Программа 1-4 класс по физической культуре УМК Школа 21 века + КТП по физической культуре 1 класс по УМК Школа 21 века.


Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана на основеФГОС Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности,
Цели данной программы:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Отличительные особенности данной программы:
Программа состоит из 3 разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а аткже общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Тематический план
№ Разделы и темы Количество часов (уроков)
Класс
1 2 3 4
Базовая часть 66 68 68 68
1 Знания о физической культуре 3 3 3 3
2 Способы физкультурной деятельности 3 3 3 3
3 Физическое совершенствование:
гимнастика с основами акробатики
легкая атлетика
лыжные гонки
подвижные игры
общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) 16
14
12
18 18
16
12
16 16
16
16
14 16
16
16
14
Вариативная часть
(время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается) 33 34 34 34
Итого 99 102 102 102
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
Образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе ориентирован на решение следующих задач:
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура» ориентирована на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.
Также будет реализован принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).
Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Физическая культура»
Программа по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе отвечает генеральным целям физкультурного образования — ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира.
Материал программы направлен на реализацию приоритетных задач образования — формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование, а также развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости. Учебный материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные результаты и личностные требования.
Результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Контрольные упражнения Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Мальчики Девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз 14 – 16 8 – 13 5 – 7 13 – 15 8 – 12 5 – 7
Прыжок в длину с места, см143 – 150 128 – 142 119 – 127 136 – 146 118 – 135 108 – 117
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта, с6,0 – 5,8 6,7 – 6,1 7,0 – 6,8 6,2 – 6,0 6,7 – 6,3 7,0 – 6,8
Бег 1000 мБез учета времени
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
культурно-ориентированные: целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»;
деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.
Особенностями примерной программы учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе являются:
направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион, бассейн), видам учебного учреждения (городские, мало комплектные и сельские школы) и регионально климатическими условиями;
учет принципа достаточности и структурной организации физкультурной деятельности;
содержание учебного материала структурируется в соответствующих разделах программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности» (информационный компонент учебного предмета), «Способы физкультурной деятельности с обще развивающей направленностью» (операциональный компонент учебного предмета), «Требования к уровню подготовки учащихся» (мотивационный компонент учебного предмета);
учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике «от общего (фундаментального) к частному (профилированному)» и «от частного к конкретному (прикладному)», что задает вектор направленности в освоении школьниками учебного предмета, и перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями).
Программа учебного предмета «Физическая культура» — это комплекс по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию младшего школьника, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется устойчивая система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Это, в свою очередь, способствует формированию навыков самооценки младших школьников.
Особенностью содержания программы по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать и уметь, но и формирование универсальных учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс по 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 405 ч. часов: 1 класс – 33 недели = 99 ч, 2-4 классы по 34 недели – по 102 часа. Основное время (405 ч) отводится на раздел «Физическое совершенствование». В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы). Так как даты проведения выпадают на праздничные дни, и дни дополнительных каникул планируется освоить программу за 93 часа, с включением не освоенных тем в другие темы уроков.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Содержание тем учебного курса
1 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.
Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:«Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»:«Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Уровень физической подготовленности
1 класс
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Учет и оценка учащихся по физической культуре
Учет успеваемости по физической культуре, хорошо поставленный и разносторонний, способствует более гибкому управлению учебно-воспитательным процессом. Он проводится в течение всего учебного года и решает следующие задачи: 1) определяет уровень знаний, двигательных умений и навыков учащихся разных классов; 2) содействует улучшению учебы школьников, качественному выполнению домашних заданий по физической культуре; 3)формирует интерес учеников к школьным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, суточный и недельный двигательный режим; 4) воспитывает ответственное отношение школьников к физической культуре и спорту, настойчивость в решении педагогических задач.
По своей направленности учет подразделяется на предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет предполагает выявление учителем физической культуры уровня здоровья и нравственной воспитанности, особенностей развития и подготовленности учащихся, успеваемости и дисциплины. В предварительном учете большое внимание уделяется педагогическому анамнезу — собиранию сведений об учениках. При этом выявляются режим дня ученика, место в режиме занятий физическими упражнениями, продолжительность занятий спортом, наличие спортивного разряда, случаи травматических повреждений, отклонений в состоянии здоровья.
Предварительным учетом определяется качество выполнения учениками предшествующих планов работы, учебных нормативов, наличие оценок успеваемости, воспитательной работы. Организуется он по четвертям, полугодиям, выставляется годовая оценка по физической культуре.
На уроке физической культуры путем опроса или вызова учеников оценивают усвоение знаний, предусмотренных программой физического воспитания, качество выполнения двигательных действий, домашние задания, владение инструкторскими и судейскими знаниями, умениями. Важно, чтобы учет был объективным, сопровождался пояснениями учителя (включая и обоснование оценки), проводился с учетом возрастных и половых особенностей школьников, физической и двигательной подготовленности учеников. Учет должен согласовываться с задачами урока. С целью выставления оценки в журнал наблюдают за одним учеником, группой школьников, командой (в спортивных играх). Оценка каждого ученика по физической культуре выставляется не только на основе приема контрольных нормативов, но и в результате оценки техники выполняемых упражнений. При этом необходимо, чтобы учебные нормативы были сданы каждым учеником не ниже, чем на, « удовлетворительно».
Учебно-методическое обеспечение курса:
Лях В. И. Физическая культура: 1-4кл. учебник - М.: Просвещение, 2011.
Ковалько В. И. Методические разработки для 1 класса / В. И. Ковалько -М.: Вако,2011.
Методические разработки по физической культуре в 1 классе / М. В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2012.
В.И. Ковалько Методические разработки по физкультуре. - М.: Вако, 2011.
Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в 1 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Наименование темы Кол-во часов Дата Оборудование Основные виды учебной деятельности Требования к результату Виды контроля
1 Инструктаж по ТБ
Понятие о физической культуре. 1 01.09 Спортивное оборудование Выполняют действия по образцу, построение в шеренгу, колонну; соблюдают правила поведения в спортивном зале; выполняют простейший комплекс УГГ Иметь: Представление физической культуры как средства укрепления здоровья. История возникновения физической культуры. текущий
2 Как появилась физическая культура? 1 04.09 Спортивное оборудование, площадка Выполняют действия по образцу, построение в шеренгу, колонну; исполняют команды: «Смирно», «Равняйсь» текущий
3 Подвижные игры. 1 05.09 Спортивное оборудование, площадка Характеризуют роль и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья; выполняют упражнения по образцу учителя и показу лучших учеников Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
4 Возникновение первых соревнований. Зарождение олимпийских игр. 1 08.09 Спортивное оборудование, площадка Выполняют легкоатлетические упражнения (бег); технически правильно держать корпус и руки в медленном беге в сочетании с дыханием Изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью текущий
5 Представление о физических упражнениях.
1 11.09 Спортивное оборудование Осмысливают техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений.
Знать: Что физическая культура это система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. тематический
6 Подвижные игры. 1 12.09 Спортивное оборудование Оценивают красоту телосложения и осанки, сравнивают их с эталонными образцами Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
7 Твой организм. 1 15.09 Спортивное оборудование Осмысливают, объяснение своего двигательного опыта.
Знать основные анатомические особенности строения человеческого организма. текущий
8 Зачем нужен скелет? 1 18.09 Спортивное оборудование, муляж скелета Организовывают и проводят подвижные игры с элементами соревновательной деятельности. Знать для чего человеку нужен скелет. текущий
9 Подвижные игры. 1 19.10 Спортивное оборудование Осознают важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
10 Зачем человеку мышцы? 1 22.09 Спортивное оборудование Организовывают и проводят подвижные игры с элементами соревновательной деятельности. Знать группы мышц текущий
11 Осанка. 1 25.09 Спортивное оборудование Учет в беге на 1000м Знать упражнения для правильного формирования и укрепления осанки. текущий
12 Подвижные игры. 1 26.09 Спортивное оборудование Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
13 Стопа человека. 1 29.09 Спортивное оборудование Принимают адекватные решения в условиях игровой деятельности. Знать упражнения для профилактики плоскостопия. текущий
14 Как расслаблять мышцы? 1 02.10 Спортивное оборудование Пересказываюттексты по истории физической культуры. Уметь полностью расслабить мышцы с помощью комплекса упражнений. тематический
15 Подвижные игры. 1 03.10 Спортивное оборудование Соблюдают дисциплину и
правила техники безопасности
во время подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
16 Правильный режим дня.
1 06.10 Спортивное оборудование Осваивают умения выполнять
универсальные физические упражнения.
Развивают физические качества. Уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры текущий
17 Как планировать свой режим дня? 1 09.10 Спортивное оборудование Соблюдают дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности текущий
18 Подвижные игры. 1 10.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
19 Здоровое питание. 1 13.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Знать как правильно питаться.
Уметь соблюдать режим питания. текущий
20 Здоровое питание. 1 16.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. текущий
21 Зарядка – утренняя гигиеническая гимнастика. 1 17.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Знать комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики. текущий
22 Подвижные игры. 1 20.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
23 Выполняем физкультминутки. 1 23.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Знать физминутки на различные группы мышц.
Уметь их проводить. текущий
24 Как выбирать одежду для занятий физическими упражнениями? 1 24.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Знать правила выбора спортивной одежды. текущий
25 Подвижные игры. 1 27.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
26 Закаливание. 1 30.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Знать виды закаливания.
Уметь их правильно использовать. текущий
27 Закаливание. 1 31.10 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. текущий
28 Подвижные игры. 1 10.11 Спортивное оборудование Различают и выполняют строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!». Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
29 Что делать, если ты плохо себя чувствуешь? 1 13.11 Спортивное оборудование Различают и выполняют строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!». Знать симптомы заболевания. тематический
30 Измерение показателей физического развития. 1 14.11 Спортивное оборудование Осваивают технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие основных физических качеств. текущий
31 Подвижные игры. 1 17.11 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании
акробатических Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
32 Оздоровительные формы занятий.
Развитие физических качеств.
1 20.11 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании
акробатических Характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств. текущий
33 Оздоровительные формы занятий.
Развитие физических качеств. 1 21.11 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие
физических качеств тематический
34 Подвижные игры. 1 24.11 Спортивное оборудование Соблюдают правила техники безопасности при выполнении
акробатических упражнений. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
35 Движения и передвижения строем. 1 27.11 Спортивное оборудование Проявляют качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Уметь выполнять строевые команды текущий
36 Движения и передвижения строем. 1 28.11 Спортивное оборудование Описывают технику гимнастических упражнений на снарядах. Уметь выполнять строевые команды текущий
37 Подвижные игры. 1 01.12 Спортивное оборудование Осваивают технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
38 Движения и передвижения строем. 1 04.12 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании
и выполнении гимнастическихупражнений. Уметь выполнять строевые команды текущий
39 Движения и передвижения строем. Норматив. 1 05.12 Спортивное оборудование Выявляют и характеризуют
ошибки при выполнении гимнастических упражнений. Уметь выполнять строевые команды тематический
40 Подвижные игры. 1 08.12 Спортивное оборудование Проявляют качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
41 Акробатические упражнения. 1 11.12 Спортивное оборудование Осваивают технику физических упражнений прикладнойнаправленности. Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации текущий
42 Акробатические упражнения. 1 12.12 Спортивное оборудование Проявляют качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. текущий
43 Подвижные игры. 1 15.12 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
44 Акробатические комбинации. 1 18.12 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации текущий
45 Акробатические комбинации. Норматив. 1 19.12 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств тематический
46 Подвижные игры. 1 22.12 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
47 Снарядная гимнастика. 1 25.12 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств Выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения.
Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности. текущий
48 Снарядная гимнастика. 1 26.12 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств текущий
49 Подвижные игры. 1 12.01 Спортивное оборудование Проявляют качества силы, координации и выносливости.
Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
50 Гимнастические комбинации. Опорный прыжок. 1 15.01 Спортивное оборудование Комплексное развитие физических качеств Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок текущий
51 Гимнастические комбинации. Опорный прыжок. 1 16.01 Спортивное оборудование Моделируют технику базовых способов передвижения на лыжах.
Уметь лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок текущий
52 Подвижные игры. 1 19.01 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
53 Прикладная гимнастика. 1 22.01 Спортивное оборудование Выявляют характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения. текущий
54 Прикладная гимнастика. 1 23.01 Спортивное оборудование планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; текущий
55 Подвижные игры. 1 26.01 Спортивное оборудование Проявляют выносливость при прохождении тренировочных занятий Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
56 Прикладная гимнастика .Развитие гибкости. 1 29.01 Спортивное оборудование Осваивают технику скользящего шага с палками
Выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения. текущий
57 Прикладная гимнастика. Развитие координации. Норматив. 1 30.01 Спортивное оборудование Осваивают технику скользящего шага с палками
тематический
58 Подвижные игры. 1 02.02 Спортивное оборудование Осваивают технику скользящего шага с палками
Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
59 Лыжная подготовка. 1 05.02 Спортивное оборудование Осваивают технику скользящего шага с палками
Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их
текущий
60 Лыжная подготовка. 1 06.02 Спортивное оборудование Осваивают технику поворотов, спусков и подъемов. текущий
61 Подвижные игры. 1 19.02 Спортивное оборудование Осваивают технику поворотов, спусков и подъемов. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
62 Лыжная подготовка. 1 20.02 Спортивное оборудование Осмысливают техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их текущий
63 Лыжная подготовка. 1 26.02 Спортивное оборудование Осмысливают техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. текущий
64 Подвижные игры. 1 27.02 Спортивное оборудование Проявляют координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
65 Технические действия на лыжах. 1 02.03 Спортивное оборудование Проявляют координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов Технически правильное выполнение двигательных действий. текущий
66 Технические действия на лыжах. Норматив. 1 05.03 Спортивное оборудование Осмысливают техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. тематический
67 Подвижные игры. 1 06.03 Спортивное оборудование Проявляют выносливость при прохождении трассы Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
68 Прыжковая подготовка. 1 19.03 Спортивное оборудование Проявляют выносливость при прохождении трассы Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на две ноги текущий
69 Прыжковая подготовка. 1 20.03 Спортивное оборудование Проявляют выносливость при прохождении трассы текущий
70 Подвижные игры. 1 02.04 Спортивное оборудование Проявляют выносливость при прохождении трассы Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
71 Прыжковая подготовка. 1 03.04 Спортивное оборудование Выполняют игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности. Уметь правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в яму на две ноги текущий
72 Прыжковая подготовка. Норматив. 1 06.04 Спортивное оборудование Выполняют игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности. тематический
73 Подвижные игры. 1 09.04 Спортивное оборудование Соблюдают игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
74 Броски большого мяча. 1 10.04 Спортивное оборудование Соблюдают Правила игры. Проведение игры. Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений текущий
75 Броски большого мяча. 1 13.04 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. текущий
76 Подвижные игры. 1 16.04 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
77 Броски большого мяча. 1 17.04 Спортивное оборудование Осваивают технические
действия из спортивных игр. Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений текущий
78 Броски большого мяча. 1 20.04 Спортивное оборудование Моделируют технические
действия в игровой деятельности.
игр. тематический
79 Подвижные игры. 1 23.04 Спортивное оборудование Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
80 Метание малого мяча. 1 24.04 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами текущий
81 Метание малого мяча. 1 27.04 Спортивное оборудование Выявляют ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. текущий
82 Подвижные игры. 1 30.05 Спортивное оборудование Соблюдают дисциплину и
правила техники безопасности в условиях учебной и игровой
деятельности. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
83 Метание малого мяча. 1 04.05 Спортивное оборудование Осваивают умения выполнять универсальные физические упражнения. Уметь правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений текущий
84 Метание малого мяча. Норматив. 1 07.05 Спортивное оборудование Развиваютфизическиекачества. тематический
85 Подвижные игры. 1 08.05 Спортивное оборудование Осваивают двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
86 Беговая подготовка.
1 11.05 Спортивное оборудование Описывают разучиваемые
технические действия из спортивных игр. Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м. Знать понятие короткая дистанция текущий
87 Беговая подготовка.
1 14.05 Спортивное оборудование Соблюдают дисциплину и
правила техники безопасности
во время подвижных игр. текущий
88 Подвижные игры. 1 15.05 Спортивное оборудование Проявляют быстроту и ловкость во время подвижных игр. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями текущий
89 Беговая подготовка.
1 18.05 Спортивное оборудование Описывают технику беговых упражнений. Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м. Знать понятие короткая дистанция текущий
90 Беговая подготовка. Подвижные игры.
1 21.05 Спортивное оборудование Выявляют характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. текущий
92 Беговая подготовка. Норматив.
1 22.05 Спортивное оборудование Осваивают универсальные
умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений. Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м. Знать понятие короткая дистанция
текущий
93 Общефизическая подготовка. 1 25.05 Спортивное оборудование Проявляют качества силы,
быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и итоговый