Интегрированный урок русского языка и чтения на тему Стихотворение С.Есенина «Берёзка»


ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат»
Пирогова Надежда Леонидовна, учитель письма и чтения.
Интегрированный урок
русского языка и чтения в 5 классе
Тема по чтению: Стихотворение С.Есенина «Берёзка»
Тема по русскому языку: Упражнения в проверке безударных гласных.
Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки.
Задачи:
- познакомить с творчеством С.Есенина через изучение стихотворение «Берёзка»;
- упражнять в проверке безударных гласных через умения обосновывать написание слов, умение выделять орфограммы;
- способствовать развитию творческого воображения учащихся.
Оборудование: портрет С.Есенина; картина с изображением С.Есенина «Зимняя берёзка», тесты стихотворения С.Есенина «Берёза».
Ход урока.
1.Организованный момент.
2.Вступительная беседа.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень мнение свои стихи он посвящал изображению родной природы.
«Берёза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно было написано в 1914 году. В этом стихотворении поэт, восхищаясь берёзой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ берёзы становится у поэта символом Родины. Вот почету так названо стихотворение. (Ученик читает наизусть стихотворение)
3. Словарная работа.
На доске записано предложение:
Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась)
- Выберете наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
Укрыться – закрыться со всех сторон.
Накрыться – закрыться сверху снегом.
Принакрыться - слегка накрыться.
- Почему вы так считаете?
- Вспомните, как красива берёза «под снегом». Попробуйте описать её (с опорой на картину).
- Какие краски вы будите использовать? Почему?
4. Выразительное чтение стихотворения учителем.
а) В какое время года поэт изобразил берёзу? (зимой)
- Какой увидел зимнюю берёзу поэт?
- Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?
б) Повторение чтения стихотворения.
5. Работа над содержанием стихотворения.
- Какое время суток рисует С.Есенин (утро)
- Почему? Какие слова и выражения указывали на это? Найдите их в тексте.
(Белая, принакрылась снегом, серебром, снежки, в сонной тишине, заря)
Солнечное утро или пасмурное? (Солнечное, «Горят огни в золотом огне»)
- Как занимается заря? (Лениво)
- Почему автор так говорит? (Потому что зимой ночи длинные, а дни короткие. Трудно новому дню победить ночь, поэтому солнце восходит осторожно, не «торопясь»)- С чем сравниваются снежинки? (С серебром, снегом)
- А ветки берёзки? (С каймой, кистями, бахромой)
- Почему?
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о берёзе «прикрылась снегом, распустила кисти»
(поэт одушевляет природу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты)
- Что является главным предметом повествования? (Берёза)
- Найдите строчки, в которых говорится о ней, её зимнем наряде, цвете.
(Белая берёза, прикрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне.)
- Какое слово употреблено автором три раза? (слово белый)
- Как вы думаете, почему он это сделал? (Чтобы показать, именно зимнюю берёзу, в её белом наряде)
6. Чтение стихотворения учащимися.
- Перечитаем ещё раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще всего встречаются в тексте.
(звуки а , о , э )
Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.
При самостоятельном чтении выделяйте слова: берёза, кисти, снежинки, вешки, заря, так как они создают общий план стихотворения. Не забывайте в конце делать паузы. Читайте не торопливо, мелодично.
7.Упражнение в проверке безударных гласных.
- Запишем основные темы и выражения для их раскрытия.
Слова снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? (Снегом)
- Подберите однокоренные слова к слову берёза. Запишите их. (Берёзовый, березняк, подберёзовик)
- К слову снежинки. (Снежный, снеговик, подснежник, снежок, снег )- К слову белый. (Белеет, побелка, )- К слову окном. (Оконный, подоконник)
- Выделите корень и гласную в корне. На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделаем вывод: безударную гласную нужно проверять. Следует подобрать проверочное слово, чтобы гласная в корне стояла под ударением.
8.Итог урока.
- Как следует проверять безударную гласную в корне слова?
- Чем стал для Сергея Есенина образ берёзы?
- Чему вы научились на уроке?
9.Домашнее задание.
- Выучить стихотворение С.Есенина «Берёза»
- Выполнить упражнение 57, стр.35.