Презентация по литературе на тему: Анализ поэтического текста М.Ю. Лермонтова Утёс (6 класс)


Учитель: Павлова Елена Викторовна М.Ю. Лермонтов «Утес» Анализ поэтического текста В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусстваСовременные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию» М.Ю.Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит. Задумался глубокоИ тихонько плачет он в пустыне. Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Тучка Утёс Таблица утес тучка утес-великан (эпитет)влажный след (эпитет)морщинастарый (эпитет)одиноко (эпитет)задумался (олицетв.)плачет (олицетв.) пустыня тучка (уменьш.суф.)золотая (эпитет)утромумчалась (олицетв.)лазурьвесело (эпитет) играя (олицетв.) лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес тучка Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов(«ассоциативный анализ») Утес Старость, одиночество Темный Несчастный Страдающий плачущий тяжелый Text тучка Молодость, радость бытия легкая светлая Подвижная Беззаботная Легкомысленная тяжелыйтемныйнеподвижный несчастныйстарость разлукаодиночествослезы(и т.д.) утес-великан (эпитет)влажный след (эпитет)морщинастарый (эпитет)одиноко (эпитет)задумался (олицетв.)плачет (олицетв.) пустыня легкаяподвижнаялегкомысленная светлаямолодостьбеззаботностьсолнцечистое небо радость бытия(и т.д.) тучка (уменьш.суф.)золотая (эпитет)утромумчалась (олицетв.)лазурьвесело (эпитет) играя (олицетв.) ассоциации лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциации лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес тучка Таблица 1 2 3 и т.д. 4 Тропы Синтаксич. фигуры, приемы Особен. строфики, звукозаписи Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Антитеза Основа художествен-ной системы Играет-плачет Весело-одиноко Умчалась –стоит Тучка-Утес-великан Союз «но» между первой и второй строфой Эпитеты Делают образы более яркими Тучка золотаявесело Утес – великанВлажный следСтарыйодиноко Олицетворения Переводят действиев символическийплан Ночевала тучка На груди утеса…Умчалась весело играя… … в морщине старого утесаОдиноко он стоит… плачет Синтаксический прием переноса во 2 строфе Выделяет особозначимые слова Но остался влажный след в морщине//Старого утеса. Одиноко//Он стоит… Об одиночестве О весне и осени О человеческой жизни О чем стихи? План анализа 1 Семантическийанализ 2 Анализ изобразит.средств 3 Анализ в контесте Анализ поэтического произведения Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым - 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. 5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа. 1. Семантический анализ 1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.2.Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение. 2. Анализ изобразительных средств 1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. 2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени. 3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. 3. Анализ стихотворения в контексте