Учебно-исследовательский проект Энергосбережение в школе и дома-забота об окружающем мире


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1, им. П.П.Корягина”
Учебно- исследовательский проект
Энергосбережение в школе и дома-
забота об окружающем мире
Руководитель проекта учитель физики Лебедева Е.А.
р.п.Благовещенка
2016г.
Содержание
Информационная характеристика образовательного проекта ……………
Описание проблемы……………………………………………………………….
Цель и задачи проекта, объект и предмет исследования…………………..
Этапы реализации проекта………………………………………………………
Основные виды ресурсов проектной деятельности…………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………
Приложения
І. Информационная характеристика образовательного проекта
Название проекта: «Энергосбережение в школе и дома – забота об окружающем мире».
Тема проекта актуальна, т.к. формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе и дома. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.
ІІ. Описание проблемы
В последние десятилетия человечество сталкивается со сложнейшими экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, уменьшение запасов пресной воды на планете и др.
Главная причина возникших экологических проблем в том, что энергетика и промышленность не только дали человеку невиданное ранее могущество, но и изменили святая святых планеты – потоки энергии, круговорот веществ в природе и химический состав биосферы. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере планеты парниковых газов и в первую очередь – углекислого газа, образующегося в огромных количествах при сжигании ископаемого топлива, – нефти, угля и газа. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом, водой, развития промышленного производства. Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведёт к глобальному потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Значит, судьба планеты, наше устойчивое развитие зависят от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы будем потреблять энергии и природных ресурсов! Каждый должен задуматься над тем, что может сделать он, его семья, класс, школа, общество в целом, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы.
Ответ простой – экономить и беречь. Слово экономия происходит от греческого oikonomia – управление хозяйством, бережливость при расходовании чего-либо. Сегодня человечеству экономически и экологически выгодно экономно использовать энергию в нашем общем доме – на планете Земля. И для этого есть простое решение – энергосбережение, которое поможет сберечь энергию и сохранить природу! Энергосбережение – не только сэкономленные деньги из семейного бюджета, но и забота о тех, кому предстоит жить на Земле после нас.
На промышленных предприятиях энергоресурсы используются в технологических процессах, в результате которых получается производимый продукт, а также для создания условий для производства, отопления зданий, освещения и т. д. Если попытаться проанализировать функционирование школы с этой точки зрения, то мы увидим, что «продукт», выпускаемый школой, – это её ученики, получившие знания и опыт. И если мы продолжим такого рода анализ, то увидим, что на основной технологический процесс – передачу знаний – тратится меньше энергоресурсов, чем на обеспечение благоприятных условий для проведения уроков. Энергия, используемая различными приборами на уроках физики, компьютерами на уроках информатики – это энергопотребление в основном технологическом процессе – получении знаний. А отопление, водоснабжение, освещение – это затраты энергии на создание хороших условий для «производства знаний». Поэтому в отличие от промышленности в школе в значительной части энергия тратится на создание благоприятных условий для обучения, в том числе на освещение и отопление, водоснабжение. Следовательно больший результат по энергосбережению может быть получен именно в этой области. Конечно, какие типы светильников использовать в классах, решает руководство школы, но выключать освещение там, где оно не используется, – это обязанность каждого. То же относится и к другим энергоресурсам. Например, незакрытый кран водопровода – это расточительные траты питьевой воды и энергии, затраченной на её очистку и доставку. Открытая для проветривания и оставленная незакрытой на долгое время форточка сделает бесполезной энергию нескольких кубометров природного газа, которая была получена в котельной и передана в школу в форме тепловой энергии.
Школы — серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все учебные здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. В итоге «классное» тепло стоит особенно дорого. И сохранить его не-просто — прежние технологии не учитывали проблем энергосбережения. Меж тем экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Внедрить энергосберегающие технологии в новостройках каждый сумеет. А вот сделать содержание зданий старой постройки менее затратным — этому надо учиться.
Перечисленные выше факты позволили сформулировать проблему проекта следующим образом: как использовать энергию в школе и дома с максимальной пользой и минимальными затратами?
Проблема, с которой мы столкнулись, огромна, и каждый может внести свой вклад в её решение. Решив данную проблему, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.
Цели проекта:
Формирование у учащихся исследовательских навыков в области экологии
Повышение качества физического образования в школе
Воспитание личности, интересующейся проблемами окружающей среды и энергосбережения
Задачи проекта:
познакомить учащихся с формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий;
обучить учащихся основным методам исследовательской работы;
развить у учащихся умения работы с литературой и другими источниками информации;
воспитать у учащихся любовь к малой родине через знание ее природы;
создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как единой системе рационального расходования энергетических ресурсов;
сформировать убежденность в возможности и необходимости личного участия в решении природоохранных проблем и проблем энергосбережения;
показать практические и экономические аспекты рационального использования природных ресурсов, в частности энергоресурсов.
Сроки реализации проекта: декабрь 2015г - апрель 2016г.
Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный и проектировочный этап
Мотивация учащихся на инновационную деятельность и создание творческой группы участников проекта.
Изучение новинок литературы по теме проекта.
Изучение опыта работы других учреждений и учителей
Определение основных направлений исследований участников проекта.
Определение содержания и форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчетности, анализа и оформления полученных результатов
II.Изучение проблемы:
1. Урок энергосбережения (ребятам предложена анкета, включающая 14 вопросов, связанных с энергопотреблением). Результаты анкетирования показали, что около 25% учащихся имеют об энергосбережении очень приблизительное представление. На вопрос, «А хотят ли они побольше узнать об этой проблеме?» 95% учащихся ответили утвердительно.
Учащимся 9 классов было предложено организовать агитбригаду «Энергия», которая в интересной и увлекательной форме представила пути изучения данной проблемы.
Были сформированы рабочие группы по реализации проекта.
III. Визитная карточка проекта была представлена учащимся средних и старших классов .
Директор школы, Ольга Ивановна Реймер, рассказала об актуальности проблемы .
Руководитель инициативного центра проекта Сушков Ярослав обозначил цели и задачи проекта, а так же методы его реализации. Здесь же рабочие группы получили пакеты заданий.
Агитбригада энергия представила свою литературно-музыкальную композицию : «Энергонадзор»
IV. Реализация проекта
1.Мониторинг потребления электроэнергии дома.
Учащимся 8,9,10 классов было предложено провести мониторинг потребления электроэнергии в своих квартирах. Для этого, в течение декады, они должны были в одно и то же время снимать показания счетчиков учета электроэнергии . Им было предложено проанализировать полученный результат и задуматься над тем, где каждый из них может сэкономить электроэнергию. Затем в течение еще одной десятидневки они снимали показания счетчиков, но, уже пытаясь выключать ненужные электроприборы.
Всего уч-ся Учет э/энергии без экономии Учет э/энергии с экономией Удалось сэкономить Не удалось сэкономить
157 15.02-24.02 25.02-05.03 134 23
Проанализировав полученные результаты пришли к выводу, что, не прилагая больших усилий, не отказываясь от удобств и комфорта вполне можно экономить бюджет своей семьи и государства в целом.
2. Одновременно с этим началась работа рабочих групп.
А) Группа исследователей.
В течение 10 дней ежедневно снимать показания приборов учета электроэнергии, воды и тепла в школе.
Б) Эксперты.
В течение 10 дней пронаблюдать за тем,
-где в помещениях школы светят ненужные лампочки,
- в каких помещениях школы нельзя работать без искусственного освещения,
-Во сколько включается и выключается внешнее освещение школы, кто этим занимается,
- Можно ли включать не все наружное освещение сразу, а только по мере необходимости,
-Можно ли включать-выключать освещение частично в кабинетах и рекреациях?
-где стоят аварийные рубильники, кто имеет к ним доступ?
В) Наблюдатели
- Какие потребители электроэнергии работают в школе,
-их мощность,
-где они находятся,
-сколько времени в течение суток включены
Г) Энергоконтроль
-один раз в день фиксировать показания термометров в каждом классе
- у завхоза получить сведения о температурном режиме в школе за последние несколько лет (до и после замены окон)
-выяснить, можно ли регулировать подачу тепла в школу
-делается ли это
Д) Аналитики
-итог
- подсчет
- анализ
Е) Инициативный центр проекта
- контроль за выполнением заданий
-подведение итогов проекта.
В 8-10 классах был проведен семинар «Производство, передача и использование электроэнергии». Затем учащимся было предложено изготовить альтернативный источник энергии.
19.03.16г мы приняли участие в Часе Земли. Ребята из инициативного центра проекта рассказали учащимся об истории Часа Земли, провели тест «Кто ты для планеты?», предложили в субботу 19.03.16 г отключить все «нежизненноважные» потребители электроэнергии на час (с 20.30 до 21.30 местного времени)
23.03.16 г для учащихся четвертых классов была проведена беседа: "Энергосбережение". Целью этого мероприятия было: способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, привлекать внимание к проблемам использования энергии, экономии энергоресурсов, охране окружающей среды. В гости к учащимся приходил робот Вольтик, который вместе с ведущей, в игровой форме рассказал ребятам  об использовании энергии дома и в школе и о способах ее экономии. Робот Вольтик подарил ребятам красочные стикеры, которые были закреплены в их кабинетах около кранов с водой, около выключателей и входных дверей. («берегите воду», «выключайте свет», «экономьте тепло»)
Учащиеся 7-10 классов приняли участие в конкурсе плакатов "Безопасное электричество", организованном ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайкрайэнерго». 21 работа приняла участие в региональном этапе конкурса. В конкурсе участвовали работы ребят из Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, Алтайского, Забайкальского краев, республики Тыва. Из всех присланных на конкурс работ были отобраны 20 лучших, к сожалению, мы не попали в их число, но несколько работ наших ребят размещены на портале ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайкрайэнерго». (Одна из номинаций конкурса- Энергетика будущего, что напрямую связано с темой нашего проекта)
05.04.16 г для учащихся 7 классов проведено внеклассное мероприятие «Советы Рыжика». Котенок Рыжик разъяснил ребятам необходимость беречь невосполнимые энергоресурсы Земли: лес, воду, воздух. Он дал советы по экономному использованию энергоресурсов. Учащиеся получили памятки: «Советы Рыжика».
24.02.16 все учащиеся нашей школы принимали участие в акции «Зеленая планета» по сбору макулатуры, объявленной краевым отделом образования и делам молодежи.
Всего сдано макулатуры: 945 кг
Лучшие классы: 4А-98 кг
3Б-69 кг
1 В-46,5 кг
10А-76,5 кг
8А-47,5 кг
7Б-35 кг
V. Обобщающий этап (апрель 2016 года)
Анализ итогов инновационной деятельности. Анализ сформировавшегося опыта.
Сравнение результатов экологической активности учащихся на начало и окончание инновационного проекта.
Подготовка комплекта материалов по итогам инновационной деятельности.
Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе.
Размещение информации на школьном сайте.
VI. Внедренческий этап
Перенос опыта работы над проектом в практику других учителей, других учебных заведений. Использование опыта и эффективных механизмов при внедрении спектра современных образовательных технологий. Подготовка методических рекомендаций.
VI. Анализ результатов
Электроэнергия (кВт /ч) Тепло (Гкал) Вода (куб. м.)
1 квартал 2015 1 квартал 2016 1 квартал 2015 1 квартал 2016 1 квартал 2015 1 квартал 2016
21868 21050 318,8 304,8 480 312
Самыми энергоемкими являются приборы, стоящие на кухне (эл. плита, парконвектомат, котел пищеварочный, посудомоечные машины, эл. сковорода). Столовая потребляет в день в среднем такое же кол-во энергии, что и основное здание школы (219,4-270 кВт/ч)
Причины экономии э/энергии: за последние полтора года в школе планово поменяли все лампы дневного света на более современные и экономичные, они мало того, что экономят э/энергию, они еще и дают белый свет, который мобилизует внимание и повышает работоспособность на уроках. Освещение в рекреациях включается частично, его можно регулировать. Освещение в кабинетах работает в основном от двух выключателей. В кабинетах, окна которых выходят на северную сторону освещение включено на 40-60 минут дольше, чем в тех, где окна обращены на солнечную сторону. Уличное освещение в зимнее время работает с 5.30 до 8.00, вечером с 17.30 до 18.30. Включение - отключение производят сторожа и гардеробщица. В ночное время освещение работает только по периметру школьного двора. Этого освещения вполне хватает для нормальной работы камер видеонаблюдения. В здании школы и подсобных помещения 11 аварийных рубильников. Доступ к ним имеют электрики, дежурный по школе и завхоз.
Регулировать подачу тепла в школу можно только централизованно. Лишь в одном кабинете (кабинет технологии), где стоят современные батареи на каждой из них можно изменять теплоподачу. Несмотря на это в нынешнем году в кабинетах значительно теплее, чем в предыдущие годы. Самые теплые кабинеты: 12,34,38,30,20. Средняя температура в них в первом квартале 2016 года была 22 градуса Цельсия. Самые холодные-21,46, 28,56,54. Средняя температура здесь была около 19 градусов Цельсия. В целом по школе средняя температура была 20 градусов Цельсия. Летом 2016 года планируется ремонт и полная замена отопительной системы школы.
Год (1 кв) 2012 2013 2014 2015 2016
Ср темп 16 17,4 18,2 19,5 20
VІ. Заключение
Реализация данного инновационного проекта позволила:
расширить эколого-энергосберегающие знания учащихся о взаимодействии общества с природными системами;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развить умения принимать быстрые и правильные решения;
способствовать приобретению опыта принятия решений по реальному вкладу в изучение и охрану местных экосистем;
ознакомить учащихся с основными энергосберегающими процессами, технологиями;
познакомить учащихся с перспективами развития энергетики страны
дать учащимся возможность пропагандировать экологические и энергосберегающие идеи среди сверстников, взрослых, старших товарищей.
почувствовать свою значимость
VІI. Основные виды ресурсов проектной деятельности
Интеллектуальные:
Квалифицированные специалисты: учителя физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
Знания учащихся в области физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
Креативность, творчество учителей и учащихся.
Информационные:
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "
Постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 г, № 549 Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Алтайском крае» на 2011-2015 г.г. и на перспективу до 2020 года Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений;
Технологические:
технология КТД;
технология учебной деловой игры;
информационные технологии;
игровые технологии
Материально-технические:
компьютеры;
выход в сеть Интернет;
принтер;
ксерокс;
школьный сайт;
школьная газета.
IX. Список используемых источников
И.В. Галузо, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости. Учебно-методическое пособие «Энергоэффективность: современное энергетическое производство», 8 класс. – Минск, « Аверсэв», 2008
Энергия и окружающая среда: пособие для учителей общеобразовательных и внешкольных учреждений. – Минск, « Адукацыя і выхаванне», 2009
Документы контроля и учета потребления энергии МБОУ БСОШ №1, им. П.П.Корягина за 2012-2016 г.г.
Материалы Internet-сайтов:
http://www.portal-energo.ru;
http://www.technopark.by;
http://www.e-audit.ru;
http://www.aseko.ru;
http://www.ecoproject.by;