Урок физики 11 класс «Влияние электромагнитного поля на здоровье человека.»

Урок физики 11 класс
Тема урока: Влияние электромагнитного поля на здоровье человека.
Разработала учитель физики высшей категории частного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Кристалл» г.Сызрани Самарской области Тетекина Галина Юрьевна

Цели образовательные:
Актуализация ранее усвоенных знаний.
Продолжение работы с основными характеристиками электромагнитного поля.
Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся по разработке проектов.
Совершенствовать формирование навыков решения задач по теме «Электромагнитное поле»
Применение полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.
Применение полученных знаний в ходе решения качественных и количественных задач.

Цели развивающие:
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей
Работа над формированием логических умений анализа, сравнения, различения, абстрагирования и обобщения в ходе работы над формированием физических понятий.
Формирование умения дедуктивно рассуждать, строить умозаключения в ходе практической работы, решения качественных и количественных задач.
развивать интерес к физике, вызывая положительные эмоции ситуацией успеха, самостоятельность;

Цели воспитательные:
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Воспитание здорового образа жизни
Воспитание коллективной ответственности за выполненное дело

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы, телевизор, сотовый телефон, микроволновая печь, фен.


Структура урока:

Вступление 2 мин
Активизация знаний 8 мин
Инструктаж 2 мин
Работа в группах 10 мин
Отчет групп и выступление экспертов 15 мин
Подведение итогов и обобщение 2 мин


Учитель. Вчера в газете я прочитала о том, что экологи бьют тревогу по поводу строительства новой линии электропередач в одном из сибирских поселков. Они утверждают, что электромагнитное поле ЛЭП нанесет вред здоровью жителей. Сегодня на уроке я предлагаю, используя наши знания об электромагнитном поле выяснить, как оно влияет на здоровье человека. Но сначала давайте вспомним, что такое электромагнитное поле, когда оно возникает и какими физическими величинами характеризуются. На столах у вас бланки ответов для тестового задания. Время обдумывания ответа на каждый вопрос 30 секунд, смена слайдов презентации автоматическая, будьте внимательны. Приступаем к выполнению теста.
( выполнение теста)

Учитель. А теперь сдайте бланки ответов. Объясните правильные ответы.
Самоиндукция. Т.к. явление возникновения ЭДС индукции в проводящем контуре при изменении силы тока называется самоиндукцией.
В обоих случаях. Излучение электромагнитных волн происходит, если изменяется величина или направление скорости движения заряженной частицы
a и b. При протекании тока по проводнику в соответствии с законом Джоуля-Ленца выделяется тепло. Электрический ток в нити лампы накаливания переменный, а значит, вокруг возникает электромагнитное поле
Увеличится в 100 раз. Т.к. мощность P = U*I остается постоянной, значить при уменьшении напряжения в 10 раз сила тока увеличится в 10 раз. Потери на тепло по закону Джоуля- Ленца Q = I2Rt
Прекратила отклоняться. Такая стрелка будет неподвижной относительно электронов и не обнаружит магнитное поле.
Принимает все электромагнитные волны. Антенна является открытым колебательным контуром, значит, она только принимает электромагнитные волны
Увеличится в 4 раза. По формуле Томсона T= 2
·13 EMBED Equation.3 1415

·=13 EMBED Equation.3 1415 отсюда C=13 EMBED Equation.3 1415




Учитель. Все больше и больше электрических приборов входят в нашу жизнь. Работа многих из них облегчает наш труд, создает комфорт. Но все ли они безвредные? Насколько их польза больше вреда? Ответы на эти вопросы мы и должны получить после проведения «экспертизы» некоторых приборов. Дальше мы будем работать в группах. Прежде чем каждая группа получит рабочий лист с задание и инструкцией, выясним эмоциональный настрой каждой группы и готовность к работе. Я прошу составить сиквейн отражающий начало урока. (1мин на составление озвучивание сиквейнов)
Несколько учащихся выбрали индивидуальное домашнее задание, и они будут нашими экспертами. Пока группы готовятся защищать свои задания, эксперты проверят тесты и выставят оценки каждому в соответствии с нормами .
( работа в группах )

Учитель. Время на выполнение заданий вышло. Сейчас каждая группа представит отчет о выполнении своих заданий, а эксперты уточнят и представят свои результаты «экспертизы». Во время выступлений прошу всех не забывать вносить необходимые записи в таблицу.
И так слово предоставляется 1-й группе ( выступление 1 группы)
Спасибо, а теперь слово 1-му эксперту. Спасибо.
Слово предоставляется 2-й группе ( выступление 2 группы)Спасибо, а теперь слово 2-му эксперту.
Слово предоставляется 3-й группе ( выступление 3 группы)Спасибо, а теперь слово 3-му эксперту.
Слово предоставляется 4-й группе ( выступление 1 группы)Спасибо, а теперь слово 4-му эксперту.
И так спасибо всем. Глядя на получившуюся заполненную таблицу, подведем итог. Комфорт нашего быта таит опасность для нашего здоровья, т.к. электромагнитное поле при длительном воздействии способно вызвать рак, лейкемию, опухали мозга, рассеянный склероз и другие тяжелые заболевания. Но всего этого можно избежать, если знать как работают приборы окружающие нас. Человек знающий факторы опасности электрических приборов более разумно будет подходить к их использованию.
А теперь составьте еще один сиквейн отражающий ваше ощущение в конце урока. (1мин на составление озвучивание сиквейнов)

Огромное спасибо всем. Эксперты получают оценки отлично. Все остальные получили бланки ответов на тест и тоже получили оценки. Прошу записать домашнее задание: Повторить §39-42, подготовиться к контрольной работе.





Приложение №1

Тест для учащихся.

В колебательном контуре телевизора после разрядке конденсатора ток исчезает не сразу, а постепенно уменьшается, перезаряжая
конденсатор. Это связано с явлением
Инерции
Электромагнитной индукции
Самоиндукции
Термоэлектронной эмиссии
Рассмотрим два случая движения электронов:
Электрон движется равномерно по окружности;
Электрон совершает колебательное движение.
В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
Только в 1- м случаи
Только в 2- м случаи
В обоих случаях
Ни в одном из приведенных случаев
При протекании электрического тока через нить лампы накаливания происходит превращение энергии электрического тока
Во внутреннюю энергию нити
В энергию электромагнитного поля
Только а
Только b
A и b
Ни а, ни b
Как изменятся тепловые потери в линии электропередачи при уменьшении напряжения со 100 кВ до 10 кВ при условии передачи одинаковой мощности?
Увеличится в 10 раз
Увеличится в 100 раз
Уменьшится в 10 раз
Уменьшится в 100 раз
В близи монитора компьютера магнитная стрелка отклоняется. Как бы себя вела магнитная стрелка, если бы она двигалась с той же скоростью, с какой движутся электроны в электронно-лучевой трубке?
Отклонилась в другую сторону
Отклонилась в туже сторону
Стала непрерывно вращаться
Прекратила отклоняться
Какую функцию выполняет антенна в мобильном телефоне?
Выделяет из электромагнитной волны модулирующий сигнал
Усиливает сигнал одной избранной волны
Принимает все электромагнитные волны
Выделяет из всех электромагнитных волн совпадающими по частоте с собственными колебаниями
Радиопередатчик излучает электромагнитные волны с частотой
·. Как следует изменить емкость колебательного контура радиопередатчика, чтобы он излучал электромагнитные волны с частотой
·/2?
Увеличится в 4 раза
Увеличится в 2 раза
Уменьшится в 2 раза
Уменьшится в 4 раза




































Приложение №2
Ключ ответов к тестам

Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7

Верный ответ
3)
3)
3)
2)
4)
3)
1)


Нормы оценок:

«5» - 7б
«4» - 6б
«3» - 4-5б
«2» - менее 4б
































Приложение №3

Рабочие листы для групповой работы.

Рабочий лист №1



Рассмотрите внимательно схему телевизора( монитора компьютера)

















Ответьте на следующие вопросы:
Какие устройства создают электромагнитное поле?
Что может служить доказательством существования электромагнитного поля вокруг телевизора(монитора) во время работы?
Где сильнее проявляет себя электромагнитное поле?
Какое воздействие на человека оно может оказывать?
Начерти в тетради таблицу .

Прибор
Фактор опасности
Как уменьшить фактор опасности

Телевизор(монитор компьютера)



Сотовый телефон



Фен



Микроволновая печь










Рабочий лист №2

Рассмотрите внимательно схему сотового телефона




2.Ответьте на следующие вопросы:
Какие устройства создают электромагнитное поле?
Что может служить доказательством существования электромагнитного поля вокруг сотового телефона во время работы?
Где сильнее проявляет себя электромагнитное поле?
Какое воздействие на человека оно может оказывать?
Начерти в тетради таблицу .

Прибор
Фактор опасности
Как уменьшить фактор опасности

Телевизор(монитор компьютера)



Сотовый телефон



Фен



Микроволновая печь








Рабочий лист №3

Рассмотрите внимательно схему фена и микроволновой печи


Ответьте на следующие вопросы:
Какие устройства создают электромагнитное поле?
Что может служить доказательством существования электромагнитного поля вокруг фена и микроволновки во время работы?
Где сильнее проявляет себя электромагнитное поле?
Какое воздействие на человека оно может оказывать?
Начерти в тетради таблицу .

Прибор
Фактор опасности
Как уменьшить фактор опасности

Телевизор(монитор компьютера)



Сотовый телефон



Фен



Микроволновая печь


















Рабочий лист №4
Составьте карту излучения объектов находящихся в классе
Начерти в тетради таблицу .

Прибор
Фактор опасности
Как уменьшить фактор опасности

Телевизор(монитор компьютера)



Сотовый телефон



Фен



Микроволновая печь