Экскурсия по литературным местам как одна из форм развития познавательного интереса учащихся при изучении литературы


Экскурсия по литературным местам как одна из форм развития познавательного интереса учащихся при изучении литературыПодготовила Волкова О.В.,преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Брянский строительный колледж им.профессора Н.Е.Жуковского" Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Д.С. Лихачев Учебная экскурсия - это такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают, осмысливают и усваивают знания путем выхода (выезда) к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Выделяют 5 видов учебных экскурсий:производственные;естественнонаучные;литературно-исторические;краеведческие ; комплексные. Основная цель литературно-исторических экскурсий – помочь учащимся лучше усвоить литературный материал, способствовать посредством подобной работы формированию у них литературоведческого мировоззрения, ведь как утверждал Д.С.Лихачев, «…ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной». Основные задачи проведения литературных экскурсий:закрепление и обогащение теоретических знаний о жизни и творчестве поэтов и писателей, полученных на аудиторных занятиях;освоение новых форм обработки и анализа литературоведческой информации;развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения во время экскурсии; формирование потребности в самопознании и самореализации;формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение учебного коллектива. Таким образом, экскурсии по литературным местам имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Экскурсия в дом-музей Ф.И.Тютчева Экскурсия в дом-музей А.К.Толстого Экскурсия в дом-музей И.С.Тургенева«Спасское-Лутовиново» « Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу…»  Экскурсия в дом-музей Л.Н.Толстого«Ясная поляна» Кроме очных, на занятиях по литературе возможны и заочные экскурсии. Чаще всего в их основе – выступления учащихся о местах, связанных с жизнью и творчеством русских поэтов и писателей. Для подготовки подобных экскурсий привлекается большой иллюстративный материал, взятый из различных источников: учебники, мемуарная литература, интернет-ресурсы. Обычно они проводятся тогда, когда посетить эти места в силу разных причин невозможно. В итоге хочется заметить, что экскурсии по литературным местам развивают эстетическую культуру учащихся, учат понимать прекрасное. Проведение подобных мероприятий помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, входящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершенные им поступки, с активной гражданской позицией. Информационные источники:1. Лихачев Д.С. Земля родная.- М.: Эксмо,-2015. 2. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.3.Гакаев Р.А., Нуцулханова М.Ю., Авхадов С.С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии// Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф.(г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.4. Рожков Н.Т., Мишечкина В.В. Учебные экскурсии как форма обучения и воспитания: учебное пособие - Орел: ОрелГТУ, 20045. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении. Спасибо за внимание!