Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 9 классе «Поэты пушкинской поры»


Конспект внеклассного мероприятия
по литературе в 9 классе
«Поэты пушкинской поры»
Провела: Мавринская Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы.
г.Балашиха2014
Тема
Поэты пушкинской поры.
Цель:
Ознакомить учащихся с фактами из биографий ярких поэтических личностей начала 19 века.
Задачи:
1.Помочь осознать своеобразие лирики каждого поэта, попытаться осмыслить вклад каждого из них в поэзию и литературу.
2.Развивать наблюдательность, бережное отношение к слову;
3.Акцентировать внимание учащихся на духовном родстве с гением Пушкина.
4.Учить детей чувствовать лирическое произведение.
Объем материала:
Очерк жизни и творчества Батюшкова, Д.Давыдова, Вяземского, Дельвига, Баратынского; стихи поэтов (по выбору).
Оборудование:
Портреты поэтов, подсвечник с зажженной свечой, лист бумаги с пером, роза, старинный альбом, чернильный прибор, кусок бархата, плеер/ноутбук с записью романтической инструментальной музыки, сборники стихов.
Эпиграф на доске:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
В.А.Жуковский.
Ход мероприятия:
1. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя: ( звучит начало песни «Вечерний звон» поэта Ивана Козлова или/фрагмент инструментального произведения.)
На уроках литературы в 8 классе мы узнали, какие думы тревожили умы и сердца поэта-декабриста Рылеева, как страстно звучал голос, полный гражданственности и вольнолюбия…
Но в то же время была и другая поэзия, глубоко лиричная. Сегодня мы послушаем думы поколения поэтов начала 19века, познакомимся поближе с некоторыми из поэтов-лириков, каждый из которых яркая личность. В течение нашей встречи выберите одну из предложенных тем (открываем записи), объясните свой выбор. Мне помогает в работе сегодня консультант (Ф.И.),а проанализировать работу каждого ученика рецензист (Ф.И.)
2.В творческой лаборатории поэта.
2.1.Константин Николаевич Батюшков - один из основателей русского романтизма, предшественник Пушкина. Учащийся рассказывает биографию, затем звучит стихотворение (отрывок) «Мои пенаты»(1812).
Вопрос учителя: Это стихотворение – одно из любимых читателями начала 19 века. Чем неожиданны «Мои пенаты» для поэзии того времени? В каком жанре написано?
Консультант: Жанр послание - стихотворное письмо, обращенное к конкретному адресату с просьбой или пожеланием/К Жуковскому и Вяземскому/.Написана простым слогом:»скромная»обитель, «убогая»обстановка, куда заказан путь вельможам но открыта дверь перед воинами, друзьями поэтами. Автор пытается понять свое «место» в мире. Написан ясным слогом, хотя требует от читателя знания классики.
Учитель:
Батюшков доводит до совершенства жанр дружеского послания, делая его популярным в лирике начала 19 века. Пушкин о «Моих пенатах» писал: «Стихотворение Батюшкова дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслажден я- слог так и трепещет ,так и льется – гармония очаровательна».Так в чем же поэтическая тайна Батюшкова? Может быть постичь ее поможет стихотворение «Мой гений»?
/Звучит стих./Как вы встретили эти строки?/Обращает внимание на сердце, т.е. пытается постичь мир через душу человека. И опять звучит мотив странника-скитальца, излюбленный образ романтизма. Об этом же говорит его стихотворение «Разлука»(1815)/Звучит стихотворение/Опять себя называет скитальцем, бежавшем от неразделенной любви, пытаясь «усыпить встревоженные чувства».Полный набор романтических переживаний(томится ,страдает, тоскует…)
Учитель: Заинтересовал ли вас поэтический мир Батюшкова? Чем он сегодня интересен для нас?
Консультант: Поэзия Батюшкова – попытка постичь мир через душу человека, сделать совершеннее. Это и разнообразие художественных форм, сближение с разговорной речью: «Живи, как пишешь, а пиши, как дышишь».
2.2.Денис Васильевич Давыдов. Учащиеся рассказывают страницы биографии. Стихотворение «При виде Москвы, возвращаясь с персидской войны»/звучит стихотворение/.
Учитель: Впервые ли вы слышите имя поэта? О чем говорит название и содержание стихотворения? (Безусловно ,автор известен как герой Отечественной войны 1812года,воин-патриот..)Искренность и самобытность поэта-партизана звучит и в строках «Ответа».
2.3.Петр Андреевич Вяземский. Страницы биографии./ Звучат стихотворения «Друзьям» и «Первый снег» (отрывки)/.
Учитель: Слышали вы что-то близкое «Первому снегу»? Какие строки вспоминаются?(«Чародейкою зимою…», «Мороз и солнце!..»)Оправдано ли название? Обоснуйте свое мнение?
Учащиеся: Это яркая зимняя картинка изобразительно точна. Слышится восторг поэта! Очень выразительно!
Учитель: Его строку «И жить торопится, и чувствовать спешит» Пушкин изберет эпиграфом 1 главы романа «Евгений Онегин». Почему?
Учащиеся: Дается прообраз характера главного героя, его образа жизни…
2.4.Антон Антонович Дельвиг. Знакомство с биографией поэта. Стихотворение «Соловей» стало народной песней, почему?/Звучит песня/
Учащиеся: Легкое ритмичное, простота изложения, откровение поэтической мысли, отчетливо слышатся фольклорные интонации./Звучит «Русская песня»/
Учитель: Ваше восприятие творчества Дельвига?
/Ответы учащихся./
Консультант: Самобытный поэт, находил романтические темы в действительности, поэзия близка народной речи, даже названия стихов звучат как песни. С его смертью ушла эпоха литературных альманахов. Ранняя смерть Дельвига потрясла Пушкина. Он писал: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду. Без него мы точно осиротели».
2.5.Баратынский Евгений Абрамович. /Звучит стихотворение «Признание»/.В стихотворении «Признание» нас поражает контраст с названием, ведь стихотворение о безжизненности отлюбившего сердца, тайных изгибах человеческой души. Голос Чувства! Слушаем страницы биографии. Чтение и обсуждение стихотворений «Поцелуй», «Кюхельбекеру». Отчаянной тоской проникнуты очень эмоциональные строки стихотворения «Родина»/Звучит/.
Учитель: Закончить разговор сегодня хотелось бы стихотворением-обращением к будущим читателям «Мой дар убор, и голос мой негромок…»/Звучит/ Нашел ли поэт читателя-друга в потомках? В чем неповторимость его поэзии?
Консультант: «Не вечный для времен, я вечный для себя,» -говорил Баратынский, рассматривая литературу как стихию чувств. Через личное, прочувствованное он передает думы поколения, следуя основному принципу романтизма: «Человек - вот тайна!»
3.Рефлексия. /Учащиеся обосновывают свой выбор/Слово учителя. Если мы читаем и чувствуем стихи поэтов, о которых мы сегодня говорили - то они вечны! Это были лучшие люди России начала 19 века, и все они: певец и витязь, лихой воин Денис Давыдов, замечательный поэт Вяземский, человек высокого ума, тонкий лирик Антон Дельвиг, наконец, сам Пушкин – все они верили в талант Евгения Баратынского. Кажется и сегодня слышится простуженный, хрипловатый голос Белинского: «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Баратынскому».(Рецензист оценивает работу учащихся, вклад каждого).
Всем спасибо! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча поможет вам найти в творчестве поэтов начала 19 века что-то свое, неповторимое…