Технологическая карта урока Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»


Технологическая карта урока.
Тема Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»Тип урока Цели урока ознакомить с содержанием произведения Е. И. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; создать условия, мотивирующие выражение своих мыслей и объективизацию индивидуального уровня понимания содержания произведения и авторской мысли; стимулировать речевую активность обучающихся; способствовать выработке быстрой реакции на вопрос,
развитию навыков выразительного чтения, умения задавать разумные вопросы и аргументированно высказываться при ответах, делать логические умозаключения.
Технологии, методы , приемы Системно- деятельностный подход, проблемное обучение и т.д
Оснащение Планируемые результаты
Предметные знают о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; умеют осознанно и
читать небольшие тексты со скоростью, соответствующей своему индивидуальному темпу, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; получают возможность практически освоить понятия «орфоэпическое чтение», «орфографическое чтение», формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Технология обучения
Этапы Деятельность учителя
Самоопределение к деятельности. Фиксация затруднений в деятельности.
− Кто такой писатель? художник?
– Может ли один и тот же человек быть и художником, и писателем?
– Пока вызывает затруднение ответ на этот вопрос, но, не правда ли, открывать для себя новые знания, искать ответ на поставленную учебно-познавательную задачу – именно это и делает наши уроки интересными и нужными.
Открытие нового знания.
– Я уверена, что, прослушав рассказ об одном замечательном человеке, вы сможете ответить на проблемный вопрос.
1. Рассказ учителя о биографии и творчестве Е. И. Чарушина.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».
Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк: кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.
На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...
Моя мать − садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в её работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своём саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая всё живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель − трёхногий пёс Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц − чижей, щеглов, свиристелей… и голубей… Вот со всем этим связано моё раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания».
* * *
− Кем должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу?
− Закончив Академию художеств, Е. Чарушин стал работать в детском издательстве. Всё было хорошо у Чарушина, но ему словно этого было мало, и в печати появились рассказы Чарушина. Он писал не только о своих детских впечатлениях, у него есть рассказы и о детстве сына Никиты.
− Прочитаем рассказ Е. Чарушина «Как Никита играл в…».
− Отгадайте загадку:
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, − разрешит погулять. (Доктор.)
2. Первичное чтение рассказа Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора» учителем или хорошо читающими учениками.
− Кто такой Никита?
– Каким вы его представляете?
– Сколько ему лет? Как он выглядит?
− Рассказ по настроению грустный, серьёзный или весёлый?
– Что вам показалось особенно смешным?
3. Повторное чтение по цепочке.
4. Беседа по содержанию с выборочным чтением текста.
− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?
− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?
− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?
Беседа по вопросу учебника.
Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой; если нельзя, то почему?
2. Работа по карточкам.
Карточка 1.
 Какой характер был у Никиты? Соедините линией черты характера с именем героя:
любознательный НИКИТА любопытный
любит животных трудолюбивый
фантазёр наблюдательный
добрый аккуратный
Итог урока.
− Кто написал произведение? (Е. Чарушин.)
– О чём это произведение? (О том, как Никита играл в доктора.)
− Каков жанр этого произведения? (Это рассказ.)
− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)
«Я приучился с детства, – писал Чарушин, − понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».
− В какие игры любите играть вы?