Проект «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»


center-151402Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №5 г. Павлово
Тема исследования:
«В какие игры играли наши бабушки и дедушки»
Тема выступления:
«Игры бабушек и дедушек»
Выполнила:
Бодренко Матвей Александрович
ученик 2 класса «А»
Руководитель:
Гудкова Ольга Александровна
классный руководитель
г. Павлово
2016 год
00Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №5 г. Павлово
Тема исследования:
«В какие игры играли наши бабушки и дедушки»
Тема выступления:
«Игры бабушек и дедушек»
Выполнила:
Бодренко Матвей Александрович
ученик 2 класса «А»
Руководитель:
Гудкова Ольга Александровна
классный руководитель
г. Павлово
2016 год

Содержание.
1.Введение.
2. Анкетирование, опрос и результаты.
3.Игры бабушек и дедушек.
4. Заклички и считалки.
5.Заключение.
6. Выводы.
Введение
Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не любит играть? Их любят все: и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми.
Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал?  Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время к сожалению, традиции утрачиваются, но на смену приходят новые игры.
Поэтому я решил изучить:
Цель  исследования:  Изучение и пропаганда национальной культуры.
Задачи исследования:
1.Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.
2.Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.
3.Выяснить влияние игры на развитие ребёнка.
Предмет исследования:  народные игры.
 Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.
Методы исследования:
Подбор и изучение материала по теме.
Опрос в форме анкетирования бабушек.
Опрос в форме анкетирования учащихся 2-4 классов.
Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.
2. Анкетирование, опрос и результаты
  Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.
К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты. 
Я провел ряд  исследований.
1.Провел опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть.   Выяснил, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта.
2. Чтобы выяснить, во что играют дети сейчас, я провел ещё одно  исследование. Провел анкетирование среди ребят нашей школы (2-4 классы )
По итогам анкетирования, проведенного среди учащихся 2 – 4 классов нашей школы выяснилось, что 87% учащихся не знают, в какие игры играли наши предки, что 92% опрошенных предпочитают играть в спортивные игры, такие как пионербол, баскетбол, футбол, так как других игр просто не знают. Особой популярностью у ребят пользуются компьютерные игры, которые, по-моему, приносят вреда больше чем пользы. Но, несмотря на это 100% респондентов желают научиться играть в игры их родителей и бабушек. Поэтому основной целью данной работы является популяризация народных игр, приобщение сверстников к изучению и сохранению народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. Названия игр, правила были различны в разных областях, районах нашей страны вследствие этого проблемой исследования становятся варианты игр, характерные именно для нашей местности, откуда родом вся наша семья. 
Игры бабушек и дедушек.
Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Они играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках и лошадках. Лошадкой служили - деревянная палка или хворостинка . А девочки играли куклами. Только куклы у них были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем. Бабушка и дедушка любили качаться на качелях. Которые мастерили их папы между деревьев. У дедушки была деревянная машина и кубики. А зимой дети играли в снежки и строили крепости, катались с горки на деревянных санках. И хотя игрушки не всегда были красивыми, дедушка и бабушка их очень любили.
Вместо карусели вбивали во дворе столб, вешали на него верёвки с петлями, и дети, крутились вокруг столба. Была ещё забава: брали деревянное бревно, клали на него доску. Один вставал на один конец, другой прыгал. Нужно было подлетать как можно выше и приземлиться на ноги. Так же играли в лапту, пиратов. Делали плоты, ставили палку вместо мачты и путешествовали.
В ходе исследования я узнал, что есть  интересные игры,  которые я не знаю, и в которые играли наши бабушки, например: «чехарда»- прыгать через спину товарища, «чижик», «казаки – разбойники». Игра «городки», где из коротких брёвнышек строили разные фигуры., которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил, тот и победил. Мой дедушка любил играть в игру «Мушкетёры». Делали из палок шпаги и сражались.
Мне хочется рассказать, как моя бабушка в детстве развлекалась зимой. Жила она в деревне Сапун Ваческого района. Основное развлечение детей было катание с горок. Но ближе к весне, когда снег становился липким. Ребята любили играть в снежки и лепить снежную бабу. Дети катали большие круглые комки и ставили их друг на друга. На голову ставили ведро. Украшали снеговика морковкой и углём.
В доме, где жила бабушка был крытый двор. Там были сделаны верёвочные самодельные качели. На этих качелях дети любили устраивать соревнования- кто быстрее и сильнее раскрутится на них.
 В такие игры как,  догонялки (салки), выжигало, лапта, 12 палочек играли наши бабушки,  играем и мы сейчас.
Если наши бабушки, когда были детьми,  играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают   спортивным  играм - компьютерные игры. 
Игры, в которые играли наши бабушки,   несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они  объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
 С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры)
Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.
Русские народные игры - лапта, чижик, городки,  очень интересны и что дает нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые.
Казаки и разбойники.
Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Все уходят ловить разбойников, один остаётся сторожить стан. Пойманных разбойников приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Затем группы меняются ролями.
Лапта
Для этой игры требуется плотный резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см), площадка 25 – 30 метров. На площадке проводят 2 линии на расстоянии 20 метров. С одной стороны площадки находится город, с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды .Одни идут в город, другие водят. Команда города начинают игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Задача водящих поймать мяч и осалить мячом бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если нет, все остаются на своих местах. Игра продолжается, метальщиком становится другой игрок. Но если игроку не удаётся сразу вернуться в город, его могут выручить, при условии, если следующий метальщик далеко отобьет мяч. За линию кона бегут уже 2 игрока. Если все игроки города, кроме одного находятся за линией кона, тогда метальщику разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то горожане уступают своё место водящим. Игра начинается сначала.
Цепи кованые
Играют две команды, которые, держась за руки стоят на расстоянии 15 – 20 метров.Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.
Двенадцать палочек
Игра проводится на местности, где есть возможность спрятаться. Количество игроков не ограничено. Выбирается водящий. Копается небольшая канавка, глубиной 15 – 20 см, длиной 20см. Готовятся 12 палочек, длиной 10 – 15 см и большая палка, длиной около 50 см. Один край большой палки отпускается в канавку, а на свободный край укладываются 12 палочек – это кон. Любой игрок разбивает кон, ударяя ногой по свободному краю палки, остальные прячутся, пока водящий собирает и складывает кон. Если игрок найден, то водящий разбивает кон и прячется. Найденный игрок становится водящим. И игра продолжается. Кон может разбить игрок, незаметно подкравшийся к кону, тогда водящий снова его собирает. Водящие меняются. Игра продолжается до тех пор пока ненадоест.
Пятнашки
Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д.
Расколдуйте меня вороного коня
Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его.
Из круга вышибала
Все играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 10 метров. Игроки одной команды становятся по линии круга – они вышибалы. Другая команда располагается внутри круга. Вышибалы стараются мячом выбить игроков в круге. Когда выбьют всех, команды меняются местами.
Жмурки
Водящему - жмурке завязывают глаза, ставят в центр круга, поворачивают вокруг себя со словами:-Где стоишь?
- Намосту!
- Что продаёшь?
-Квас!
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов игроки разбегаются по площадке, хлопая в ладоши. Жмурка ловит игроков и определяет их имя, после этого пойманный становится жмуркой , игра продолжается.
4. Заклички и считалки
В ходе работы над проектом я выяснил, что практически все игры сопровождались считалками, зазывалками, кричалками.
Например:
1.Кто будет играть в интересную игру?
А в какую - не скажу!
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
2.Тай-тай, налетай, в интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает - в небо улетает.
3.Ехал мужик по дороге,
 Сломал колесо на пороге.
 Сколько нужно гвоздей?
 Говори поскорей,
 Не задерживай наших людей.
 – Пять!
 Раз, два, три, Четыре, пять.
 (Пятый выходит.)
Некоторые понравившиеся игры мы разучили и играли на переменах и в свободное время. Я записал все эти игры.
5.Заключение.
   Гипотеза, которую я выдвинул, подтвердилась не полностью. 
В ходе исследования я узнал, что есть  интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки, например: чехарда, чижик, казаки – разбойники. В такие игры как,  догонялки (салки), лапта играли наши бабушки,  играем и мы сейчас. Если наши дедушки, когда были детьми,  играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают   спортивным  играм - компьютерные игры. 
Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.
Русские народные игры - лапта, чижик, городки,  очень интересны и что дает нам возможность познакомиться с местным развитием фольклора. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые.
                                                 
Выводы:   
1.      В ходе исследования я узнал  различные народные  игры, считалки.
2.       Записал эти игры.
3. Узнал, что есть много интересных игр, и я не буду отказываться от них. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре.
4. Подвижные игры укрепляют наше здоровье.