«Кулинарный антураж в русской классической литературе» в рамках заседания литературной гостиной Форма: Литературная композиция.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО -НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Мусатова Галина Васильевна,
преподаватель русского языка и литературы
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы является литературная гостиная, которая представляет собой добровольное объединение обучающихся и преподавателей, которые стремятся к более глубокому изучению литературы, познанию в искусства, музыки, живописи. Заседания литературной гостиной вносит определенную новизну в систему формирования духовно-нравственных основ личности обучающегося.
Целями заседания литературной гостиной являются:
информационно– предметная –предполагает расширение литературного образования, предусмотренного программой;
деятельно – коммуникативная – предполагает формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
ценностно-ориентационная –предполагает усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Русская литература всегда была выражением традиций народа, его нужд и чаяний, его души. Она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, человечности, взаимопониманию и состраданию, воспитывает духовно- нравственные качества человека.  «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» - говорил В.Распутин.
Идея духовно-нравственного развития человека является основой воспитания современной личности. А духовно - нравственное воспитание создает условия для воспитания личности, которая живет в согласии со своей совестью. Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражданами своей страны, и за то, что на них лежит ответственность за ее настоящее и будущее.
Литература духовно обогащает человека, воздействует на нравственный облик человека, формируя духовные и нравственные качества личности.
Участники литературной гостиной получают новые, дополнительные сведения и знания по литературе. В ходе мероприятий обучающиеся в достаточной мере раскрывают свои творческие способности. Заседания литературной гостиной позволяют включить обучающихся в литературное творчество, обеспечивает активизацию познавательной деятельности, их творческую самостоятельность, их максимальное участие в изучении литературы.
Литературная гостиная рождает традиции, создает творческую атмосферу и тем вернее выполняет свою литературно-образовательную и литературно-развивающую задачу. Актуальность заседаний литературной гостиной приобретает специфика осваиваемой профессии. Традиции русской кухни находят отражение в произведениях писателей и поэтов, и это наиболее привлекательны для обучающихся. Это усиливает связь изучения литературы, желания читать литературные произведения с формирование устойчивого интереса к профессии.
Свободное общение на литературном материале, возможность проявить свои актерские и творческие способности, раскрыть свой талант –это основы деятельности литературной гостиной.
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Тема: «Кулинарный антураж в русской классической литературе»
в рамках заседания литературной гостиной
Форма: Литературная композиция.
Цели:
Создать условия для развития познавательного интереса обучающихся к русской литературе на основе связи с профессией, пробудить стремление познавать прекрасное, познакомить с некоторыми аспектами кулинарного антуража в произведениях русских поэтов и писателей.
Способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, умению мыслить творчески и самостоятельно выстраивать свои знания.
Содействовать развитию коммуникативных, творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Оснащение: Кадры из видеофильма «Собачье сердце» М.А.Булгакова, из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»,клип «Пища богов. Русская народная кухня», клип песни «Ох, блины мои, блины»,кадры из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина! «Как один мужик двух генералов прокормил», мультимедио, презентация «Кулинарный антураж в русской классической литературе»,
Ход мероприятия
Звучит музыка. Моцарт В. А – Симфония 40
Ведущий 1: Сегодня мы проводим открытое заседание литературной гостиной на тему « Кулинарный антураж в русской классической литературе» .Слова древнегреческого философа Сократа : «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» является девизом нашего мероприятия.
Ведущий2: Русские писатели в своих произведениях отражают тему кулинарного антуража, которая включает использование понятия : элемент – ЕДА (кушанья, напитки, продукты) и ВЫТИ (определенное время еды в течение суток: утренний чай или кофе, завтрак, полдник, обед, вечерний, послеобеденный чай, ужин, паужин, суаре).
Ведущий1: Традиции русской кухни пришли к нам издревле. Первые скупые сведения содержатся в летописях - древнейших письменных источников X- XV веков. Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV столетию достигла своего расцвета. На формирование русской кухни самое большое влияние в первую очередь оказали природно-географические условия. Обилие рек, озёр, лесов способствовало появлению большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
Клип «Пища богов. Русская народная кухня»
Ведущий 2 : Разговор об «образах» еды можно начать, обратившись еще к древней литературе, в которой они играли важную роль. Уже в античной мифологии Дионис воспринимался как апофеоз могучей жизненной силы и чувственного земного бытия. В евангельских сюжетах мы также неоднократно встречаемся с «образами» еды. Это широко известная притча о пяти хлебах и двух рыбах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Христос называет хлеб своим телом.
Ведущий 1: Хлеб – всему голова. Иностранцев, приезжающих в нашу страну, неизменно поражает, сколько хлеба мы съедаем в день. Так уж исстари повелось, что без хлеба, особенно ржаного, для нас невкусно любое,
самое изысканное блюдо, причём это общая черта славян. Приятель Пушкина, граф Шереметьев, по возвращению из Франции жаловался поэту:
« Худо, брат, жить в Париже, есть нечего; чёрного хлеба не допросишься».
Ведущий 2: Любовь наших предков к чёрному хлебу была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на католическую и православную - произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине XI века в церкви разгорелся спор о том, что следует употреблять при причастии: квасный (кислый) хлеб, как это было в Византии и на Руси, или пресный – согласно практике католической церкви? Папа Лев IX запретил употреблять кислый хлеб, но Византия, стоявшая во главе восточной церкви, выступила против этого запрета, так как понимала, что иначе лишится поддержки Руси.
Ведущий 1: В эпоху Возрождения мысль великих гуманистов о том, что в физиологии человека нет ничего противоестественного и порочного, приводит к своеобразному культивированию « образов» еды.
Ведущий 2: Эти мотивы, пройдя через столетия, проторили себе путь в произведении древней и классической русской литературы. В древнерусском фольклоре, например, нашли отражение традиции славянской кухни. Считалочка: Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три - огонь зажжен-
Кочерыжка, выйди вон!

Заклички: Вот орешки!
Хорошие орешки!
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!

Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару-
Гривенник за пару!
Нажарила, напекла
Акулина для Петра
Давай- наскакивай
Сами мы рязанские!
Сельди - астраханские!
Давай, покупай!
Забирай, выбирай!
Ай да квас!
С медком, с ледком!
С винной брагой
И густой, забористой!
Ведущий1: Следующий этап в развитии русской кухни наступает на рубеже XII и XVIII веков и длится до начала XIX столетия. В это время происходит радикальное размежевание кухни простого народа и господствующих классов, последняя постепенно стала утрачивать русский национальный характер.
Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Ведущий 2: Порядок подачи блюд за богатым праздничным столом, состоящий из 6-8 перемен, окончательно сложился во второй половине XVIII века. Однако в каждую перемену стали подавать одно блюдо. Этот порядок сохранялся до 1860-1870-х годов. Порядок подачи блюд был таков: горячее
( щи, похлёбка, уха ); холодное ( окрошка , ботвинья, студень, заливная рыба, солонина); жаркое ( мясо, птица); тельное( отварная или обжаренная горячая рыба); пироги( несладкие), кулебяка; каша( иногда подавали со щами); пирожное( сладкие пироги, пирожки); заедки.
Ведущий 1: В стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» Г. Р.Державин рассказывает об идиллической деревенской жизни, упоминая о русской кулинарной традиции.
Звучит музыка. На её фоне чтец читает стихотворение.
Чтец: Бьёт полдня час, рабы служить к столу бегут,
Идет за трапезу гостей хозяйка с хором
Я озреваю стол - и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором
Багряна ветчина, зелёны щи с желтком,
Румяна - желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь- икра, и с голубым пером
Там щука пестрая : прекрасны!
Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой:
А что опрятно всё и представляет Русь,
Припас домашний, свежий, здравой
Ведущий2: Шли годы, кухня становилась более изысканной и разнообразной. Заглянем в меню екатерининского вельможи:
1. Похлёбка из рябцев с пармезаном и каштанами.
2.Филейка по – султански.
3. Говяжьи глаза в соусе, называемые « поутру проснувшись».
4. Телячьи уши крошеные.
5. Баранья нога.
6. Хвосты телячьи по- татарски.
7. Голуби по- станиславски.
8. Гусь « в обуви».
9. Горлицы.
10. Крем жирный.
Ну и обжора был этот вельможа! Гуся прямо в обуви съел. То ли дело ПетрI
- он всегда был скромен в еде.
Ведущий 1: Меню праздничного обеда Петра I : 1. Колбаса с чесноком.
2. Похлебка.
3. Жаркое.
4. Варенная в сахаре дыня.
Ведущий 2: Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам. Я познакомлю вас со стихотворением единственного в России кулинарного поэта Владимира Сергеевича Филимоновым. Какие блюда преобладали на царском столе?
Чтец: « Вот, в жире плавая, большая,
В чужих не знаема водах.
Себя собой лишь украшая,
На блюде стерлядь: ей
Не нужны пышные одежды
Вот гость далёкий, беломорский,
Парным упитан молоком,
Телёнок белый, холмогорский.
И подле - рябчики кругом,
Его соседи из Пинеги
Каких нет лучших на Руси,
С прудов Бориса- караси
Вот из Архангельска – навага,
Вот жирный стрепет с Чатыр - дага С Кавказа красный лакс - форель
С Ильменя сиг и нельма с Лены
Из Рима а-ля бешамель.
Кабан. Вот камбала из Сены,
Мы, здесь чужим дав блюдам место
Средь блюд любимых на Руси,
Запьём своё, чужое тесто
Иль шамбертеном иль буси…»
Чтец: …В наш век обедает достойно
Один достойный человек
…В обед злоречья никакого,
Лишь речь о том, что веселит,
А о газетах - ни полслова:
Газеты портят аппетит ….
…Мы знать должны в обеде прежде,
Что будем есть, что будем пить…
Все в пору, вовремя, отчетно:
Чтоб не пропал наш аппетит…
…Как пред обедом водку пить
Не ставит в грех обычай русский,
Соленой потчуйте закуской
За миг до супа… В ней не быть
Горячим мясам, сдобным тестам,
Ни маслу, сыру в ней нет места.
Закуске быть и без вина.
Она, обедное предвкусье,
Обеда портить не должна.

Ведущий 1: Конечно, большинство этих изобретений поваров имело мало общего и с принципами рациональной кулинарии, и с традициями народной кухни. Любители же старины придерживались старых традиций, не превращали еду в чревоугодие. Вот ода в честь русской кухни ( 60-е годы XIX в).
Чтец: Ботвинью я всегда хвал Солянку ем без принужденья,
Уху я тоже страсть люблю!
Зреть не могу без умиленья:
Кишки ко щам, бараний бок,
Крупою с маслом начиненный.
И лучшей ветчины кусок-
Суть три предмета несравненны.
Пирог любимый мой есть тот,
С трудом в руках несут который трое.
Когда кладёшь кусочек в рот-
Насытились бы оным двое.
Про пирожки что вам сказать:
Они пятками исчезают,
Но - чтоб меня им насыщать-
Они лишь голод возбуждают.
Капусту, спаржу, кресс- салат,
Все, что считаю пустяками:
Черкасский бык, тебе пою,
В тебе зрю мира совершенство,
Ты наслаждаешь жизнь мою,
И мыслить о тебе блаженство.

Ведущий 2: « Животное насыщается, человек ест, умный человек питается»,- так говорил ученый- физиолог Брилья- Саварен. Кто не знает фонвизинского Митрофанушку, у которого голова была слабее, чем брюхо, так как его маменька сводила воспитание сына не просто к питанию, а к обжорству.
Сцена из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»
Ведущий 1: Иван Андреевич Крылов не просто любил поесть, он был настоящим обжорой. О переедании баснописца ходили легенды, основанные на реальных фактах. Крылов мог съесть в один присест до 30 штук блинов с икрой. А блины эти были «величиною в тарелку и толщиною в палец». Кроме того, писатель частенько «заправлялся» ухой, жареной индейкой, телячьими отбивными и свининой. На закуску ел огурчики, бруснику, сливы. Но вот что удивительно: в его произведениях мало упоминаний о конкретных и блюдах, не говоря уже о кухне тех времен.
Ведущий2: Всем известно, что наш славянский народ всегда славился гостеприимством. Правда, герой одной из басен И.А.Крылова Демьян так увлекся, что закормил соседа Фоку чуть ли не до смерти.
Инсценировка басни И .А. Крылова « Демьянова уха»
Ведущий 1: Уха — рыбный суп, одно из древнейших блюд русской кухни, варилась из нескольких сортов рыбы, например, из стерляди и леща.
Ведущий2 : Вплоть до конца XIX века русские поваренные книги включали рецепты ухи на курином бульоне. А янтарный цвет уха могла приобрести в двух случаях: либо стерлядь была желтой и жирной, либо Демьян перетер сливочное масло с тертой морковью и отжал в уху. Это прием хорошо знали знатоки блюда.
Ведущий 1: Всем нам хорошо знакомо имя Александра Сергеевича Пушкина, мы с удовольствием читаем его произведения. Но знаете ли вы, что Александр Сергеевич любил говорить: «Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом».
Ведущий 2: Однако поэт в еде был неприхотлив, любил простую, можно даже сказать, деревенскую русскую кухню. Пушкин «был большой охотник» печеного картофеля, очень любил мочёные яблоки и яблочный пирог, а из сладкого - варенье из крыжовника.
Ведущий1: А еще великий поэт А.С. Пушкин прославил в своих произведениях котлеты «Пожарские». На одном из зданий в Торжке есть мемориальная доска. На ней слова А.С. Пушкина:
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай,
И отправься налегке.
Ведущий2: Эти котлеты имеют довольно интересную историю. Согласно слухам, изобретатель этих знаменитых котлет была Дарья Евдокимовна Пожарская. Однажды, царь Александр I остановился в гостинице города Осташково перекусить. Подать к завтраку велел телячьи котлеты. Владелец гостиницы, муж Дарьи, был в отчаянии, поскольку он не мог найти качественную телятину за такое короткое время. В то же время, он не мог ослушаться самого царя. Жена предложил ему заменить телятину курицей. Пожарский обвалял куриное мясо в хлебных крошках, обжарил и подал царю.
Ведущий1: Александру I блюдо очень полюбилось. Он решил наградить трактирщика за такой восхитительный завтрак. Боясь разоблачения, Пожарский решил сознаться в подмене ингредиента. Он рассказал царю, что происходило на кухне, и попросил за свою жизнь. Царь был доволен честности хозяина и решил, что все же даст щедрое вознаграждение. С тех пор, куриные котлеты стали частью королевского меню под названием Пожарские Котлеты.
Ведущий2: В музее города Торжка хранится портрет изобретательницы этих котлет Дарьи Пожарской работы художника Неффе. Призывали умелую стряпуху и в столицу, удостоилась она чести помогать царице крестить сына Волконских. С этим младенцем запечатлена она на портрете Неффе.
Ведущий 1: И кстати я замечу в скобках,
Что речь веду в моих строфах
Я столь же часто о пирах,
О разных кушаньях и пробках,
Как ты, божественный Омир,
Ты, тридцати веков кумир!
Так писал А.С.Пушкин в пятой главе «Евгения Онегина» о своем пристрастии к разного рода трапезам. При этом он сравнивал себя с легендарным Гомером, называя его Омиром, который в «Илиаде» и «Одиссее» часто описывал пиршества мифологических героев. Александр Сергеевич прекрасно разбирался во всех тонкостях современной ему кухни .Он рассматривал вкусную еду как одну из составляющих полноценной человеческой жизни.
Ведущий 2: Знания кухни передались Пушкину от его предков: в роду Ганнибалов приготовлению пищи уделялось большое внимание. Гостей часто удивляли диковенными блюдами, приготовленными по различным печатным книгам. С особым уважением Пушкин относился к русской кухне, которую при всей своей любви к ней описывал с легкой иронией. Ведь не секрет, что в помещичьей среде чревоугодие превратилось в одну из форм бездумного времяпрепровождения, в средство скоротать часы, избавиться от скуки.
Ведущий1: По свидетельству В.А. Нащокиной, любимыми пушкинскими кушаньями были моченые яблоки и варенец, приготовлявшийся из молока и сливок. Это блюдо подавалось с сахаром и мелко натолченными просеянными ржаными сухарями. И непременно в сыворотку опускали серебряную монету или чайную ложечку.
Ведущий 2: Еще Пушкин любил ботвинью. Так называется суп, приготовленный из щавеля, ботвы свёклы и других овощных ингредиентов. О ботвинье упоминается в одном из пушкинских писем к жене: « Лев Сергеевич является . Я перед ним извинился как перед гастрономом, что, не ожидая его, заказал себе только ботвинью да beef- steaks.
Ведущий 1: А знаете ли вы, что любимым блюдом А.С. Пушкина были пельмени? Дословный перевод с финского языка слова пельмени: «пель»- ухо, «мень»- хлеб, что на русском означает - ушки из теста. Во времена Тридцатилетней войны в Западной Европе в период поста монахи прятали изрубленное мясо в тесто. Отсюда пошла современная технология приготовления пельменей.
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров,
Не стану есть…-
говорила Людмила Черномору устами Пушкина в поэме « Руслан и Людмила».
… не слушать пений
Пока не дашь ты мне пельменей,-
добавляют создатели современной рекламы.
Ведущий 2: Перелистывая «Евгения Онегина», мы находим упоминание о других блюдах. Поражает удивительная осведомленность А. С. Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства. На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них, как настоящий знаток.
Ведущий1: В романе есть несколько специальных "кулинарных" отступлений, в которых описываются "меню" ресторана "Талон" в Петербурге, домашнего дворянского застолья, чайного стола. По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках. Все это создает своеобразный красочный "кулинарный" фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.
Ведущий 2: Упоминаются яства и напитки, к сожалению, незнакомые современному человеку. Вот, например, главный герой в начале романа отправляется к ресторатору:

Чтец: К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин,
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
За ним roast- beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший свет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым
Ведущий 1: «Вино кометы». Здесь речь идет о шампанском урожая 1811 года. В этот год астрономы наблюдали в небе Европы, в том числе и в Санкт- Петербурге, большую безымянную комету. А 1811 год отличался невиданным урожаем винограда.
Ведущий 2: « Ростбиф» по - английски roast- beef, практически всем известно. Напомним только, что это английское блюдо представляет собой говяжье филе разной степени прожарки. Ростбиф может быть слабопрожаренным( мясо на разрезе розового цвета), среднепрожаренным
( мясо красноватое) или прожаренным до полной готовности ( цвет на разрезе сероватый). В данном случае упоминается ростбиф- « с кровью».
Ведущий 1: «И Страсбурга пирог нетленный…» Современный читатель вряд ли сразу поймет, что это за пирог и почему он нетленный. А речь в данном случае идет о гусином паштете с грибами( трюфелями), рябчиками и свиным фаршем. Страсбургский паштет, как и любой классический, запекали в тесте. В Петербург его привозили прямо из Франции, и стоил паштет дорого. Доставлялся в герметичной посуде, залитый свиным жиром
( смальцем). Такой вот существовал метод консервации. Потому и пирог
« нетленный».
Ведущий 2: Трюфели - грибы, растущие под землей. Ищут их с помощью специально обученных собак и свиней. Во времена Онегина эти грибы относились к продуктам роскоши. Так обстоят дела и сейчас. Трюфели обычно шли в качестве гарнира к ростбифу. Это деликатесные грибы, черные и белые, род сумчатых, с отчетливым душистым ароматом. И в пушкинские времена, и в наши дни они доставлялись в Россию из Франции.
Почему только - "роскошь юных лет"? Очевидно, что грибы любила золотая молодежь того времени, к кругу которой принадлежал Онегин. Сегодня цена на трюфели - около тысячи евро за килограмм. Найти их в продаже у нас не так-то просто. Поэтому, скорее всего, их на нашем обеде, увы, не будет.
Ведущий 1: Лимбургский сыр – который, как и трюфели, был дорогим продуктом. По свидетельству современников, лимбургский сыр очень любил
А.С.Пушкин. Этот мягкий острый сыр из коровьего молока, своим пикантным вкусом напоминающий дорогой сыр рокфор, поставлялся, из Бельгии, из города Лимбурга. А « живым» сыр казался из-за своей желеобразной консистенции.
Ведущий 2: Ананас – Да будет вам известно, что весь 19 век ананас считался символом роскошной жизни. Южное растение с крупным, ароматным, сочным, толстокожим плодом овальной формы. Культурный ананас относился к деликатесным блюдам. Самые крупные плантации - на Гавайских и Филиппинских островах, в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Европе ананас выращивается в теплицах и оранжереях с середины XVIII века. Да будет вам известно, что весь XIX век ананас считался символом роскошной жизни. И хрестоматийная строчка Северянина, написанная чуть позже, "ананасы в шампанском, ананасы в шампанском" - тому подтверждение.
Звучит песня «Ананасы в шампанском»
Ведущий1: Ещё мудрый Омар Хайям отметил, что
Вино запрещено ,но есть 4 «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьёт вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено.
Опять обратимся к роману «Евгений Онегин»
Чтец: Перед камином стол накрыт
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей:
Давай обедать поскорей!
Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено,
Оно сверкает Иппокреной,
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того- сего)
Меня пленяло: за него….

Чтец : Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему
К аи я больше неспособен
Аи любовнице подобен Блестящий, ветряной, живой,
И своенравной, и пустой….
Но ты, бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде,
Готов нам оказать услуг
Иль тихий разделить досуг
Да здравствует бордо, наш друг!
Ведущий 2: «Клико», «Моэт», «Аи» - это сорта шампанского. Шампанское – игристое, белое виноградное вино, которое начали изготавливать в конце 17 века во Франции в провинции Шампань. Во времена Пушкина вино «Мадам Клико» производили и привозили в Россию только из Франции. Цена его была очень высока - 30 рублей, что приравнивалось к стоимости одной коровы.
«Бордо» - сорт красного вина, которое пили только аристократы. В России были распространены лишь весьма немногие марки бордосского, в основном "Лафит", о котором и упоминает Пушкин как в "Евгении Онегине", так и в ряде других своих произведений.
Ведущий 1: Мы знаем, что в романе «Евгений Онегин» также описаны древнерусские традиции и обряды:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели…
Подблюдны песни, хоровод..Явились; им расточены Порой тяжелые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд старинный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой
Ведущий2: Безусловно, вы догадались, что речь сейчас пойдет о блинах – традиционном русском блюде, без которого не обходится ни одна масленица. Образную характеристику блина как ритуального кушанья дал А.И. Куприн: «Блин кругл как настоящее круглое солнышко. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Ведущий 1: Блины пекли в течение всей масляной недели. Даже поговорка такая была: «Без блина не Маслена, без пирога не именины». Блины подавали с пылу с жару. Ели их с икрой и мелкой рыбой. С XVIII века стали печь блины со всевозможными начинками. Особенно популярны были блины со снетками - сушёной мелкой рыбой. У древних славян масленица была многодневным праздником, знаменовавшим собой проводы зимы.
Клип песни «Ох, блины мои, блины»
Ведущий 2: Важное место занимал «образ еды» в творчестве Н.В.Гоголя.
Еда была для Гоголя делом очень важным, можно сказать священным. Он никогда не относился к еде легкомысленно, как к чему-то низкому и внимания недостойному. Среди друзей и знакомых он слыл лакомкой, знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб.
Ведущий1: А любимым блюдом писателя были… итальянские макароны. В России он никому не доверял приготовление макарон ». Он с удовольствием готовил их сам, добавляя соль, перец, сливочное масло и сыр-пармезан. По воспоминаниям современников, никто «не мог съесть столько макарон, сколько он их опускал иной раз».
Ведущий2: «…Он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимым делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром», - писал С.Т.Аксаков.
Ведущий1: Кулинария занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Истинный хлебосол, воспитанный щедрой землей полтавщины, в своих книгах писатель дает волю гастрономической страсти и «кормит» читателя описаниями блюд, способных порой, как выразился сам Гоголь в письме своему другу и однокашнику Данилевскому, «произвести на три дня слюнотечение у самого отъявленного объедала».
Ведущий 2 : С первых страниц поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголь отводит немалое место «образам еды». А это, в свою очередь, является своеобразной характеристикой и места действия, и героев. Прибытие Чичикова в губернский город начинается с посещения трактира, где ему подают на обед «щи с слоеным пирожком, нарочно оберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей; мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечно сладкий пирожок».
Ведущий 1: Пулярка жареная – блюдо из молодой курицы, специально откормленной для стола.
Ведущий 2 : Н.В.Гоголь привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделял сытость от чревоугодия.
Кадры из фильма «Чичиков у Собакевича» (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Ведущий 1: Истинным гурманом и знатоком славянской кухни Н.В.Гоголь выступает в повести «Старосветские помещики»
Инсценизация эпизода из повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики»
Ведущий2: Гоголь придавал огромное значение организованному, нормальному обеденному столу, состоящему из четырех блюд: горячего жидкого, двух горячих блюд, одно из которых обязательно мясное, а другое сменное – рыба, яичное блюдо или птица и десерта из 2-х компонентов: фрукты, хлебный квас или чай и кондитерское изделие.
Ведущий1: За чаем остается неоспоримое первенство, оно закрепляется в русской национальной жизни, в русском национальном сознании.
Родина чая – Китай. В Европу он попал в том же столетии, что и кофе. У чая были свои враги, в первую очередь среди врачей. В то время как врачи и сторонники чая спорили между собой, чай победоносно покорил Англию, Голландию и Россию, став в этих странах любимейшим напитком
Кадры( или сценка) из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина! «Как один мужик двух генералов прокормил».
Ведущий2: Фазан – большая промысловая птица из отряда куриных, с ярким оперением. Слово пришло из греческого языка и обозначало птицу из Фасиды, эллинской речки.
Ведущий 1 : А теперь о самом любимом блюде всех времен и народов – о мороженом. Мороженое содержит витамины «хорошего настроения» - Д и Е.
Китайцы знали об этом его свойстве еще до новой эры. Его изготавливали из фруктов, меда и кусочков льда. У нас мороженое появилось в 18 веке.
Ведущий2: В 19веке родилась идея «вафельного стаканчика», а позже мороженое стали нанизывать на палочку - появилось эскимо. Мороженое никого не оставляет равнодушным. Говорят, что одним из тех,кто никогда не мог всласть наесться этим лакомством, был американский президент Джордж Вашингтон. Великий полководец Александр Македонский приказывал перед битвой баловать мороженым своих воинов.
Чтец: Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше
Сударушки, судари, не надо ль? Не дорого-
Можно без прений
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем- брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусом народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!
Сирень - сладострастья эмблема
В лилово - изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитием, попробуй!
Ей богу, похвались, дружок
Ведущий 1: Великий русский критик В.Г.Белинский акцентировал внимание на том, что «пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари»
Кадры из видеофильма М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Ведущий2: Осведомленность писателей в вопросах кулинарии оживила, окрасила и дополнила грандиозные живописные многоплановые полотна нашей российской художественной литературы.
Ведущий 1: Кулинария занимала важное место не только в жизни многих русских писателей и поэтов, но и в их творчестве. Как вы убедились, они наполняли страницы своих произведений образами еды и питья.
Ведущий 2: Образы эти способствуют созданию того контраста грустного и смешного, той зыбкой грани между высоким и низким, которая отличает художественную манеру писателя, его мастерство. Гастрономические образы
помогают заглянуть в творческую « кухню» русских писателей и поэтов и узнать о традициях приема пищи.
Ведущий1: Обратимся снова к эпиграфу нашего занятия: «Надо есть, чтобы жить…» Добавим: жизнь – это движение…Движение ведет не только к физическому, но и духовному совершенству. В человеке все должно быть прекрасно. Мера во всем – это гармония, к чему должен стремиться каждый человек.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание осуществляется не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе педагога. Педагог выступает как основной организатор духовно- нравственного воспитания обучающихся во внеурочное время, решая важнейшую задачу по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого обучающегося в практическую общественную и культурно- массовую деятельность. Участие в различных конкурсах, презентациях делает обучающихся более активными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика. Участие в заседаниях литературной гостиной обогащает нравственный мир обучающихся, развивает их эстетический вкус. Они становятся добрее душой друг к другу и окружающим людям и понятия долг, честь, ответственность, порядочность приобретают личностно-ценностный смысл.
Список литературы:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – 2002.
Баскаков А.М. Культура познания и понимания человека человеком.- Челябинск, 2003.
Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 2009