Урок литературы в 11-м классе по теме: Диалоги поэзии М. Цветаевой

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель русского языка и литературы
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели урока:
изучая поэзию М. Цветаевой, исследовать вопрос о влиянии на поэтическое кредо поэтессы ее любимых поэтов: А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака;
определить этапы развития и процесс становления поэтического таланта М. Цветаевой.
Оборудование:
компьютер, экран, диск с фотографиями М. Цветаевой;
диск с песнями на стихи М. Цветаевой: “Хочу у зеркала”, “Монолог”;
оформление доски: портреты М. Цветаевой, А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Б. Пастернака.
Эпиграф к уроку:
Друг, разрешите мне на лад старинный Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я вас люблю.
План урока
Пушкинские традиции в поэзии М. Цветаевой.
М. Цветаева и символисты.
М. Цветаева и А. Ахматова.
“Мы были музыкой во льду...”. Цветаева и Пастернак.
Ход урока
I.
1. Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы” “Хочу у зеркала”.
2. Слово учителя. Вслушайтесь в слова этой песни:
Я вижу мачты корабля - И вы на палубе.
Я не случайно наш второй урок по изучению творчества М. Цветаевой начинаю с этой песни. В ее строках я слышу обращение к вам, молодым, отправляющимся в скором будущем в самостоятельный жизненный путь; в них чувствуется предостережение, ведь жизнь будет нелегкой:
Вечерние поля в росе. Над ними – вороны.
Но благословение женщины-поэтессы, которая узнала о трудностях этой жизни не понаслышке, пусть поможет вам. Стихи, которые воспринимаются как диалог с читателем.
Да, стихи М. Цветаевой – это в большинстве случаев диалог с любимыми, родными, близкими, друзьями, учителями.
Бунтарь по натуре, сильная личность, она трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. Оставаясь неподражаемой, училась у гениев прошлого и преклонялась перед талантами современников, многие из которых стали ее друзьями. Какой след оставили друзья, учителя М. Цветаевой в ее жизни? Этому будет посвящен сегодня наш урок.
3. Звучит стихотворение М. Цветаевой (чтение ученика). “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны”.
Учитель: Строки этого стихотворения послужат эпиграфом к нашему уроку:
Друг, разрешите мне на лад старинный Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я вас люблю.
Строки – признание в любви тем гениям, перед которыми преклонялась М. Цветаева.
II.
1. Учитель: И первый, кто вошел в ее жизнь с детства, был учитель, гений – А. С. Пушкин, которому в своем творчестве она отводит особую роль и посвящает цикл стихотворений.
2. В исполнении ученика звучит стихотворение “Поэт и царь”.
3. Учитель: Свое отношение к поэзии А. С. Пушкина М. Цветаева выразила в статье “Мой Пушкин”. В современном литературоведении существует ряд работ, исследующих вопрос о влиянии поэзии Пушкина на творчество М. Цветаевой. Задание классу: слушая сообщение “Пушкин и Цветаева”, запишите его основные мысли и сформулируйте вопросы докладчику, на ваш взгляд, не отраженные в сообщении.
4. Сообщение ученика “А. С. Пушкин и М. Цветаева.
5. Беседа с классом по материалам сообщения. Тезис: "Восхищаясь красотой стиха А. С. Пушкина и его романтическими произведениями: “К морю”; “Цыганы”, М. Цветаева находит в них отражение своих мыслей о бунтарской личности, о свободе творчества". Вопросы учеников докладчику: как отразилось влияние пушкинской поэзии на стихе М. Цветаевой?
6. Учитель: Отвечая на вопрос, проанализируйте стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной”.
7. Стихотворение-песня звучит в исполнении ученицы под гитару.
8. Беседа по анализу стихотворения “Мне нравится, что вы больны не мной”. Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? С каким стихотворением А. С. Пушкина оно схоже по стилю и основным мыслям. Стихотворение “Я вас любил...” А. С. Пушкина. Сравним эти два стихотворения. Что общего в них?
лиричность и музыкальность стиха;
прозрачность мысли и чувства;
пафос жизни и любви;
самоотречение, благородство чувств;
тонкий психологизм;
умиротворенность, спокойствие;
классический стих: восьмистрочный ямб.
III.
1. Учитель: Пушкинские традиции отразились ярче всего в юношеской лирике М. Цветаевой. Но жизнь продолжалась. Еще учась в гимназии, М. Цветаева публикует свой первый сборник стихов “Вечерний альбом” и получает похвалы в журнале В. Брюсова, теоретика символизма. А М. Волошин приходит в дом к Цветаевым, желая познакомиться с юной поэтессой. Волошин же вводит Марину Цветаеву в круг своих друзей поэтов-символистов. Она дружит с О. Мандельштамом и, как все символисты, преклоняется перед А. А. Блоком.
2. Стихотворение “Имя твое птица в руке”.
3. Сообщение. “Цветаева и символисты. Цветаева и Блок”. Тезис (сформулированный учениками после сообщения): "многие особенности поэтического стиля символистов вызывают симпатии молодой поэтессы".
4. Учитель: Дополните тезис, проанализировав стихотворения М. Цветаевой “В огромном городе моем ночь”, “Нежный призрак”. (Анализ стихотворений по группам). Черты символизма в стихотворении “В огромном городе моем – ночь”:
ночь – один из любимых образов символистов, как образ таинственного поэтического мира;
настроение безысходности;
нереальность происходящего – сон. Музыка.
5. Стихотворение “Нежный призрак” и черты символизма:
рыцарь небесный (так поэтесса называет А. Блока, у А. Блока –“прекрасная дама”);
снеговой певец, голубоглазый – голубой цвет блоковских стихов;
образ Лебедя, царство рая;
обожествление лирического героя (обожествление “прекрасной дамы” у А. Блока).
IV.
Учитель: Да, влияние символизма на творчество М. Цветаевой бесспорно. Но можно ли отнести творчество поэтессы к символизму? Обратите внимание на названия ее стихотворений и циклов: “Я с вызовом ношу его кольцо”, “Але”, “Бабушке”, “Георгий”, “Стих к сыну”, “Ариадна” и др. Что можно сказать о стихах М. Цветаевой, судя по названиям?
Ученик: Это исповедь ее души, ее биография в стихах, ее душевные откровения.
Учитель: Земные человеческие чувства, открытость сближают поэзию М. Цветаевой с другим литературным направлением.
Ученик: Акмеизмом.
2. Чтение стихотворения “Пригвождена к позорному столбу”. Автобиографичность стихотворения.
Учитель: С акмеизмом роднит М. Цветаеву ее большая увлеченность поэзией А. Ахматовой, которой М. Цветаева посвятила цикл стихов.
3. Чтение стихотворения “Златоустой Анне”.
Сообщение “Ахматова и Цветаева”.
Вывод – стихи Ахматовой и Цветаевой близки тонким психологизмом, лиризмом, красотой образов, яркими детальными сравнениями, глубиной чувств.
V.
1. М. Цветаева имела тонкий поэтический вкус, умела отличить подлинный талант и потому, многому учась у своих кумиров, смогла создать свой мир поэзии. Еще одной страницей в ее жизни было увлечение стилем футуризма. Будучи в эмиграции поэтесса знакомится с В. Маяковским. Она покорена силой и новизной стиха Маяковского. Именно такой мужской, взрывной стих становится главным в ее стиле.
“Я не верю стихам, которые льются! Рвутся – да!”.
2. Чтение стихотворения “Челюскинцы”. Анализ художественных приемов учениками. Художественные приемы: неполные предложения, оборванность мысли, пульсирующий ритм, телеграфная лаконичность, отказ от традиционной мелодики, неологизмы. Новые мысли, идеи, образы приходят к талантливой поэтессе вместе с появлением талантливого поэта, бывшего футуриста Б. Пастернака. Несколько лет длился их роман... в письмах.
3) Сообщение “Мы были музыкой во льду”. (Инсценировка. Чтение отрывков из писем).
Чтение стихотворения М. Цветаевой “Расстояния, версты, мили”, посвященное Б. Пастернаку.
Тезис: "Б. Пастернак и М. Цветаева были очень разные по мироощущениям. Пастернак - оптимист, верящий в светлые начала жизни. Цветаева – уставшая от жизненных невзгод женщина. Но его сила и теплота чувств помогали ранимому сердцу поэтессы сохранить веру, строить планы, вернуться на Родину, продолжать заниматься любимым делом".
VI.
Учитель: Друзья, учителя, любимые... Им отдано часть души поэтессы, часть ее жизни, творчества. Но человек, умеющий отдавать, вдвое больше приобретает. Учась, общаясь, любя, М. Цветаева впитала все лучшее, что было преподнесено ей судьбой, и осталась неподражаемой, уникальной. К какому литературному направлению была ближе поэзия М. Цветаевой? На этот вопрос вы выскажете свои ответы – рассуждения на следующем уроке, анализируя стихи М. Цветаевой. Но к какому бы литературному течению вы ее ни отнесли, главное, что стихи этой талантливейшей поэтессы будут удивлять еще многие поколения глубиной чувств, необычностью видения, редким стихом. И даром любви и веры.
К вам всем, что мне Ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои. Я обращаюсь с требованием веры И с просьбой о любви.
Звучит песня “Монолог” в исполнении А. Пугачевой.