Статья на тему Электронные образовательные ресурсы в современной школе. Особенности и возможности


Электронные образовательные ресурсы в современной школе. Особенности и возможности
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Древняя китайская пословица
Современная концепция модернизации российского образования предполагает переход на развитие вариативной системы образования, которая позволила бы сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире, способствовала развитию познавательной мотивации учащихся к изучению учебных предметов, созданию условий для более осознанного профессионального самоопределения школьников.
Для более успешного решения данных задач необходимо, руководствуясь принципами педагогики сотрудничества, правильно использовать в учебном процессе современные информационные технологии, создавать такие условия, при которых ребенок становится непосредственным участником событий, развивающихся на экране монитора, то есть условия для полноценного деятельностного подхода к изучаемому явлению.
Реализовать активно-деятельностные формы обучения, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность школьника как субъекта познания, позволяют электронные образовательные ресурсы нового поколения, соответствующие критериям высокого уровня интерактивности, предполагающие полноценное взаимодействие учащегося с образовательной средой, моделирующей объекты и процессы реального мира, построенные на модульной архитектуре, содержат высоко интерактивный, мультимедиа-насыщенный контент.
Традиционные методы обучения химии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов имеются свои дидактические полиграфические материалы. Электронные учебные модули (ЭУМ) федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru) отличаются от традиционных (полиграфических) дидактических материалов. При проведении уроков с использованием компьютера и проектора или интерактивной доски, могут быть использованы различные типы модулей. Современные компьютерные технологии позволяют использовать имеющиеся в информационных модулях видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием. При работе в компьютерных классах учащиеся имеют возможность многократно повторять интеллектуальные процедуры выполнения тренажёрных заданий практических модулей с контролем результатов их выполнения. Использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор варианта ответа на простой вопрос сопровождается разной реакцией, каждый следующий этап решения многоходовой задачи выбирается исходя из результатов выполнения предыдущего. Обязательного автоматизированного контроля и оценивания уровня знаний, систематизации ошибок по нескольким параметрам при аттестации, когда учащиеся работают с контрольными модулями.
Если эти технологические возможности работы с электронными учебными модулями сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным, как для учителей, так и для учеников, намного облегчает труд учителя, освобождает его от рутинной работы на всех трех этапах обучения.
Вариативность электронных учебных модулей позволяет выстраивать учебные траектории в зависимости от целей и этапа образовательного процесса, различной оснащенности кабинета химии компьютерами, обучением в классно-урочной системе или при индивидуальной работе с модулями.
Реализовать объяснительно-иллюстративный метод учитель может при использовании модулей И-типа (информационного типа) на этапе объяснения, при повторении или актуализации изученного материала, демонстрируя через мультимедиа проектор или на интерактивной доске разнообразные объекты, содержащиеся в модулях. Таким же образом может быть реализован и метод проблемного изложения учебного материала, поскольку при такой технологии построения урока сохраняется личностный контакт педагог-ученик и реализация метода в большей степени зависит от творчества учителя.
Эвристический или частично-поисковый метод может быть реализован при индивидуальной работе учащихся с модулями П-типа с высокой степенью интерактивности, например, с интерактивными играми или кроссвордами. Такие модули предполагают свободу пользователя в выборе последовательности выполнения заданий, благодаря системе подсказок для выбора следующего шага и системе ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа, а также, если в модуле есть вариативность в типе помощи и типе заданий, предлагаемых для выполнения ученику. Такие модули частично могут реализовывать и исследовательский метод обучения наряду с виртуальными лабораториями.
Репродуктивный метод применим на этапе закрепления и контроля. В этом случае наиболее эффективна индивидуальная работа ученика на отдельном компьютере с использованием тренажёрных и тестирующих комплексов модулей П-типа и К-типа.
Модульная организация ЭОР позволяет использовать их в обычных и профильных классах, в химических кружках, факультативных курсах по химии для подготовки к сдаче ЕГЭ, поступлению в профильные вузы.
Наличие модулей различных типов дает возможность дает возможность учителю чередовать на уроке различные элементы учебного процесса: изложение материала, практическую работу, опрос, тестирование.
Использование ЭОР нового поколения помогает не только повысить качество освоения материала, но и сократить время, необходимое для его изучения.
Модули контролирующего типа расширяют средства управления самостоятельной работой обучаемых. Регулярное применение тестирования дает учителю исчерпывающую, более полную информацию об учебной деятельности каждого ученика, об уровне усвоения материала, отсутствии или о наличии пробелов в усвоении программы.
Владение подробной информацией по результатам тестирования обеспечивает точный объективный текущий контроль знаний учащихся, что позволяет легко управлять траекториями усвоения материала каждого ученика.
ЭОР нового поколения позволяет увеличить долю самостоятельной работы учащихся, что развивает их способности искать и анализировать информацию, структурировать изучаемый материал, выделять главное, расставлять акценты, а также повысить эффективность педагогической деятельности учителя, расширить набор используемых им педагогических методов и приемов и могут быть легко адаптированы к любым педагогическим технологиям.
Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс позволяет гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, способствует росту творческой составляющей в деятельности учителя.
Модульная конструкция ЭОР, его широкие мультимедийные возможности, информационная насыщенность позволяет построить учебный процесс так, чтобы уже приобретенные учащимися знания были ключом к приобретению системы новых знаний.
ЭОР содержит разнообразные интерактивные модули практического типа: виртуальные химические лаборатории для моделирования химического эксперимента, виртуальные конструкторы, позволяющие собирать схемы различных приборов и установок, конструкторы молекул для исследования строения молекул и прогнозирования их свойств, задачники, позволяющие решать задачи разными способами, применение которых способствует формированию у школьников устойчивых учебных компетенций.
В ЭОР используются такие новые педагогические инструменты, как:
- интерактив, позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения. Содержание предметной области представляется такими учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
- мультимедия, позволяет представить учебные объекты множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, то есть используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
- моделинг, реализует реакции, характерные для изучения объектов и исследуемых процессов.
- коммуникативность, обеспечивает возможность непосредственного общения, оперативность представлении информаций, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным в сети интернет в режиме on-line.
- производительность, увеличивает скорость поиска необходимой информации, увеличивает эффективность учебной деятельности.
ЭОР нового поколения – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
ОМС позволяют решить три основные проблемы современных ЭОР:
В ЭОР нового поколения могут использоваться все пять новых педагогических технологий.
Решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства.
Решена проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
В своей работе я использую различные электронные образовательные ресурсы.
Эффективное использование ЭОР с пользой для учебного процесса возможно в том случае, когда кабинет оснащён современными техническими средствами обучения.
В моем кабинете химии имеется все необходимое: компьютер, мультимедийная установка, телевизор и видеомагнитофон, собрана библиотека видеокассет, тематических модулей электронных образовательных ресурсов.
Мой опыт использования электронных образовательных ресурсов:
1) Использование видеофильмов.
Тематические видеофильмы используются мной на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определённой части урока, для демонстрации опытов, которые невозможно осуществить в лаборатории.
2) Использование современных мультимедийных образовательных учебников (комплексов).
Использование мультимедийных обучающих комплексов «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия» позволяет учащимся вспомнить и обобщить изученный ранее материал по основным темам курса химии и подготовиться учащимся к успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. В этих комплексах наиболее полно представлен основной теоретический материал, как на базовом, так и на углублённом уровне. Причём он весь озвучен, в них содержится большое количество иллюстрированной графики, формул, химических реакций и фрагментов цифрового видео. Ученик, который работает с комплексом, видит, слышит и делает себе записи в свой конспект, применяя все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную.
3) Использование современных образовательных ресурсы нового поколения-ЭОР нового поколения – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), ЭОР, размещенные на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru и другие.
Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку модулей всех типов. Эти ресурсы помогают мне решать многие проблемы во время проведения урока.
С помощью практических модулей ЭОР я имею возможность демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях или требующие определенных условий проведения, проводить инструктаж по технике безопасности. В последние годы появилась ещё одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видео опыты помогают решить эту проблему. В тоже время, лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные программой, обучающиеся выполняют сами, так сказать в «живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом».
Я считаю, что использование ЭОР при проведении практических и лабораторных работ имеют некоторые преимущества:
- Подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях:
а) отработка основных навыков работы с оборудованием;
б) обучение выполнению требований техники безопасности в безопасных условиях виртуальной лаборатории;
в) развитие наблюдательности, умения выделять главное, определять цели и задачи работы, планировать ход эксперимента, делать выводы;
г) развитие навыков поиска оптимального решения, умения переносить реальную задачу в модельные условия, и наоборот;
д) развитие навыков оформления своего труда.
- Проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории.
- Быстрота проведения работы, экономия реактивов.
- Усиление познавательного интереса. Компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удаётся или в принципе невозможно наблюдать.
Информационные модули помогают мне при изучении нового материала, делают урок более занимательным, наглядным.
При проведении уроков контроля знаний на основе ЭОР деятельность учащихся организовываю по-разному. Если есть возможность всех учащихся посадить за компьютер, весь процесс контроля может быть организован на основе ЭОР. Если такой возможности нет, то предусматриваю две части. Одна из них – на основе ЭОР: тестирование или выполнение практической работы, другая – в традиционной форме. При этом время на выполнение первой части не должно превышать половины времени, запланированного на всю работу. В таком случае учащиеся просто меняются местами: сначала одна часть учащихся работает с ЭОР, затем – вторая. Можно организовать три группы, тогда время на выполнение работы за компьютером не должно превышать трети времени, предусмотренного для выполнения всей работы. Возможен и такой вариант, когда часть учащихся всю контрольную работу выполняет на основе ЭОР за компьютером в автоматическом режиме, а другая часть учащихся выполняет традиционную контрольную работу, сдает зачет в устной или письменной форме и т.д.
Использование контрольных модулей позволяют мне организовать эффективный контроль и самоконтроль учащихся на уроке, закрепить материал, создать более объективную картину успеваемости каждого ученика и спланировать дальнейшую работу по ликвидации пробелов в усвоении программы.
Тестирующие модули неоценимы как при текущем, так и при итоговом контроле знаний. Применение тестирующих программ позволяет получить объективную информацию о владении учащимися определённым набором знаний, умений и навыков на определённом этапе, а также об уровне этих знаний. Для этого необходимо тщательно подбирать соответствующие упражнения, так как они должны соответствовать целям тестирования. Немаловажное значение в пользу применения тестирующих комплексов в учебном процессе и оказывающем влияние на эффективность контроля знаний играет фактор времени. Психологами установлено, что чем более отдалено время достижения результата, тем менее привлекательным становится результат. Иными словами, результат выполнения оцениваемой работы должен стать доступным ученику, как можно скорее после её выполнения. Поэтому использование автоматизированного контроля знаний повышает эффективность обучения. В контролирующих модулях использую различные типы заданий, направленных на отработку различных навыков, в которых включены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, задания на соответствие, на ввод ответа с клавиатуры, работу с рисунками и фотографиями. Обязательно оформление результата прохождения контрольного модуля. При подборе модулей учитываю разную степень готовности учащихся и состояние их здоровья, и выбираю из вариантов модулей для учащихся высокого уровня готовности, для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
А также изменились возможности при выполнении самостоятельной работы учащихся, а именно:
работа учащихся в компьютерном классе с электронными образовательными ресурсами на уроке возможна по заранее подготовленным заданиям. Эта работа может проводиться с анимациями, видеофрагментами, моделями, презентациями, флеш-объектами. Содержание заданий может быть разнообразным: могут быть вопросы к изучаемым процессам или объектам, на которые необходимо ответить, либо наоборот содержать задания составить вопросы к анимациям или моделям химических процессов;
работа учащихся с электронными образовательными ресурсами тестового характера может быть направлена на отработку изученного материала, для подготовки к контрольным или проверочным работам, и непосредственно для проведения контрольных работ. И в этом случае, учителю понадобится значительное время для составления работ из отдельных заданий или подборок, размещённых к коллекции;
работа учащихся в классе, библиотеке, клубе или дома с электронными версиями статей по химии, находящихся в электронных изданиях, а также в тематических коллекциях «Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея» (Учебная лаборатория химии) при подготовке рефератов, докладов, проектных работ, презентаций. Такая работа может носить творческий характер и быть очень эффективной.
Применение ЭОР при обобщении и закреплении знаний способствует развитию интеллектуальных, способностей учащихся, наглядно-действенного мышления, помогает лучшему усвоению логики рассуждений, повышению интереса к уроку, делает его более интенсивным. ЭОР нового поколения могут быть легко адаптированы к любым педагогическим технологиям.
Организация урока с применением ЭОР имеет свои особенности.
Очень важно грамотно отбирать электронные ресурсы в соответствии с поставленной целью и проектировать уроки различного типа на основе их использования.
Например, при изучении темы "Простые вещества – неметаллы" в основной школе в соответствии с поставленной целью и задачами урока, я отбираю все модули по данной теме, размещенные на сайте ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru, затем заполняю таблицу (см. таблицу №1), в которой отражаю класс учащихся, название модулей, соответственно тип модуля, количество сцен, уровень интерактивности, уровень изложения/усвоения учебного материала.
Таблица №1
Перечень используемых ЭОР
Класс Название модулей Тип модуля Количество сцен Уровень интерактивности Уровень изложения/ усвоения учебного материала
9 класс Водород-простое вещество. Физические свойства водорода. Информационный 1 Уровень активного взаимодействия Базовый
9 класс Тесты по теме «Сера-простое вещество» Контрольный, тестовые вопросы по теме 10 Уровень активного взаимодействия Базовый
Затем изучаю содержание модулей для 9 класса, конкретизируя тип каждой сцены, мультимедийные средства, которые используются при их создании. Воспользовавшись тематическим планированием, которое использую в своей деятельности, распределяю выбранные модули по темам уроков.
Очень важно при анализе ЭОР сделать предварительный вывод о форме организации работы с модулем: только учитель, учащиеся под руководством учителя, учащиеся самостоятельно с инструкцией, разработанной учителем, учащиеся полностью самостоятельно; понять, могут ли учащиеся освоить содержание модуля самостоятельно; а также, какие фрагменты (сцены) модуля являются наиболее сложными; требуется ли для поддержки учащихся при работе с модулем дополнительные материалы, разработанные учителем (дополнительные задания, инструкции, указания, подсказки и т.п.)
Другой пример. При изучении темы «Металлы» знакомлюсь с ЭОР, размещенными на сайте ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, выбираю класс обучения, составляю их типизацию, заношу данные в таблицу (см. таблицу №2).
Таблица №2
Перечень используемых ЭОР
Название ресурса с гиперссылкой Тип ресурса Форма предъявления информации Уровень интерактивности Предполагаемая форма использования
ЭОР единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-
collection.edu.ru.
Ресурсы к учебникам
Взаимосвязь свойств металлов и их применение
Практический Интерактивная модель Уровень активного взаимодействия 1.Организация самостоятельной работы в классе и дома.
2. Объяснение
При проведении урока по теме «Многоатомные спирты» в 10 классе оформляю таблицу (см. таблицу №3), в которой перечисляю используемые на данном уроке ЭОР: его название, тип, форму предъявления информации, соответственно гиперссылку на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.
Таблица №3
Перечень используемых на уроке ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. http://school-collection.edu.ru
Строение глицерина Информационный Иллюстрация Строение глицерина
2. http://school-collection.edu.ru
Применение глицерина и этиленгликоля Информационный Иллюстрация Применение глицерина и этиленгликоля
3. http://school-collection.edu.ru
Качественная реакция на многоатомные спирты Информационный Видеофрагмент Качественная реакция на многоатомные спирты
4. http://www.fcior.edu.ru:
Строение, номенклатура и свойства многоатомных спиртов. Их получение и применение. Информационный Презентация Строение, номенклатура и свойства многоатомных спиртов. Их получение и применение
При подготовке к уроку по теме «Аммиак. Строение, физические и химические свойства» составляю аналогичную таблицу (см. таблицу №4)
Таблица№4
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Аммиак. Строение молекулы аммиака. История открытия аммиака. Информационный
Кадр 1 Иллюстрация, анимация. Модуль состоит из двух кадров, включающих текст, схему пространственного строения молекулы аммиака, сведения об открытии аммиака. http://fcior.edu.ru/card/12325/ammiak-stroenie-molekuiy.html
2. Физические свойства аммиака Информационный
Кадр 2 Видеофрагмент
Модуль состоит из двух кадров, включающих видеоролики «Растворение аммиака в воде», «Испарение жидкого аммиака», схему, показывающую физические свойства аммиака. http://fcior.edu.ru/card/213/fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html3. Химические свойства аммиака Информационный
Кадр 2 Интерактивная схема.
Схема, показывающая химические свойства аммиака.
http://fcior.edu.ru/card/213/ fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html
4. Лабораторная работа «Получение аммиака» Практический Виртуальная лаборатория. Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для получения аммиака из смеси хлорида аммония и гашеной извести, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается нагреть смесь и проверить растворимость аммиака в воде, сфотографировать результаты, записать в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнения и выводы. http://fcior.edu.ru/card/3832/laboratornaya-rabota-poluchenie-ammiaka-i-ego-svoystva.html
5. Тесты по теме «Аммиак и его свойства» Контрольный Тест. Вопросы 2, 4, 5. http://fcior.edu.ru/card/8526/testy-po-teme-ammiak-i-ego-svoystva-soli-ammoniya.htmiПосле подбора модулей, встраиваю их в канву урока.
ЭОР я применяю на своих уроках в 8, 9, 10,11 классах, использую информационные, практические, контрольные модули.
Доступность использования модулей позволяет мне задавать домашние задания не только по печатным учебникам, но и по ЭОР. Использование таких модулей можно рекомендовать ученикам, не совсем разобравшимся в изучаемой теме или в целях ликвидации пробелов для учеников, пропустивших уроки по болезни, а также при подготовке учащихся к контрольной работе и зачёту.
 ЭОР бывают разные, но от традиционных полиграфических учебников их отличает то, что:
- материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге;
- имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов;
- целиком состоят из визуального или звукового фрагмента;
- учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
К новым инновационным качествам ЭОР относится:
Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации (демонстрация информационного модуля);
- практические занятия (демонстрация практического модуля);
- аттестация (контроль учебных достижений) (демонстрация контрольного модуля).
2)Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения.
3) Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удалённых пользователей.
Использование ЭОР дает учащемуся возможность действительно научиться.  Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. А ЭОР позволяет включить в домашнее задание виртуальное посещение музея, лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков. Домашнее задание становиться полноценным, трёхмерным.  ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия.
Возможности, заложенные в ЭОР, основанных на модульной структуре, обеспечивают расширение выбора форм организации учебной деятельности обучаемых:
фронтальная работа класса с набором ЭУМ;
самостоятельная работа учащихся по индивидуальным учебным траекториям в классе и дома при подготовке к занятиям;
работа в парах сменного состава и групповая работа;
выполнение виртуальных практических работ;
контроль знаний учащихся;
дополнительные занятия с отстающими учениками, на факультатива, кружках и т.д.
У учителя появилась возможность:
комбинирования различных форм организации учебной деятельности обучаемых;
учета потребностей контингента обучаемых;
учета технической оснащенности учебного процесса средствами ИКТ;
решить проблему накопляемости и объективности оценок, дисциплины на уроках, повышения познавательного интереса к предмету, успеваемости учащихся;
позволить учащемуся проявить себя в новой роли, формировать у него навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Но в то же время, по моему мнению, использование ЭОР имеет и недостатки:
1) диалог с программой лишен эмоциональности и, как правило, однообразен;
2) программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся, здесь крайне важна роль учителя;
3) не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
4) от учителя требуются специальные знания.
Для учителя использование ЭОР позволяет работать с учеником, наиболее подготовленным, что делает образовательный процесс гораздо интереснее и эффективнее. Учитель должен научиться разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика.
Считаю, что использование ЭОР должно быть целесообразным и работать на эффективность учебного процесса, экономию времени, повышению темпа урока, получение исчерпывающей информации, но без ущерба качеству усвоения материала.
ЭОР не просто должны быть уместны, они должны нести полезную информацию для обучающихся, не перегружая урок, а дополняя и глубже раскрывая его. Недопустимо злоупотреблять использованием ЭОР, не случайно оно ограниченно временными рамками. ЭОР - это экономия времени, игровой момент, смена вида деятельности, да ещё и масса других плюсов, но учитель всегда должен помнить "играй, да не заигрывайся". Их перенасыщение также вредно, как и недостаток. Урок недопустимо превращать в сплошное зрелище. Урок - совместное творчество учеников и учителя, это мастерская, где трудятся с использованием технологий и ЭОР.
Опыт показывает, что их применение должно быть уже в начальной школе. Тогда дети придут более подготовленные уже к 5 классу. Я считаю, что компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо. Так как ИОС позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося и учителя. Поэтому современному учителю необходимо владеть ИОС. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет мне большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
Хотелось бы порекомендовать сайты, которые вызывают доверие и отвечают хорошему качеству:
• сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);
• сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);
• сайт информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ЕС «Единое окно», http://window.edu.ru);
• Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).
Пожелание коллегам: не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!
Литература
Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. –СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
Осин А.В. «Открытые образовательные мультимедиа системы». – М.: Агенство «Издательский сервис», 2010.
Осин А.В. «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007.
Ресурсы сети интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, www.school-collection.edu.ru