Практико-ориентированная работа по теме Электронные образовательные ресурсы как средство дифференциации и индивидуализации обучения


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) « Использ о- вание современных образовательных информационных те х нологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов в образовательном проце с се» Итоговая практи ко - значимая работа по теме «Электронные образовательные ресурсы как средство дифференциации и индивидуал и зации обучения» Выполнила учитель математики МАОУ Д обрыниховской СОШ Г. Домодедово, с. Добрыниха Киселева Вера Николаевна 2014 г Введение Дифференцированный подход к домашнему заданию позволяет педагогу одному обуча е мому задать для са мостоятельного выполнения подготовку доклада по теме, друго - му - провести анализ пр ослушанного урока, третьему - работу в классе или дома с мул ь- тимедиа - энциклопедиями из медиатеки школы или из сети Интернет с целью поиска и о т- бора дополни тельного матери а ла. Все это не только приводит к экономии вре мени, но и повышает интерес обучаемых к предмету, стимулирует процесс изучения нового матери а- ла. Дифференциация и индивидуализация обучения предпо лагает особый подход к наиб о- лее подготовленным ученикам, которые нуждаются в совете и поддержке преподавателя по развитию способностей, в дополните льных заданиях и индиви дуальных консультац и- ях. Не следует забывать, что характерной особенн о стью профильного обучения является то, что препо давателю необходимо одновременно работать как с уч а щими ся, у которых необходимо поддерживать постоя н ный интерес к предмету, так и с учащимися, познания которых могут в ряде отдельных вопросов превосходить познания преподавателя. Для т а- ких учащихся необходимо разрабатывать индивидуальные за дания, организовывать в о- круг них малые подвижные группы, а также для них возмо жно составление индивидуал ь- ных программ обучения с более полным привлечением Интернет - технологий и иных средств информатизации профильного образования. В связи с этим нельзя не сказать о т а- кой новой и мощной форме индивидуализации учебной деятельности, как проектиров а- ние, применяемой в настоящее время в большинстве школ по многим учебным дисципл и- нам профильного уровня. При выполнении проектной работы каждый обучаемый работ а- ет непосредствен но с преподавателем, что дает возможность педагогу следить за ходом усвоения материала, проводить коррекцию, учитывать индивидуальные особенности уч а- щегося, помочь реал и зовать творческие замыслы. Использование педагогически значимой учебной информации, доступной из электронных ресурсов телекоммуникационной сети И н тернет. В условиях информатизации образования, а также в связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы значимость учебной литературы приходится все время пересмат ривать. Коммерциализация совреме н ных телекоммуникационных сетей способствует появле нию на рынке печатной продукции ли тературы низкого качества, з а- частую ненаучной. В распоряжении педагогов может оказаться большое количество "учебных" печат ных изданий, не способствующих повышению эффективности ре ального профильного учебного процесса. Э то положение ставит преподавателя современной шк о- лы перед проблемой выбора учебной литературы. Данная проблема может быть решена, если использовать в учебном процессе педаг о гически значимую учеб ную информацию, доступную из электронных ресурсов, опубли ков анных во всемирных компьютерных с е- тях. Для этого, преподавателю необходимо предварительно ре шить задачу по д бора нужной учебной информации из образо вательных электронных ресурсов и методики ее использ о- вания школьниками в процессе профильного об у чения. Дал ее необхо димо остановиться на вопросе использования информации, до ступной из информационных ресурсов тел е- коммуникационной сети и способах ее применения преподавателем. Пр е подаватель может использовать подобные ресурсы при подготовке ко нспек тов уроков - ле кций, лаборато р ных и практических работ, тестовых и контро льных заданий, сценариев внеуро ч ных мероп - риятий и т.п. Х арактерные особенности осуществления образова тельного информационного вза и- модействия в случае его базиро вания на возможностях информ а ционн ых Интернет - ресурсов: ■ доступность (доступ к ресурсу возможен с любого учени ческого компьютера, что делает этот метод доступным для любого преподавателя, работающего с таким школьником); ■ открытость (гипертекстовая система подачи информации, а также интегра ция и ун и- фикация ресурсов в рамках еди ных электронных телекоммуникационных изданий, сайтов и профильных порталов позволяет школьникам находить собственную "тр а- екторию" изучения учебного материала, углублять и расширять знания по своему усмотрению и воз мо жностям); ■ визуализация учебного материала (с помощью средств тех нологии мультимедиа, и с- пользующихся в построении и фун кционировании образовательных электронных р е- сурсов, можно, при необходимости, встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видео р о лики, озвучивать инфор мацию, встраивать контрольно - измерительные элементы, резул ь таты научных исследований, разработки, применяе - мые вне учебного процесса); ■ интерактивность (интерактивные формы информационного взаимодействия, испол ь- зуемые в работе образ овательных электронных Интернет - ресурсов, позволяют школьнику вы бирать условия поиска, отбора и загрузки учебной или иной информ а- ции). Методологические особенности работы преподавателя при организации профильн о- го обучения школьников с применением интерне т - технологий и интернет - ресурсов Для более полного и эффективного практического использова ния образовательных И н- тернет - ресурсов преподавателям можно использовать определенные методические рек о- мендации по под готовке учебного материала для профильного обуч ения школьни ков. Очевидно, что в этом случае первостепенную роль играют ре сурсы учебного и контрол ь- но - измерительного хара к тера. В этом случае преподаватель готовит так называемый инс труктивный блок, содерж а- ние которого включает в себя учебную программу и руководство по изучению профил ь- ной дисциплины, ориентированные на качес т венный состав и основные функцио нальные возможности имеющихся в Интернет - ресурсов. Далее составляется урок - лекция, содерж а- тельный материал которой представляется с помощью телекомму никац и онных и других ре сурсов и средств. Объем информации, который включается в лек цию, равен объему с о- держания традиционной лекции, а количес тво блоков равно количеству, указанному в т е- матическом плане. Структура содержания каждой лекции включает в себ я: 1. введение к лекции с явным перечислением того, что будет знать и уметь школьник после ее изучения; 2. собственно учебную информацию, которая представляется в электро н ном варианте в виде текста, если необходимо с рисунками, графиками, таблицами; как правило, п о- добный материал представляет собой часть одного из Интернет - ре сурсов; 3. по желанию педагога - автора урока - лекции в случае пси холого - педагогической ц е- лесообразности в лекцию могут быть включены гиперссылки, аудио, видео фрагме н- ты (из готовление и сценар ии их и с пользования согласовываются отдельно), готовые компьютерные обучающие программы по тематике профильной дисциплины, встраиваемые в со держательные блоки внутри лекции (сценарии их примене ния с о- гласовываются отдельно); 4. выводы. Следующим возможным ме тодическим шагом к внедрению Интернет - ресурсов в уче б- ный процесс на профильном уровне может стать разработка специализированного эле к- тронного уро ка - семинара. Как и в случае с лекц и ей, содержательный инфор мационный объем, характерный электронному с е минару , должен примерно равняться аналогичному объему содержания тр а ди ционного семинара, реализуемого в конкретной школе на про - фильном уровне. Количество тематических блоков электронного семинара должно ра в- няться количеству, предусмотренному тема тическим план ом профильной дисциплины обучения школьн и ков. Каждый блок электронного семинара имеет свою структуру, основными компонентами которой должны стать тема семина ра, рассматриваемые учебные вопросы и список и с- пользуемой литературы. Следует особо отметить, что в случае использова ния телекомм у- никационной сети, все указанные компоненты электронн о го семинара могут и должны являться ресурсами та кой сети, что упрощает и унифицирует как процессы подготов ки, так и процессы реализации подобной формы профильного обуче ния. Работа преподавателя с Интернет - ресурсами должна начи наться с анализа результатов работы школьн и ков по изучению со ответствующих профильных тематических блоков. На следующем этапе преподаватель должен определить уровень усвоения каж дым школьн и- ком со держания учебного материала из разделов и тем блока, состоящего из описанных ранее электронных лекций и семинаров. При этом возможен индивидуальный подход, с о- глас но которого преподаватель разрабатывает для каждого школьни ка частные задания на подготовку к работе с Интернет - ресурсами, обеспечивающими педагогич е ские контроль и измерения. Далее, в зависимости от уровня подготовленности школьни ков к работе с конкретными Интернет - ресурсами преподаватель выбирает методику проведения практического зан я- тия: семи нара, игры, тренинга и т.п. Параллельно с этим педагог должен быть обязан пр о- анализировать возможности использования в учебной практике информационные ресу р- сов научно - и сследо вательского и внеурочного характера, также доступных, благо даря и с- польз о ванию И нтернет. Не исключаются случаи, когда использование подобных ресурсов в профильном учебном про цессе может стать дополнительным фа к тором повышения его эффе к тивности. В ходе работы со всеми, без исключения, образовательны ми Интернет - ресурсами пр е- подаватель должен постоянно про водить сравнение целей и результатов изучения школ ь- никами учебного материала, запланированного учебной программой в соответствии с учебным планом профильной подг о товки школь ников. Основными видами компьютерных средств учебного назна че ния, которые могут ра с- сматриваться как компоненты Ин тернет - ресурсов, являются: • сервисные программные средства общего назначения, • программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, • электронные тренажеры, • программн ые средства для математического и имитацион ного модел и рования, • программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий, • информационно - поисковые справочные системы, • автоматизированные обучающие системы (АОС), • электронные учебники (ЭУ) , • экспертные обучающие системы (ЭОС), • интеллектуальные обучающие системы (ИОС), • средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги), адапти рованные для потребностей обучения школьников на про фильном уровне. Сервисные программные средства общего назначения при меняются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспер и- ментальных исследований. Они могут быть и с пользованы при проведении ла бораторных, практических за нятий, при орг а низации самостоя тельной работы школьников, в рамках проектировании. Программные средства для контроля и измерения уровня зна ний обучающихся нашли наиб о лее широкое применение ввиду от носительной легкости их создания. Существует целый ряд и нс т ру ментальных систем - оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состо я нии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме профильного об у чения. Как правило, задачей обучаемог о является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых о т- ветов. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по в ы- даче индивидуальных контрольных заданий и проверке пр а вильности их выполнения, что особенно актуально в усло виях массового профильного обра зования. Появляется возмо ж- ность многократного и более часто го контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного мат е риала. Электронные тренажеры предназначены дл я отработки прак тических умений и нав ы- ков. Такие средства особенно эффективны для обучения действ и ям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке прот и воаварийных действий. Использо вание реальных установок для тренировок нежелательно по цело му ряду причин (перерывы в электроснабжении, во з можность со здания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки уме ний и нав ы- ков решения задач профильного характера. В этом слу чае он и обеспеч и вают получение краткой инфо р мации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Программные средства для математического и имитационно го моделирования позв о- ляют расширить границы эксперимен тальных и теор етических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделирую т- ся объекты исследования, в других - измерительные установки. Такие средства позволяют сократить затраты на при обретение дорогостоящего лаборат орного оборудования, сни - жается уровень безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим пр о- граммным средствам можно также отнести предметно - ориентированные пр о граммные среды, обеспечива ющие возможность оперирования моделями - объектами опреде ленн ого класса. Информационно - поисковые справочные программные систе мы предназначены для ввода, хранения и предъявления пользо вателю разнообразной информации. К числу п о- добных систем могут быть отнесены различные гипе р текстовые и гипермедиа программы, обеспе чивающие иерархическую орг а низацию мате риала и быстрый поиск информации по тем или иным призн а кам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают воз можность поиска и сортировки информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для о р- ганизации предъявле ния содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятел ь ной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации. Автоматизи рованные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно не большого объема, обе с печивающие знакомство учащихся с тео ретическим мат е риалом, тренировку и контроль уровня знаний. Электронные учебники (ЭУ) являются о сновными образователь ными электронными изданиями. ЭУ создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полн о- стью соответствовать со ставляющей дисциплины о б разовательного стандарта специаль - ностей и направлений, определяемой дидактическими едини цами стандарта и програ м- мой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обуче ния при условии осуществления интерактивной обратной связи. О д- ним из основных свойств ЭУ является то, что его редукция к «бу мажном у» варианту (ра с- печатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дида к тических свойств, присущих ЭУ Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий иску с- ственного инте л лекта. Такие системы моделируют деятельность экспе ртов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобр е тать новые знания, обес печивать ответ на запрос обучаемого и р е шение задач из опре деленной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает по яснение стратегии и тактики решения задач в ходе ди алоговой по д- держки процесса решения. К сожалению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обу чения, как организация применения учащимися пол у- ченных пер вичных знаний и получение обратной связи (ко н троль действий учащихся ). При работе с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной св я зи. Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к сис темам наиболее высок о- го уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут ос у- ществлять управление на всех этапах решения уче б ной задачи, начиная от ее постанов ки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенн о- стей деятельности об у чаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога мо гут обсу ж- даться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия п о иска решения, планирова ния действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управле ние обуч е- нием. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным пр изнаком ИОС является то, что они не соде р жат основных и вспомогатель ных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их. Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты прикладных пр о- грамм, CALS - системы и т.п.), адаптиро ванные к потреб ностям профильного обучения школьников рас сматриваются в составе Интернет - ресурсов не только как предмет изуч е- ния, но и как средство обучения при решении профессио нально - ориентированных задач в ходе учебного проектиров а ния. Использование Интернет - ресурсо в в учебном процессе школы на профильном уровне педагогически ц е лесообразно в силу сле дующих основных принципов: • Интернет - ресурсы наполнены содержанием, которое на иболее эффективно может быть усвоено только с помощью данной информационной технологии; • каж дый новый Интернет - ресурс позволяет педагогам до стигать дост а точно высокой относительной эффективности использования Интернет - ресурсов в учебном проце с- се на профильном уровне. Это означает, например, что время ус воения учебного м а- териала, формирования оп ред е ленных умений и навыков при использовании нового Интернет - ре сурса (без потери качества) меньше, чем с использованием традицио н- ных методов обучения, а уровень усвоения учеб ного материала не ниже того, что достигается при помощи традиционных методов пр офильного об у чения; • Интернет - ресурсы содержат значительно большее количес тво информации, в том числе в аудио - , видео - или другой форме, недоступной для традиционных образов а- тельных изданий, которое обеспеч и вает и новый уровень профиль ного образования с н едостижимым ранее качеством; • использование Интернет - ресурсов обеспечивает дости жение учебных целей и задач, стоящих перед профильным обучением и органически вписывается в учебный пр о- цесс. Внедрение Интернет - ресурсов в учебный процесс на про фильном уровне происходит в соответствии с двумя основными направлениями. Интернет - ресурсы, внедряемые согла с- но пер вого направления, включ а ются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных м е тодов ис торически сложившейся системы обучения . В этом случае Интер нет - ресурсы выступают как средство интенсификации учебного пр о- цесса, индивидуализации пр о фильного обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обуча е мых. Требования к пр еподавателю должны складываться из тра диционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием совр е- менных ин формационных технологий и Интернет - ресурсов в профильной образовател ь- ной деятельности. К традиционным т ребованиям относятся: - организаторские (планирование работы, сплочение обучае мых и т.д.); - дидактические (конкретные умения подобрать и подгото вить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложе ние учебного материала; стимулирование развития позна вательных интересов и духовных потребн о стей); - перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в ду ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоци ональное состояние, в ы явить особенности психики); - комм уникативные (умение устанавливать педагогически целесообра з ные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учре ж- де ния); - суггестивные (эмоционально - волевое влияние на обучаю щихся); - исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогич е ские ситуации и пр о цессы); - научно - познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной пр о- фильной области); - предметные (профессиональные знания предмета обуче ния на профил ь ном уровне). В случае использования совреме нных средств Интернет - тех нологий или, более того, реализации виртуального учебного процесса, полностью осн о ванного на использовании средств ин форматизации без очного контакта педагога с обучаемым (как в случае описа н- ного выше дистанционного обучения), по добные требования значительно трансформир у- ются. Невозможно при проведении компьютеризированного виртуального урока или ко н- сультации, осуществляемой по электронной почте, проявить суггестивные и перцепти в- ные способности. На практике во вре мя использования средств информатизации не пр и- меняется или сильно деформируется традиционная педагогическая техника, особенно н е- вербальные средства общения: - экспрессивно - выразительные движения (поза, жест, мими ка и т.д.), - такесика (рукопожатие, прикосновение и т.д.), - прок семика (ориентация, дистанция), - просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т.д.). В то же время выделяются специфические требования, необ ходимые при работе с с о- временными средствами информатиза ции и Интернет - технологиями. В числе таких тр е- бований: - знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами информационных и телекомму никационных технологий, - владение подходами к определению качества подобных Ин тернет - средств, - владение методами практической ин форматизации учеб ного процесса в рамках об у- чения «своей» профильной дис циплине. Психолого - педагогические проблемы работы преподавателей в условиях п о всеместного внедрения средств информатизации во все виды образовательной деятельности имеют свою специ фи ку. Вместе с тем, несмотря на повсеместное распространение средств и те х- нологий информатизации образов а ния, актуальной должна оставаться главная функция преподавателя - управление пр о цессами обучения, воспитания и развития. Психологи отмечают, что эффектив ное освоение потенциала средств и н форматизации образования предполагает подготовку преподавателей, которая должна опираться на сл е- дующие поло жения: - обучение работе со средствами Интернет - технологий явля ется частью содержания образ о вания; - средства Интерне т - технологий образования являются лишь инструме н том решения проблем и интенсификации педаго гической деятельности на профильном уровне, их исполь зование не должно превращаться в с а моцель; - корректное использование средств Интернет - технологий расширяет возм ожности человеческого мышления; - обучение работе со средствами Интернет - технологий явля ется одним из методов формирования мышления. Вышеупомянутая подготовка педагогических кадров к раз работке и вн е дрению средств информатизации в профильное обучение невоз можна без а д министративной поддержки. В про цессе формирования готовн о сти педагогов к использованию Ин тернет - технологий в своей профессиональной деятельности еще большим тормозом, чем консерватизм преп о- давателей, являет ся инертность организационной струк туры большинства учебных зав е- дений. В доказательство этого утверждения достаточно со слаться на пробелы в деятел ь- ности администрации школ и школ, приводящие к недостаточности времени у преподав а- телей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соот ветствующего учебно - вспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской ко н- структивной деятель ности педаг о гов. Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразнос ти специализированных и з- даний, предназначенных для активи зации интереса педагогической общественности к проблемам разработки и внедрения современных средств информатизации профильного обучения. Подобные издания должны быть ориенти рованы на широкий круг специал и- стов: - педагогов всех направлений и уровней подготовки, - ад министраторов системы образования; - преподавателей - методистов различных дисциплин; - специалистов в различных областях создания средств Ин тернет - технологий, таких, как интерфейс взаимодействий человека и компьютера, графические приложения, искусст венный инт еллект, компьютерная и вычислительная техни ка, телекоммун и- кации; - психологов; - эргономистов; - социологов; - лингвистов. Очевидно, что эти издания, являясь средствами методической поддержки педагогов, могут и должны стать центром обмена опы том, разработки и п е редачи знаний и умений, звеном, объединя ющим деятел ь ность всех тех, кто занимается проблемами инфор - мационной образовательной инженерии. Формированию готовности педагогов к разработке и исполь зованию средств Интернет - технологий в реализации целей про фил ьного обучения способствует проведение конку р- сов, поощ рение труда новаторов, а также сертификация разработанных образовательных Интернет - ресурсов с последующим изданием соответствующих каталогов. Выдача серт и- фиката и публикация сведений о сертифицированно м средстве Интернет - технологий в к а- талоге должны давать основание для включения разработан ного образов а тельного ресурса в список научных и методич е ских трудов преподавателя - разработчика. Кроме перечисленного, существенный методический эффект имеет неп о сре дственный межличностный обмен опытом на кон ференциях по примен е нию Интернет - технологий в профильной образовательной деятельности. Примечательно, что подобные конференции позволяют педагогам не только ближе ознакомить ся с содержанием докладов, но и ув и- дет ь передовые разработки о б разовательных Интернет - ресурсов, провести сравнение раз - личных способов создания и применения средств информатиза ции профильного об у чения школьников. Приложение: Перечень ресурсов полезных в работе учителя математики 1.Сеть твор ческих учителей. Сообщество учителей математики http://www.it - n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com 2.Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://mat.lseptember.ru 3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school - collection.edu.ru 4.Сайт УМК МУРАВИНЫХ по математике для 5 - 11 классов http://muravin2007.narod.ru 5.Сайт УМК Смирновых по геометрии для 7 - 11 классов 6.Сайт Шевкин.РУ - УМК Никольского htt p://www.shevkin.ru 7.Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru 8.Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru 9.Московский центр непрерывного математи ческого образования (МЦНМО) http://www.mccme.ru 10.AIlmath.ru - вся математика в одном месте http://www.allmath.ru 11.EqWorld: Мир математических уравнений 12.Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru 13.Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет - школа 14.Геометрический портал http://www.neive.by.ru 15.Графики функций http://graphfunk.narod.ru 16.ЕГЭ по математике: подготовка к тест ированию http://www.uztest.ru 17.Задачи по геометрии: информационно - поисковая система http://zadachi.mccme.ru 18.Математические этюды http ://www.etudes.ru 19.Математика для поступающих в вузы http://www.matematika.agava.ru 20.Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ http://schoo l.msu.ru 21.Методика преподавания математики http://methmath.chat.ru 22.Московская математическая олимпиада школьников http://olympiads.mccme.ru/mmo/ 23.Сайт элеме нтарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru Сайты полезные по математике 1) http://mathematics.ru/index.php . Проект «Математика» 2) http://mathematics.ru/index.php . Математическое образование: прошлое и настоящее. 3) http://www.etudes.ru/ . Математические этюды. 4) .narod.ru/ . Сайт И.М. Смирновой, В.А. Сми р нова. 5) http://school - collection.edu.ru/about/ . Единая Коллекция цифровых обр а зовательных ресурсов. 6) http:// shopedu.ru/shop/tablitsyi/star/153 . Алгебра. Тригонометрия (табл и цы). 7) . Вся элементарная математика. 8) http://www.uztest.ru/ . Подготовиться к тестированию ЕГЭ по матем а- тике легко. Надо только начать. 9) http://school.abitu.ru . Интернет - школа МФТИ. 10) . Интерактивная тригономе т рия. Почерпнуть полезную информацию в полном объеме можно с различных сайтов и инфо р- мационных порт а лов о ЕГЭ:  Открытый колледж http://www.dospo.ru  Центр интенсивных тех нологий образования http://www.odoportal.ru  Проект "Домашнее обучение" http://www.school4you.ru  Единая информационная служба "Экстернаты Мос к вы" http://www.exte rn - mos.ru  Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru  Официальный сайт департамента образования г. Мос к вы http://www.educom.ru  Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru  Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной фо р ме http://www.ege.ru  Федераль ный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru  Федеральная служба по надзору в сфере образования и на у- ки http://www.obrnadzor.gov.ru ОБРАЗОВАНИЕ 1. http:/ /www.trizway.com/ . Лаборатория образовательных технологий. 2. http://www.eurekanet.ru/ . Институт образовательной политики «Эвр и ка». 3. http://www.researcher.ru/about.h tml . Исследователь. 4. http://www.gumer.info/ . Педагогическая энциклопедия. 5. http://www.pedlib.ru/ . Педагогическая библиотека.