.
Для диагностики исследовательской деятельности могут применятся определение уровня обученности учащихся, диагностика степени усталости на уроках- исследованиях, также диагностики, применяющиеся в развивающем обучении , например –методика составления КОРТов Н.А. Алексеева.
На сегодняшний день для определения эффективности метода проектов я использую сравнение уровня обученности по темам, где применялся метод ,и где не было такого опыта у учащихся.
Сравнивая уровень обученности видно, что во многих случаях он выше по тем темам , где применялся метод проектов, применялась , даже частично исследовательская деятельность в среднем на 0,6 балла.
Напрашивается вывод, что применение метода сказывается на повышении уровня знаний и дальнейшем формировании основных общих учебных умений и навыков, соответственно и важных компетенций учащихся. Видимо непосредственная заинтересованность в результатах своей деятельности возрастает у ребят , самостоятельное получение нового знания – все это стимулирует уровень знаний и умений.
Заключение.
В результате обобщения накопленного теоретического и практического опыта удалось определить основные преимущества проектного метода.
Цель проектной работы: стимулирование познавательной активности учащихся , самостоятельный выбор и реализация индивидуальных интересов, создание условий для формирования умений и компетенций.
Выяснилось, метод помогает совершенствовать информационные и коммуникативные компетенции.
Очевидно, что проектный метод как способ формирования информационно- коммуникативных компетенций наиболее предпочтителен.
Умения и навыки , которые формирует эта педагогическая технология полностью совпадают с основными направлениями современного образования.
В конечном итоге все это призвано создать необходимые условия для успешного развития и социализации учащихся.
Я считаю , что мне удалось наметить основные направления по теме самообразования «Проектный метод как способ формирования информационной и коммуникативной компетенций учащихся 7-11 классов».
Обозначилась определенная система работы , исследовательская деятельность предлагается учащимся с 7 класса . Постепенно расширяются возможности от создания обзорных работ до научно- исследовательских с выходом на научно- практические конференции. Метод также позволяет учителю проводить различные типы уроков.
Выработан определенный алгоритм работы с проектом, система самооценки и взаимооценки работ учащихся.
Другое преимущество в том , что можно реализовать современные рекомендации к предметным программам , которые созданы с учетом самостоятельной деятельности учащихся и на это отводится до 15 % учебного времени. Допустим в программах по обществознанию 10-11 класса (базовый уровень) или в программе по обществознанию для 6 -7 классов, где впервые вводится данный предмет. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проектов и др.
Поэтому, работу по созданию мини – проектов «Генеалогическое древо моей семьи» мы начали с шестиклассниками, и защита работ предстоит в конце учебного года.
Следует отметить, что организация проектной работы позволяет сокращать время, отведенное программой на определенные темы. Допустим ,раздел: «Мир в 19 веке» по всеобщей истории , в этом учебном году изучался три часа вместо шести, затем осталось время на повторение и полноценный контроль знаний.
Есть конечно же и трудности в освоении этой технологии . Не все группы учащихся могут полноценно проводить исследование по самостоятельному поиску нового знания или создания нового объекта. Чаще всего работа имеет репродуктивный или обзорный характер. Не многие из моих учеников выходили на уровень действительно поисковых работ и защищали свои идеи на конференциях различных уровней.
Для преодоления таких проблем следует применять метод проектов целенаправленно с 6-7 класса и до окончания средней школы, выделить определенную группу(класс) для отслеживания результатов деятельности и затем судить об итогах можно будет более объективно. С этого учебного года я выделила два таких класса 7А и 10А, где уже проводились уроки- инструктажи и началась проектная деятельность. Проводится начальная диагностика уровня умений учащихся. Здесь уже начинается более целенаправленная и, я надеюсь, продуктивная работа. Такой опыт позволит учащимся стать настоящими исследователями, ораторами, людьми с активной жизненной позицией., способными отстаивать свое мнение, и творчески подходит к решению профессиональных задач.
Общие выводы моего кратковременного опыта работы следующие: применение метода сказывается на повышении уровня знаний и дальнейшем формировании основных общих учебных умений и навыков, соответственно и важных компетенций учащихся.
Список литературы
1.Иванова Л.Ф.Проектная работа в обучении обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе.2007.
№ 2,3
2.Журавлева О.Н. Учимся писать реферат по истории. Санкт –Петербург, СМИО Пресс.2001.
3.ГинА.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность .Обратная связь. Идеальная связь: Пособие для учителя.М.,Вита-Пресс.2001.
4.Короткова. М.В. Методические разработки и сценарии уроков. Издательство «Центр гу5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть1.2.Ростов-на-Дону, Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2005.
6. МироненкоТ.В. Использование возможностей информационных технологий в обучении истории старшеклассников //Образование (городской научно-методический журнал.2005.№ 1 (6)7.Мочалова О.А. Приемы и способы учебно - исследовательской и проектировочной деятельности учащихся//Образование (городской научно-методический журнал.2004.№ 2(5)9.Официальнык документы в образовании.2004.№26
10.Пилявских.Критерии оценивания исследовательских работ учащихся//Дополнительное образование.2000.№12,2001.№1
11.А.Т. Степанищев . Методический справочник учителя истории. М,ВЛАДОС, 2000.
12.Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. Ростов – на-
Дону, «Феникс».2005.
Приложение I
Система работы в 6-11 классах с использованием проектного метода
класс Тип проекта по деятельности Тип по количеству участников Продолжительность выполнения Какие
умения
формируем Преобладающие компетенции Формы защиты проекта Тип , форма, урокарока6-7 Ознакомительный
прикладной Парный,
личный Две недели-
Средней продолжительности Ставить цель и определять задачи- с помощью учителя,
Определять алгоритм работы, извлекать необходимую информацию из различных источников , в соответствии с задачами делать выводы Владеть умением монологического устного
выступления информационная Устный доклад, слайд-шоу на уроке Конференция ролевая игра.
Урок-инструктаж.
Повторительно- обобщающий урок
8-9 Ознакомительный, прикладной, информационно- исследовательский Групповой
( не более4-х человек)Средний Развитие мыслительных операций анализ, сопоставление Информационная, коммуникативная Компьютерная презентация, театрализованное представление Конференция, ролевая игра, семинар
Урок-инструктаж.
Урок- творческий отчет
10-11 Ознакомительный, прикладной
информационно- исследовательский Групповой
( не более 4-х человек )Средний Синтез и интеграция знаний смежных дисциплин, умение сотрудничать и распределять обязанности в группе.
Умение участвовать в дискуссии, полемике Информационная, коммуникативная Компьютерная презентация, театрализованное представление Дискуссия
Урок- защита проектов.
Урок объяснения нового материала
10-11 исследовательский личный долгосрочный Умение выдвигать гипотезы, искать новые пути решения проблем, получать качественно новое знание Информационная, коммуникативная,
Социальная
Участие в научных конференциях –школьных , городских и т.д. с научно- исследовательской работой ==========
Приложение II
Тема: Мир экономических профессий(10-11 класс)
Цели:
- повторение и обобщение по теме: Экономическая сфера общества
-умение организовывать работу в группе: планировать деятельность,
ставить цели , делать выводы.
-уметь публично представить свой проект публично;
-уметь рецензировать публичное выступление;
- уметь создавать слайдовую презентацию своего проекта;
-формирование представлений об особенностях экономических профессий
Оборудование: раздаточный материал на парты:
общий план проекта,
план рецензии.
Компьютер, проектор, экран
Ход урока.
I.Организационный момент
Повторение условий урока- то, что формулировалось
на уроке-инструктаже:
1.Класс создает парные, среднесрочные проекты, исследовательские проекты.
2.Группа защищает свой проект по определенному плану:
А)Цели и задачи;
Б) Особенности данной профессии
В) Какие личные, психологические требования предъявляется в этой деятельности?
Г)Где в нашей области можно приобрести такую профессию?;
Д)Престижность и потребность в различных отраслях экономической деятельности в Г.Тюмени этой профессии
Е) Преобразованием информации в графики, таблицы ,схемы.
Ж) Презентация в виде слайд - шоу или плаката, газеты и т.д.
З) Источники, как использовались в работе: обязательно периодическая печать, научная литература, статистика, Интернет.
И) Выводы, исходя из целей и задач.
К) Определить степень участия каждого из группы в создании проекта, сдать письменно взаимооценку каждого ученика.
4.После выступления группу рецензируют по плану, созданному заранее самими рецензентами, ребята соседней группы.
5.План рецензии включает оценку работы с проектом по плану указанному выше, а также стиль изложения во время защиты и использование наглядности.
II. Основная часть.
1.Выступают с защитой проектов по темам:
1.менеджер2.маркетолог3.бухгалтер4.экономист5.финансист6.аудитор7.налоговый инспектор8.статистик9.брокер и дилер11.страховой агент12.риэлтор
2. Остальные ребята в классе записывают тезисы, формулируют и задают вопросы, делают рецензии.
3.Общие выводы:
В чем значимость экономических профессий?
Что нового узнали об этих профессиях ?
4.Проводится мини-анкетирование по вопросам:
1)Кто до создания проектов выбрал экономическую профессию?
2)Кого привлекли эти профессии после нашего урока?
3)Принимали участие в создании проектов только ,чтобы получить хорошую оценку и познакомиться с проектной деятельностью
Ответы (в двух классах опрошены 53 человека):
1)17 человек
2)42 человека
3)13 человек
III.Оценивание работы учащихся
- учитель выставляет оценки за рецензии,
- за проекты – две отметки- оценка за работу в группе и за защиту проекта.
IV.Домашнее задание: эссе по теме