Статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин


 «Активизация познавательной деятельности учащихся на
уроках общественных дисциплин»  
   
Сегодня как никогда остро ощущается необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках общественных дисциплин. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.     
    Стандартные уроки, или как их еще называют традиционные уроки формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, первоисточниками, картой, атласом и т.д. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.   Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему может использование ИКТ на уроках общественных дисциплин. 
  Ведь сегодня в век информационных технологий, изменение интересов современных учащихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, современную молодежь сегодня как бы мы этого не хотели признавать увлекают больше компьютеры, нежели книги, исходя из этого, почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.     
Тем более со стороны государства в области образования,обеспечение образовательных учреждений новым интерактивным оборудованием способствует обеспечению образовательных учреждений всем необходимым , способствующим совершенствованию образовательного процесса.           
Основной целью педагогической деятельности на уроке является формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому нужно формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога.      
   Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии педагога.       
   Изучение новой темы надо стараться строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного лица?». Стараться объяснять новый материал на примерах из жизни. Предлагать самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Не торопиться самому давать правильный ответ, призывать учащихся самим найти правильное решение проблемы.
Немаловажную роль играют так называемые опережающие задания, которые позволяют учащемуся в поиске необходимого материала познакомится и проанализировать определенный объем информации, последний надо сказать, доступен абсолютно любому ученику, благодаря интернет - ресурсам. В ходе исследовательской работы учащиеся учатся отсеивать ненужную информацию и используют только необходимую литературу. Выполняя подобные задания, обучающиеся учатся выражать свою точку зрения и формировать выводы из проделанной работы.   
   Успешное изучение общественных дисциплин невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А   это, в свою очередь, требует привлечение ярких фактов. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии коллектива, интеллекта, но и обогащении эмоциональной сферы, становлении волевых качеств личности, формирования адекватной самооценки. На таких уроках меняется и роль учителя. Он выступает, в первую очередь, как организатор познавательной деятельности учеников.   
    Исторические диктанты, составление и разгадывание кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика. Нужно чаще использовать работу по составлению таблиц. Предлагать ученикам самим заполнить элементы таблицы или схемы ,при этом адекватно реагируя на допущенные ошибки и упущения со стороны ученика, т.е. не оценивать критически неправильные ответы ,а подталкивать его к самостоятельному исправлению допущенных ошибок и соответственно оценивать конечный результат. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения - эссе. Подготавливают мультимедийные пособия в виде слайдов и видеопрезентаций.
    Для достижения результата и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин на уроках надо стараться создавать ситуации успеха, одобрения, доброжелательности, поддержки, чтобы не наносить ущерба достоинству личности учащегося. Именно такая обстановка способствует развитию творческих способностей детей, их индивидуальности. Надо стараться заинтересовать ребят, побудить их самостоятельно работать над дополнительным источником, сделать сообщения, доклады, написать рефераты, решить какую - либо проблему, что предполагает чтение дополнительной литературы, самостоятельную работу с книгой, с интернет - ресурсами, развитие творческого мышления. Ни для кого не секрет, что современные дети мало читают и практически не берут в руки учебники, основная причина этого - отсутствие интереса к книге. Поэтому использование на уроках общественных дисциплин современных интерактивных технологий дает только надежду на повышение интереса у учащихся к изучению предмета и вовлечению его в учебно-воспитательный процесс. И это, самое главное несомненно положительным образом отразится на успеваемости и качестве знаний, и пробудит интерес учащихся и активизирует их осваивать знания как на уроках так и вне их.
Преподаватель общественных дисциплин
Жумадилов Болат Шаймарданович.