Конспект урока по литературному чтению на тему::»А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»(2 класс)


Класс:2
УМК: Планета знаний
Тема урока:»А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Цель урока: На основе анализа характеров главных героев Малыша и Карлсона определить идею изучаемого произведения.
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство с художественным жанром - сказкой;
познакомить с творчеством А.Линдгрен и ее сказкой «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
1.Орг момент.
Звенит звонок весёлый,
Зовёт он на урок.
Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок.
2.Проверка домашнего задания.
-Я просила вас всех прочитать первую часть рассказа «Малыш и Карлсон».Вы все справились с заданием?
3.Подготовка к первичному восприятию текста.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с отрывками из сказки, которая называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
- Ребята, а вы знаете, кто автор этой сказки?
- А написала эту сказку известная на весь мир шведская писательница А.Линдгрен. Астрид Анна Эмилия Эриксон родилась 14 ноября 1907 года в Швеции.Её книжки были переведены на 88 языков мира и изданы тиражом более 145 миллионов экземпляров, а сама она прожила всю свою жизнь в одной и той же маленькой стокгольмской квартире, читая на радио сказки шведским детям. На снимке её замечательная семья (слайд №4) – папа Самуэль Август Эрикссон, мама Ханна, брат Гуннар и сестры Ингегерд и Стина. Сама Астрид часто говорила о том, что детство её было счастливым, а семья послужила источником того вдохновения, которое сопровождало её всю жизнь. Астрид начала работать журналистом очень рано, в шестнадцать лет, только закончив школу.
Свою первую большую сказку - "Пеппи Длинный чулок"- Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. "Однажды, когда я не знала, о чем повествовать, она сделала заказ - о Пеппи-Длинный чулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир.В 1945 году Астрид приняли на работу в новое издательство редактором детской литературы– в этом издательстве и выйдут потом все её новые книги, а Астрид проработает в нем до выхода на пенсию в 1970 году. После книг о Пеппи появился наш любимый в меру упитанный человечек по имени Карлсон (1955).(слайд № 6) Все это было написано в рабочем кабинете писательницы, который вы видите на этом снимке.Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон - красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но тогда его звали Лильем Кварстен. Астрид Линдгрен не раз повторяла:
- Не хочу писать для взрослых!
Эти слова стали кредо ее жизни и творчества. Она хотела писать только для детей, потому что абсолютно разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства.В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно.Астрид Линдгрен за свою жизнь заработала миллионы, однако совсем не тратила их на себя, раздавая деньги на благотворительность.
Именем Астрид Линдгрен названа одна из малых планет, ей присудены награды и премии многих стран мира. Детская писательница стала первой женщиной, которой при жизни был поставлен памятник - он находится в центре Стокгольма, и Астрид присутствовала на торжественной церемонии его открытия. Не так давно шведы назвали свою соотечественницу "женщиной столетия", а в прошлом году в Швеции был открыт первый музей Астрид Линдгрен.
4.Физ.минутка.
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
5.Подготовка к первичному восприятию. Словарная работа.
-Откройте тетради. Запишите число, Словарная работа. На доске записаны новые словарные слова запишите их Стокгольм, Свантесон , Боссе, Бетан, Малыш, пропеллер. Почему некоторые слова записаны с большой буквы?(это название города и имена).
6.Первичное восприятие текста. Проверка первого восприятия.
Выразительное прочтение учителем.
- В начале текста писательница 6 раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? ( все что будет происходить дальше, может случиться с каждым)
- Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (он самый обыкновенный мальчик, неважно как его зовут)
- Прочитайте, как выглядит мальчик.
- Если Малыш совсем обыкновенный, то Карлсон во всем необыкновенный.
- Прочитайте, как его описала писательница.
- С кем сравнивает автор летящего Карлсона?
7.Постановка учебной задачи.
- Что же расстроило Малыша в тот день?
- Каким он себя чувствовал?
- Можем ли мы сказать, какой был Малыш?
8.Вторичное восприятие.
-Сейчас мы прочитаем первую часть ещё раз. Начинаем читать по цепочке.
9.Анализ текста.
- Прочитайте, как описала писательница Малыша.
- С кем сравнивает автор летящего Карлсона?
-Какое отношение писателя к Корлсону?
10.Обобщение.
Опишите иллюстрацию которую бы вы поместили на обложку этого рассказа.
11.Подведение итогов урока.
-С чем вы сегодня познакомились на уроке? Что нового вы узнали? С каким писателем вы познакомились?
12.Информация о домашнем задании.
-Выберите одного из героев и составьте цветовую шкалу отображающую настроение по ходу действия. Прочитайте вторую часть рассказа «Малыш и Карлсон».
13.Рефлексия.
-У каждого на столе лежит смайлик поднимите смайлик, который подходит к вашему настроению.