Профилактика, предупреждение плоскостопия и нарушения осанки


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков Муниципальное образовани е городско го округ а Ялта Республик и Крым Профилактика, предупр еждение плоскостопия и нарушение осанки (методическо е пособие) учителя физической культуры Вышегородцевой Елена Евгеньевны Ялта 2015 2 ЦЕЛИ ЗАДАНИЯ ФИЗ ИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИ И ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Важным звеном в процессе воспитательной и оздоровительной работы с детьми есть занятия физической культурой. Это мощное средство укрепления здоровья и пра вильного физического развития детей. Особо важное значение имеет закалка и выполнение физических упражнений для детей, у которых есть некоторые отклонения здоровья. Занятия физическими упражнениями повышают общую тренировку организма детей, способствуют укреплению их здоровья. Благодаря физическим упражнениям компенсируются или же совсем исчезают патологические нарушения в организме. Для обеспечения оздоровительного влияния физических упражнений на организм особо важно проводить их из учета возрастных ос обенностей детей. С заданием физического воспитания детей, которые имеют некоторые отклонения состояния здоровья или же нарушения в формировании осанки, являются:  у крепление здоровья ребѐнка;  у силение физической активности органов и систем организма дошко льников, ослабленных болезнью;  у своение определенных навыков и умений, которые предусмотрены программой физического воспитания;  о бучение рациональному дыханию;  ф ормирование правильной осанки, а при необходимости еѐ коррекции. В специальной литературе по л ечебной гимнастике высказываются противоречащие мысли, как о заданиях лечебной физкультуры в комплексном лечении заболеваний, так и о методике применения физических упражнений при заболеваниях, которые толкуются как дефекты позвоночника или 3 патологические изменения в его формировании. Принимая во внимание то, что существует множество методов применения корректировочной гимнастики, однако соблюдение и безусловное выполнение некоторых обязательно для всех упражнений. Так необходимо соблюдать точность при вып олнении упражнения, нагрузку увеличивать только последовательно, нив коем случае не применять насильственных методов, что может привести к более сильному функциональному ослаблению мышц и усилению деформации. И вообще, какое - либо насилие, как ручное, так и с помощью аппаратов или тренажеров, может увеличить искривление позвоночника, разрушить компенсаторно - приспособительные механизмы. Некоторая часть детей имеет нарушение в осанке. Различают дефекты осанки в сагиттальной и фронтальной площадях. Дефекты в с агиттальной площади — это сутулость, лордоз в поясничном отделе (Реже в шейном), хифоз в грудном отделении. Дефект осанки фронтальной площади — сколиоз. Чаще первые признаки этого заболевания можно выявить у детей возрастом 7 - 9, 11 - 12 лет, в период их акти вного роста. Однако заболевание может проявится и в более младшем возрасте. Ч аще у школьников встречаются дефекты формы плечевого пояса (Асимметрия шейно - плечевых линий и положения лопаток, оттопыривание нижних углов лопаток, сведенность плечей вперед). Я вляется распространенным у дошкольников снижение дееспособности стопы, то есть — плоскостопие. Известно, что физическая культура, особенно лечебная, способствует укреплению организма и ликвидации дефектов его развития или же их коррекции. Лучших результат ов при лечении и коррекции этих дефектов, можно достичь только поняв механизм лечебного действия физических упражнений и разнообразных средств ЛФК. Данные методические рекомендации разработаны в помощь методистам и инструкторам ЛФК, учи телям муниципальным образовательным организациям , которые работают с детьми, имеющими отклонения в развитии опорно - 4 двигательного аппарата. Здесь предоставляются советы, рекомендации в организации работы по коррекции и профилактике отклонений в формировании стопы и осанки дет ей. Упражнения для корректирующей и профилактической работы, а так же примерные конспекты занятий с детьми. ПЛОСКОСТОПИЕ, ЕГО НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ И РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ СТОПЫ На формирование осанки большое влияние имеет с остояние нижних конечностей, в первую очередь наличие или отсутствие плоскостопия. Плоскостопие чаще встречается у слабых, физически слаборазвитых детей. Часто плоская стопа приводит к острому протеканию сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее рас стройство организма. Плоскостопие — деформация стопы, которая проявляется в уменьшении высоты еѐ подъема (п родольного и поперечного). В зависимости от причин различают врожденную плоскую стопу, паралитическую, травматологическую и чаще всего встречается с татическая, рахитическая. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связывающего аппарата, который поддерживает подъем стопы. Причиной плоскостопия может быть и тесная обувь, особенно с узким носком, или высоким каблуком, толстой по дошвой, так как она избавляет стопу гибкости. Иногда нагрузка при ходьбе, а чаще во время длительного бега для физически слаборазвитых детей является чрезмерно тяжелой. Связки и мышцы стопы растягиваются, теряют пружинистые свойства. Плоская стопа характ еризуется повышенной утомительностью при ходьбе, проявление боли в мышцах икр. Одним из проявлений плоскостопия может быть головная боль, как следствие пониженной рессорной функции стопы. В стопах боль локализуется в области подъема стопы, таранно - пято чно - ладьевидном суставе, при различных поворотах стопы наружу в области 5 щиколотки. Детская стопа сравнительно со взрослой короткая, широкая , а в пяточной зоне суженная. Пальцы рассоединяются, в то время, как у взрослых они крепко накладываются друг на друга. У детей на подошве хорошо развита подкожная клетчатка, которая заполняет подъем стопы, что часто приводит к ошибочным диагнозам. Объем движений детской стопы больший, чем у взрослых, бла годаря лучшей эластичности мышечно - связывающего аппарата. Поэтому детс кая стопа меньше приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, прыжкам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко поддается деформации. При нагрузке подъем стопы в некоторой мере сплющивается, но при окончании сразу же с помощью активного сокращения м ышц возвращается в исходное положение. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией — отпечат ком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях нужна рентгенография. В норме стопа касается земли пятовой костью и головками плюснев ых костей, а внутренняя еѐ часть не касается земли. Всегда плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу. Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных подъема (Внутренний — рессорный и внешний опорный). Поперечный п одъем проходит через клиновидную кость и основу плюсневых костей. Внутренний подъем образует таранную кость и три плюсневых кости. Сильная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы подъема стопы и еѐ функции. В основе профилактики плоскостопия л ежит: а) Укрепление мышц, которые поддерживают подъем стопы; б) Ношение рациональной обуви; в) Ограничение чрезмерной нагрузки на нижние конечности. В выполнении первого задания основная роль принадлежит физическим упражнениям, которые укрепляют опорно - дв игател ьный аппарат нижних конечностей (х одьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры), 6 которые отображены в программе физической культуры, рекомендованной программами «Ребѐнок» и «Младенец». Необходимо использовать 2 - 3 специальных упраж нения в начале, с е редине и в конце физкультурных занятий. Следует обратить внимание на правильную осанку, нормальное положение ног при стойке и ходьбе. Целесообразно проводить игры с ходьбой на внешней стороне стопы, на носках, с изгибами пальцев, на захват разны х мелких предметов пальцами, приседания в положении «носки в средину, пятки разведены». Специальные упражнения проводятся без обуви. Эффективны упражнения с захватом мелких предметов пальцами стопы и их перекладывание, катание подошвами гимнастической палк и. Исправлению положения пятки способствует специальное пособие, которое используется во время проведения занятий лечебной физкультуры. Например: ребристые доски, наклонные поверхности, беговые дорожки, морские камушки и т. д. Все специальные упражнения в ключатся в содержание занятий вместе с обще развивающими упражнениями в нарастающем дозировании. Перед занятием целесообразно провести массаж ступни. Специальные упражнения лечебной гимнастики направлены на укрепление длинных малоголенных мышц, которые осу ществляют пронацию всего переднего отдела стопы: большеберцовой мышцы, мышц длинных сгибающих пальцев, которые усиливают супинацию заднего отдела стопы и проводят ротацию голени наружу, длинного сгибателя и коротких сгибателей пальцев, задних большеберцов ой мышц, которые способствуют углублению продольного подъема. Упражнения исполняются с исходных положений лежа, сидя, стоя, в процессе ходьбы, что даѐт возможность регулировать нагрузку на отдельные мышцы голени и стопы. Рекомендуется ходьба босиком по бре вну боком в продольном направлении, лизание по бревну или канату внутренними сторонами стоп. При исполнении этих упражнений форма снаряда исполняет моделирующее влияние на подъем стопы и усиливает действие мышц, которые супин ир уют стопу. Для проведения гим настики нужно использовать орудия, 7 форма которых так же способствует моделированию стопы, - мяч, двухсторонняя наклонная поверхность и другие снаряды, которые дают возможность ставить стоп у в положении супинации пяточной кости переднего отдела. Профилакти ке деформации стопы способствует так же ходьба босяком по неровной поверхности, глубокому песку, скошенной траве. Укреплению мышцы связочного аппарата голени и стопы способствует массаж, который рационально делать на мышцах передней и внутренней поверхност и голени, а так же на подошве стопы, используя приемы растирания, разминания и проглаживания. Очень полезен массаж при появлении частой усталости нижних конечностей и боли в них. При лечении плоскостопия у детей дошкольного возраста применяются только мет оды лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия: ношение супинатором в этом возрасте противопоказано. Во всех возрастных группах лечение плоскостопия должно включать физические упражнения спортом, с целью укрепляющего влияния на организм; вырабатывание стере отипа правильного положения нижних конечностей при ходьбе и стойке. К рекомендованным видам спорта относятся такие, которые исправляют динамическую нагрузку на стопу при исполнении разных движений: плавание ( с тиль «кроль»), ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом, бег на коньках. Занятия спортом проводятся под контролем врача и соблюдая принцип постепенного увеличения нагрузки. Правильная позиция при ходьбе стопы и в статичном положении уменьшает нагрузку на внутренние края стопы. Больной должен ходить, не расставляя ноги широко, без лишнего разведения их в переднем отделе. В позиции «стоя» предлагается вес тела перенести на внешние края стопы. В дошкольном возрасте гимнастика для детей с плоскостопием не должна состоять с упражнений, которые укрепляют мыш цы ног. Такая гимнастика будет утомлять мышцы стопы. Специальные упражнения для стопы должны чередоваться с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних 8 конечностей, плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. Иногда плоскостопие бывает спутником ско лиоза или патологической осанки. Кроме систематических, физических упражнений в детском заведении предлагаются ежедневные занятия дома. Все упражнения исполняются босиком. Сначала необходимо огр аничить исполнение упражнений из положения лежа и сидя. Следуе т подобрать упражнения, при исполнении которых сокращение и расслабление мышц чередуются со статичной нагрузкой. ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ЛЕЖА 1.Поочередное оттягивание носков стопы (сгибание подошвы) с одновременным подниманием (пов оротом) стопы во внутрь. 2. Тоже самое, но оттягивание носков одновременное. 3. И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активное разведение пяток с возвращением в и.п. 4. И.п. — лежа на спине, ноги слегка разведены. Сколь зящее движение правой ногой по голени левой ноги (подошвой захватывая голень, пальцы сгибать). 5. Тоже самое левой ногой. 6. И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочередное поднимание пяток от пола. 7. Тоже самое, но п ятки отрывать от пола одновременно (внешний край стопы касается пола). 8. И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях бедра развести, стопы касаются одна другой подошвами, — разведение пяток. 9. И.п. — лежа на спине, ноги оттянуты, одна нога на колени дру гой ноги — круговые движения стопы. 10. И.п. — лежа на правом боку, ноги вытянуть. Сгибания левой ноги в коленном суставе , сгибание подошвы в голеностопном суставе ( в ытягивание носка) и с помощью руки усиливать сгибание. 11. Тоже самое лежа на левом боку. 9 12. И.п. — лежа на животе, руки на полу, носки повернуты в средину. Поднимание головы и туловища (как во время упражнений для мышцы спины) со супинацией ступни. 13. И.п. — лежа на животе, руки на полу, ноги вместе, носки вытянуть и повернуть в средину — пе реход в упор лежа с упором на передний отдел стопы и кисти рук. 14. И.п. — лежа на спине, ноги вместе, в коленях вытянуты — сгибание и разгибание стопы (поочередное и одновременное). УПРАЖНЕНИЯ СИДЯ 1. И.п. — сидя на гимнастической скамье продольно или на полу, руки на поясе, стопы параллельно на отделе ладони — носки поднять к себе и опустить, пятки на полу. 2. И.п. — тоже самое. Поднять пятки, носки на полу. 3. И.п. — тоже самое. Поднять пятку правой (левой) ноги и носок левой (правой) ноги. 4. И.п. — с идя на гимнастической скамье или на полу, руки на поясе, стопы вместе. Разведение и сведение пяток (не открывая носков от пола). 5. И.п. — сидя на скамье, ноги вместе, вытянуть сгибания и разгибания подошвы. 6. И.п. — сидя на полу вдоль, ноги параллельно н а ширину ладони. Свести носки, коснутся пальцами и развести их (пятки от пола не отрывать). 7. И.п. — сидя на скамье вдоль, ноги скрестить: правая нога на колене левой. Круговые движения стопы. Тоже самое другой ногой. 8. И.п. — сидя на скамье вдоль, ноги согнуты. Сгибание и разгибание пальцев. 9. И.п. — сидя на полу, ноги скрестить, руки упираются в пол на уровне стопы. Встать с упором на внешнюю поверхность стоп с оборотом вправо (влево) на триста шестьдесят градусов. 10. Сидя на полу, ноги согнуты, упор руками сзади. Захватить пальцами ног скомканную бумажку (платочек, пуговицу, колечко, карандаш, мелкие 10 предметы...) и переложить влево, затем вправо. 11. И. п. тоже з ахватить пальцами гимнастическую палку, ноги выпрямить, согнуть в и.п. 12. И.п. — тоже са мое, но под каждой стопой - мячик. Поворот стопы в средину, прижать оба мячика друг к другу. Вернутся в и.п. 13. И.п. — сидя на полу парами, лицом друг к другу, или в кругу — отталкивать стопами медбол друг другу. 14. И.п. — сидя на скамье, ноги скрестить. Поворачивать внешний край стопы вниз, внутренний край подымать вверх, круговые движения стопой. 15. И.п. — сидя на скамье, стопы параллельно на ширине ладони друг от друга. Поднять и развести пятки до прямого угла, прижимая основу большого пальца к полу. 16. Тоже самое, сидя на полу. 17. И.п. — сидя на полу, стопы параллельны. Поднять и опустить носки, пятки прижать к полу. 18. И.п. — сидя на полу. Ноги вытянуть, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног потянуть на себя и повернуть наружу. 19 . И.п. — тоже самое. Подгребание пальцами ног тоненького коврика или ткани. 20. И.п. — тоже самое. Разведение коленных суставов, стопы поставить на внешний край с максимальным сгибанием пальцев. УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ 1. И.п. — стоя на внешней стороне стопы, под няться на носки, руки на поясе. 2. И.п. — тоже самое, полу приседания, руки в стороны. 3. И.п. — стойка с сомкнутыми носками, руки на поясе — поднять пальцы ног вверх. И.п. 4. И.п. — стойка — носки в средину, пятками наружу, подняться на носки. 5. И.п. — стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны, приседания на всей ступне. Встать в и.п. 11 6. И.п. — стоя правая (левая) нога перед носком левой (правой) ноги, след вслед, подняться на носки. 7. И.п. — сто йка на носках, руки на пояс (стопы параллельно) покачивание в голеностопных суставах, под ни маясь на носки и опускаясь на всю стопу. 8. И.п. — сто йка на носках повернуть пятки наружу, повернутся в и.п. 9. И.п. — сто йка , стопы параллельные на расстоянии ладони — сгибать пальцы, поднять внутренний край ст опы. 10. И.п. — стоя, стопы повернуть в средину, подняться на носки — медленно согнуть ноги в коленях — медленно выпрямить ноги в коленях. И.п. 11. И.п. — в упоре, стоя высоко на четвереньках — передвигаться маленькими шагами вперед (30 — 40 шагов). 12. И. п. — тоже самое, прыжки «зайчиком» (длинные «заячьи» прыжки). 13. И.п. — стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища при фиксированных стопах. 14. Упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги. 15. И.п. — стоя на гимнастической скамье срединой стопы поперек, исполнять приседания и полуприседания, выкидывая руки вперед. 16. Пальцами стопы захватить и подымать гимнастическую палку. 17. Стоя на мяче, исполнять приседания и полуприседания (руки на поясе, в стор оны, вперед). 18. И.п. — стойка, поднять правую (левую) ногу, поворот стоп наружу (поворот стопы в средину) каждой ногой. 19. И.п. — стойка, под каждой ногой теннисный мяч, — перекатывание мяча пальцами ноги к пятке, не подымая ногу. 20. И.п. — стоя, на п ол положить две булавы, головки которых почти касаются одна другой, основы направлены наружу. Захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и поднять еѐ, не отрывая основы от пола. УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ХОДЬБЕ 1. Ходьба в полуприседе. 12 2. Ходьба на внешней стороне с топы (30 — 40 секунд). 3. Ходьба «украдкой» в полуприседе, носки в средину. 4. Ходьба по гимнастической стенке (ноги срединою стопы на одной тринадцать реек, хват руками на уровне груди). 5. Ходьба «гусиными шагами». 6. Ходьба по медболу. 7. Ходьба на носк ах по уклонной поверхности вверх (спиною вперед). Гимнастическая скамья прикрепляется на гимнастическую стену под углом 10 — 15 градусов. 8. Ходьба по уклонной поверхности вниз угол наклона 15 градусов по гимнастической скамейки . 9. И.п. — захватить пальц ами ног карандаш или палку — ходьба (30 — 40 секунд). 10. И.п. — стойка «носки в средину». Ходьба на носках, вперемешку с прыжками. 11. И.п. — стоя захватить медбол внутренними сторонами стоп. Ходьба на пальцах (на внешнем крае стопы), не выпуская мяч. 12 . Тоже самое, но с подскоками. 13. Стойка на набивном мяче, руки в стороны. Балансируя, пытаться поворачивающими движениями ног двигаться в разных направлениях (взрослый поддерживает за руку). 14. Захватить медбол внутренними краями стопы. Подпрыгнуть нога ми вперед, кинуть мяч. 15. Стоя на рейке гимнастической скамьи в поперек, руки в стороны, исполнять упражнения на равновесие (боковое, горизонтальное). 16. Лазание по канату с помощью ног, захватывать канат стопами, сгибая пальцы ног. 17. Раскачивание на к анате. Сгибая колени, захватить канат внутренними краями стопы. 18. И.п. — стоя на ступени гимнастической лестницы (на пальцах) хват руками 13 за ступень на уровне пояса, приседания (пятки опускать как можно ниже). ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ Р ебѐнок де ржится прямо, н е горбится, - создаются наилучшие условия для работы легких, сердца, желудка. Правильная осанка, создавая наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности организма, тем самым способствует повышению его трудоспособности. На протяжении в сего дошкольного возраста и в школьные годы происходит формирование скелета ребѐнка. Костная ткань у детей и их хребет содержат ещѐ недостаточное количество солей, кальцию и фосфату, которые придают прочности. Кости скелета, что богатые хрящом. Хотя хребе т ребѐнка уже при рождении имеет физиологические изгибы, в результате незаконченных процессов окостенения, он легко изменяет свою форму при неправильных положениях теле или больших нагрузках. Мышечная система ребенка ещѐ недостаточно развита. Особенно мыш цы спины и живота, легко утомляются, когда тело долго находится в неподвижном состоянии. Эта неустойчивость костно - мышечного аппарату у детей при неправильном выполнении ведѐт к нарушению осанки. Под осанкой принято понимать привычное положение тела при сп окойствии и движении. Основное влияние на характер осанки человека производит хребет, так как он есть основным звеном соединении частей скелета. Сам по себе хребет — это змеевидной формы костный стержень, который имеет четыре изгиба. Два из которых размещ ены выпуклостью вперед (шейный и поперечный) И два — выпуклостью назад (грудной и кряжевой). Заметно выражена выпуклость хребта дает нормальную осанку, слабо выражена выгнутость — круглую и сутулую осанку (2), резко выражена — круглую и кругло - вогнутую сп ину (3,4), боковое искривление хребта влево или вправо от вертикальной линии дает сколиоз ( 2, 5). (дополнение №2) . 14 При правильной осанке все изгибы хребта заметно выражены, голова поднята, плечи ели отведены назад, грудная клетка выдается вперед, живот под тянут, ноги прямые, руки правильно разогнуты. Под осанкой понимают привычное положение тела в положении стоя. Понятие про характер осанки складывается из сумы положений: положение головы, поясу верхних конечностей. Ведущим есть положение хребта. В понятии патологической осанки входит функционально неустойчивые отклонения хребта у фронтальной площади, которое может быть исправлено самим ребѐнком путем напряжения мышц. Различают несколько видов патологической осанки: сутулость, круглую спину, плос кую и кругло - вогнутую спину. Основным способом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание детей. В методы физического воспитания необходимо включать разные способы закалки особенно воздушные ванны, обтирания. В 5 - 6 годично м возрасте в комплекс гигиеничной гимнас тики хорошо входит упражнение с ношением предметов на голове, плавание (стиль «брасом»), катание на коньках, лыжах. Необходимо следить за вырабатыванием правильной осанки у детей. Особенный метод лечения патологиче ской осанки — лечебная гимнастика, целью которой есть: 1. развитие координации движения; 2. воспитание нормальной осанки. Занятия проводятся с группой дошкольников, в состав которой входит 10 - 12 детей. Длительность занятия — до 30 - 35 минут. Для правильно й методической постройки занятия с детьми, который имеют нарушенные осанки нужно учитывать, что: - при плоской спине характерно слабое развитие всей мускулатуры. Основной целью занятия из группой детей с такой патологией есть равномерное укрепление всей му скулатуры: специальными упражнения выполняются из в.п. лежа. - при сутулой спине занятия направлены на увеличение подвижности хребта, на укрепление мышц спины, на увеличение 15 угла наклона таза. Специальные упражнения выполняются из в. п. - лежа и на весу. - при кругло вогнутой спине основное внимание направлено на уменьшение кривизны хребта. Занятия направлены на укрепление мышц живота, ягодичных мышц. Специальные упражнения выполняются из в.п. лежа и на весу. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНО Й ФИЗКУЛЬТУРЫ И ГИМНАСТИКИ Для успешной реализации заданий ЛФК и достижения хороших результатов работы по коррекции осанки детей, профилактике плоскостопия в условиях дошкольного заведения хорошо иметь специально оборудованные кабинеты для занятий лечеб ной гимнастики. Снабдить такой кабинет нужным специальным инвентарем, к которому принадлежат: гимнастические стенки, гимнастические лавочки, палки, булавы, кольца, гантели (0,5 — 1 кг). мед.болы (от 1 до 3 кг), наклонные поверхности, лестницы, ребристые д осочки, беговые дорожки, м я чи волейбольные и баскетбольные, пружинные экспандеры, различные аппараты механотерапии, блочные аппараты, набор тренажеров для туловища, верхних и нижних конечностей, аппараты типу «Здоровья», велоэргометры , разнообразные бытовы е оборудования для тренировки и др. Хороших результатов можно достичь, когда инструктор ЛФК будет использовать разнообразное нестандартное оборудование: клочки тоненькой ткани, ленты, мелкие кольца та палочки (для захвата пальцами стопы) деревянные цилинд ры, камушки закругленной формы (лучше морская галька), песок и т. д. В кабинете ЛФК обязательно должны быть ковры, больших размеров, расчерченные зеркала, в которых ребенок мог видеть себя в момент выполнения упражнения в полный рост. Хорошо, если в кабин ете будет музыкальный центр 16 и диски с записями комплексных упражнений. Для кабинетов ЛФК необходимо приобрести весы, ростомер, сантиметровые ленточки, аппараты для измерения артериального давления, секундомеры, угломеры, динамометры, спирометры. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НА РУЩЕНИЙ РАЗВИТИЯ СТОПЫ И ОСАНКИ ЦЕЛЬ: 1. тонизирующее влияние на организм физическими упражнениями ; 2. ф ормирование правильной осанк и ; 3. развитие внимани я , скорости , реакции , ОБОРУДОВАНИЕ: гимнастическая стенка, обручи по количеству детей. Содержание занятия дозиров ка примечание 1. Построение возле гимнастической стенки. Сидение «по - турецки» возле стенки, встать с упором на руки. Встать, проверить осанку. Ходьба, в руках обручи: на 4 - ти счет обруч вертикально перед грудями, следующие 4 - счѐта — обруч горизонтально над головой, в.п. Перестройка в круг. 2 - 3 раза Проверка осанки. затылок, зона икроножных мышц, лопатки, ягодицы кас аются гимнастической стенк и 2. И .П. - лежа на животе, 1 - 3 — поставить обруч вертикально, поднимая голову, держать 3 - 4 сек. 4 - в.п. И .П. - лежа на животе, обруч на полу, руки вверх (туловище не отрывать от пола, голову не подымать) 4 - 6 раз 4 - 6 раз каждой ногой Обруч держать выпрямленным на счѐт 1 - 3. смотреть на верхнюю дугу обруча. Носок хорошо оттягивать 3. 1 - 3 — поднимать правую ногу, держать 3 сек. 4 - в.п. 5 - 7 — те же левой ногой 8 - в.п. И .П. - лежа на спине обруч горизонтально вверх (за головою). Махом рук с обручем сесть и пропуст ить согнутые ноги сквозь 4 - 6 раз 17 обруч, выпрямить их, ноги согнуты, пропустить, в.п. 4. Перестроится по 4 человека в круг, один обруч в середине, каждый держит обеими руками. И .П. - лежа на животе. Поднять обруч, голову и плечи на 10 - 150. держать 3 - 5. в.п. 4 - 6 раз 5. Встать в обруч 1. - присесть 2. - встать, поднять обруч высоко над головой 4 - 6 раз У каждого обруч, хват сверху, сбоку. 6. Пролезание в обруч. Ребѐнок держит обруч рукой, просовывает в него изначально голову и одну ногу, пово рачивается, подтягивает другую ногу и вылезает из обруча с другой стороны 2 - 4 раза Обруч стоит на ребре 7. Проползти через ряд обручей, поставленных на ребро (вертикально). Одна половина группы держит обручи. Другая - двигается «длинными заячьими пр ыжками» Прыжки с ног на руки 8. Игра «Бездомный заяц» На одной стороне зала «зайцы» строят себе норы (кладут обручи). В начале игры «зайцы» стоят в своих «норах» (обручах), а лисица находится на противоположном конце зала (в канаве). Инструктор говори т: «Зайцы прыг, скок на зеленый лужок». «Зайцы» выпрыгивают из «нор» и разбегаются по залу. Они то прыгают, то приседают и все время поглядывают не идет ли «Лиса». Выбегает «лица» и пытается поймать «зайцев» (дотронувшись). «Зайцы» убегают в «нору» - любой (обруч). «Лиса» пытается найти одну из них. «Бездомный зайчик» становится «Лисичкой» 2 - 3 раза Обручи обозначают дома «зайцев». Следить за тем, что бы дети не делали «норы» вблизи одна возле другой. Ходьба: а) переходить из одного обруча в др угой, не задевая их; 18 б) по кругу обруча в одну и другую сторону; в) очередной захват обруча пальцами стоп, наступающий срединой стопы; г) проходя мимо инструктора, который держит высоко обруч, поднят ь ся на пальцы, косн ут ь ся обруча пальцами обеих рук. Ходьб а привычным шагом. Упражнения на дыхание 1 - 2 раза «Охлажденный чай». Руки согнуты, ладони соединены - «блюдечко». Губы сложить «трубкой» - полный долгий выдох. КОМПЛЕКС №2 ЦЕЛЬ: 1.Коррекция основных и сопутствующих проявлений в отклонени и в развити и стопы и осанки. 2.Укрепление мыш ечно - связочного аппарата стоп и голени. 3.Развитие внимания, скорости реакции. ОБОРУДОВАНИЕ: гимнастическая стенка, гимнастическая скамья, мячи. 1. И.п. - сесть на скамью возле гимнастической стенки, крепко прижать к рестцовую часть и лопаточную область на скамью, проверить осанку. И.п. 2 - 3 р. 2. Отставить от стены скамью и в колонне друг за другом пройти по скамье на четвереньках с упором на локти, дойдя до конца скамьи, выйти, шаг в сторону, руки вверх, «потянутьс я» 2 - 3 р. 3. И.п. - лежа на животе перед гимнастической скамьѐй (на расстоянии вытянутой руки) руки под подбородком: а) руки вверх и хватом за скамью (голова, руки и туловище на одной линии); б) И.п. 2 - 3 р. Голову поднять 4. То же самое, но держась за к рай скамьи. 1 - 2 р. Вдох — через нос, выдох — через рот, губы сложены «трубочкой» 5. Стоя на коленях — руки на груди, грудное дыхание. - руки и грудь под ни маются - руки и грудь опускаются 2 р. 19 6. Ходьба по гимнастической скамье, в руках мяч, руки вперед, доходя до конца скамьи, сойти и бросить мяч стоящему по очереди или прокатить по скамье. 7. Ходьба по гимнастической скамье с переступанием через мяч. 2 р. Руки в стороны, голову не опускать 8. Ползание по скамье, поставленной на гимнастическую стенку под углом 30 - 40*, перелезть на гимнастическую стенку и в ви с е стоп пройти к концу (цепляясь пальцами ног за нижнюю перекладину). 2 - 3 р. КОМПЛЕКС №3 «ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ЦЕЛЬ: 1.Нормализация трофики мышц туловища, вырабатывание общей силовой выносливос ти. 2.Коррекция имеющегося дефекта осанки. 3. Укрепление мышечн ого «Корсета» позвоночника мышечно - связочного аппарата стоп и голени. 4. Развитие меткости. ОБОРУДОВАНИЕ: гимнастическая стенка, гимнастическая скамья, мяч, беговые дорожки, камушки, канат, бре вно, полка, кегли. 1. Проверка осанки у детей, стоя возле гимнастической скамьи. Вышли дружно мы в поход , По тропинке в лес по шли , Руки за спину клад ѐм , По бревнему ручей перейдѐм . В затылок подров нялись И на цыпочках все поднялись. На мостик дружно взошл и - Вот и речку перешли. По лугу мы себе идем, вдруг здесь - болото. И мы готовы все Преодолеть препятствие. В положении сто я дети касаются перекладин лестницы пятками и ягодицами, лопаточной областью и затылком 1.Ходьба по косточкам массажера. 20 Руки вверх поднимайте, И никого не трогайте. Вернитесь влево, вправо - Все выполняем ловко. Наклоняться начнем, Красивых цветов мы соберем, В сем покажем с удовольствием, Как летают голубки. Игра «Голуби» На слова «Большой круг» дети идут по большому общему кругу. На слова «Маленький круг» - перестроиться на 4 маленьких круга. На слова «Ветер» - бегают в разные стороны медленно. 2.По бревну. 3.Боком по канату приставными шагами. 4.По гальке (подгребание пальцами ног) Загребают песок тыльной стороной стопы 1. Упражнения возле гимнастической скамьи Стоя правым боком к скамье, стать, постоять 3 - 5 сек. и сойти. То же в другую сторону. 2 - 4 р. Руки в стороны, левая нога вперед след в след 2. Стоя правым боком к скамье, (правая) левая рука в сторону, левая ( правая) касается плеча впереди стоящего. То же в другую сторону. 2 р. Контролирова ть осанку 3. Стоя на скамье, движения руками: вперед и вверх, на голову, в стороны, за голову, пред грудью, за спину вниз. Глаза закрыты 1. Упражнения для укрепления мышц туловища И.п. - лежа на животе, руки согнуты, подбородок на руках. Поднять голову и плечи, лопатки соединены . И.п. 4 - 6 р. 2. И.п. - то же, но руки в стороны кисти , к плечам. 4 - 6 р. 3. И.п. - то же — руками «брас», ногами «кроль» 4 - 6 р. 4. " И ндеец» И.п. - лежа на животе, правую руку приставить ко лбу - «козырек», левая — под подбородком. Повороты туловища влево вправо по очереди. 4 - 6 р. Стараться смотреть подальше, в сторону, в которую поворачивают ся 21 5. « Бокс» И.п. - лежа на животе, руки сжа ты в кулаки. По очереди быстро выбрасывать руки. Игра «Б ыстрые ножки» Дети сидят на полу, руки за спиной, кисти упираются в пол. Между широко разведенными ногами палка. Возле еѐ конца с правой стороны — носовой платок. Нужно взять платок пальцами право й ноги и перенести к левой, не задевая палку. Правую ногу перевести в и.п. Потом исполнить то же левой ногой. Последние 2 раза перенести платок двумя ногами с платком влево и вправо. Выиграет тот, кто выполнит упражнение, не задев платком палку. Упражнени е выполнять со словами: Хусточку візьму ногою, Піднесу до іншої. Я несу, несу, не сплю. Палицю не зачеплю. Проверка осанки возле стены. 2 - 4 р. Каждой ногой Игра «Сбить кеглю» И.п. - сидя на пятках «удар по кегле» - ба - а - а - баах «Косарь косит» - жу - у - у - ух 2 р. 2 р. «Поднятие на скалу» И.п. - лежа на животе в шеренге, упор ногами в гимнастическую скамью, руки вверх. У руководителя 8 - 10 мячей маленьких. По сигналу все подымают руки вверх, а руководитель прокатывает все мячи под руками. 8 - 10 р.  «Передай кеглю» И.п. - то же. Передача кегли вправо, влево, наоборот. 3 - 4 р. Е держат руки вверх до окончания передачи «Бревно» И.п. - лежа на животе, руки вверх. П ере качивание с живота на спину и наоборот 6 - 8 р. «Зайцы» Прыжки с обруча в обруч че рез «пеньки» (высота 10 см.) «Пингвин» 22 Пойти 6 - 7 м на внешней стороне стопы. Маленький мяч зажать между стоп 1. Упражнения для стоп на палке Перекачивать палку левой и правой ногой от пятки до конца пальцев 2 р. кажд ой ного й 2. «Елочка». Ходить , наступая на палку серединой ноги, носки разведены. КОМПЛЕКС №4 ЦЕЛЬ: 1. Закрепление навыков координации движений, ловкости, равновесия. 2. Укрепление мыш ечно - связочного аппарата стоп и туловища. 4. Развитие быстроты реакции, воспитание ловкости, смел ости. ОБОРУДОВАНИЕ: гимнастическая скамья. Построение в шеренгу спиной к инструктору. Игра «Лесная сказка» Дети делятся на 2 группы: «Елочки», «Зайчики» Ведущий Дед Мороз — инструктор ЛФК. Дед Мороз : Ёлки ровные стоят, Зайчики любуются. « Елочки» стоят ь ровно, руки на поясе (пальцы впереди). «Зайчики» прыгают между «елочек» на носках. Идет Дед Мороз - «зайчики» разбегаются в разных направлениях и приседают на корточки или на гимнастическую скамью. Затем по сигналу инструктора «зайчики» присоединяются к детям, которые изображают «елочек», и становятся тоже «елочками». Дед Мороз : Заморожу ѐлки, Ровные хвоинки. И с верхушек выпрямимся. Дед Мороз ставит « елочки» близко к стене. Руки опущены и разведены в 23 разные стороны. Ладонями вперед, кисти и пальцы т ыльной стороной крепко прижаты к стене. Дед Мороз поправляет осанку детей в статическом положении. Можн о ветками махать, Только ровненько стоять! Дети под ни мают согнутые руки вверх, наклоняются влево, вправо, опускают руки через стороны . Дед Мороз дует на «Ёлочки» и «Зайчики». Дети говорят: Ой пурга нас так пугает, То згинает, то разгибает. Все дети, стоя возле стены, подымают руки вверх ладонями вперед, наклоняются, опускают руки, касаются пальцами пола. Движения повторяются на слова: Сколько снега н авалило, Как нас снегом придавило? Дети ложатся на живот, голову кладут на сложенные руки. Дед мороз: Можн о всем вам потянут ь ся, И немножечко прогнут ь ся, Ножки ровненько держать. Ветки – руки выпрямл ять. Лежа на полу, дети прогибаются, потягиваются, н е отрывая ног от пола. Дед мороз: Нужно снова потянут ь ся И спиною повернут ь ся. Дети поворачиваются, лежа, на спину, мышцы расслаблены. Дед мороз: Ножки будем поднимать, 24 Поднимать и опускать. На живот перевернемся, В ребятишек обернемся. И.п. - лежа н а животе, руки согнуты в локтях, подбородок на тыльной стороне рук. Поднять голову и плечи, руки на пояс, ( держать три секунды. ) (3 - 4 раза). И.п. - лежа на спине, руки на полу вдоль туловища. Поднять правую ногу вверх, затем левую, согнуть их в коленях, в ыпрямляя — опустить. Упражнение для дыхания. Стойка на коленях, руки на пояс . Прогнут ься, голову поднять, лок ти свести — в ы дох, голову опустить, расслабить — в дох (2 - 3 раза). И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, подбородок на тыльной стороне ладо ней. Поднять туловище и голову, руки в стороны, согнуть и разогнуть пальцы 6 - 8 раз И.п. (5 - 6 раз). Лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами, как при езде на велосипеде — 10 - 15 секунд (1 - 2 раза). И.п. - основная стойка — руки назад, ладони разве рнуты наружу — вдох. И.п. - выдох (2 - 3 раза). И. п. выдох И.п. - сидя на стуле, руки вдоль туловища. Руки вверх, в стороны, потянут ь ся (достать потолка) вдох . Игра «Пролезь и беги» Дети стоят в двух шеренгах. Первая шеренга стоит вдоль стены, вторая с обручами в руках — напротив первой, по среди не зала. Дети с обручами становятся на одно колено, ставят обручи на ногу и придерживают их. По сигналу дети, которые стоят под стеной, быстро бегут к обручам, становятся на корточки и через ряд обручей прыгают «д линными заячьими прыжк ами» (с ног на руки), потом подни маются и бегут вперед. Дети, которые держат обручи, кладут их на пол, встают и бегут за детьми первой шеренги, догоняя их, и приводят их на свое место, дают им обруч. Потом через обручи пролезают те, 25 к оторые держали обручи раньше. Проверка осанки возле стенки. Смешанн ы е вис ы на гимнастической стенке, ( широким хватом, стоя на нижней планке ) . (10 - 15 секунд). КОМПЛЕКС №5 ЦЕЛЬ: 1. Закрепление навыков координации движений, ловкости, равновесия. 2. Укреп ление мышечно - связывающего аппарата стоп, укрепление мышц пояса, верхних конечностей. 3. Развитие меткости, глазомера, координации движений, умения сконцентрировать и переключить внимание. 4. Воспитание чувства партнерства. ОБОРУДОВАНИЕ: гимнастическая ск амья, мел, платок для завязывания глаз, мячи по количеству детей. И.п. - лежа на гимнастической скамье: 1. «Потягивание» 2. «Вытягивание» - хваты руками вверху за скамью, носки оттянуты, мышцы спины напряжены, лопатками прижимать себя к скамье. 3 - 4 раза 3 - 4 раза Руки вверх руки вниз Игра «Пройди, не ошибись» Дети сидят на скамье. На полу мелом начерчены линии по количеству участников. Каждый из участников должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку ноги, которая стоит первой. Так же пройти в пр отивоположную сторону, ставя носок к пятке. Все упражнения проводятся сначала с открытыми глазами, а потом — с закрытыми. Выиграет тот, который меньше сделает ошибок. Менять положение рук Упражнения с мячом в парах Количество мячей соответствует полов ине количества детей. И.п. стойка лицом друг к другу, ноги врозь, с наклоном вперед. Перекачивание мяча по полу друг к другу. 6 - 8 раз 26 И.п. - стойка спин ой друг к другу, ноги врозь, с на клоном вперед. Прока ты вание мяча друг к другу между ногами. 6 - 8 раз И.п. - лежа на животе. Прока ты вание мяча друг к другу. 10 - 12 раз При прока ты вании мяча плечи, грудь, локти отрывать от пола И.п. - лежа на спине, головою друг к другу (как можно ближе). Один из участников зажимает мяч стопами, подымает его ногами через голову и передает партнеру. Партнер берет мяч в руки, садится с на клоном вперед, кладет мяч между стоп и повторяет движения. 8 - 10 раз И.п. - лежа на спине, головы в разные стороны (как можно дальше). С глубокого нак лона туловища вперед, держа мяч ногами (стопами), прока ты ванием назад, кинуть мяч партнеру. 6 - 8 раз И.п. - стоя, мяч зажатый между ног. Подпрыгнуть и кинуть мяч партнеру. 10 - 12 раз Игра «Школа мяча» Вариан т 1. Кинуть мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч. Кинуть мяч вверх, по вернутся кругом и поймать мяч. Кинуть мяч вверх, сесть «По - турецк и » и поймать мяч. Сесть на корточки, кинуть мяч вверх, прыгнуть на ноги и поймать мяч. Кинуть мяч вверх высоко, нагнутся, коснутся кончиками пальцев рук до пальцев ног, выпрямится и поймать м яч. Вариант 2. Ударить мяч перед собой об землю так, что бы он высоко подскочил, потом нагнут ь ся и коснут ь ся кончиками пальцев к носкам ног и, выпрямившись, поймать мяч. Сильно ударить мяч перед собой об землю или пол, повернут ь ся кругом и поймать мяч. На чертить на земле круг (круг 12 шагов, поперечных 4 шага), оббежать его 3 раза, отбивая мяч об землю ладонью одной руки (то левой, то правой). Подняв правую ногу, немножко вытянуть еѐ вперед и 27 кинуть мяч под правой ногой левой рукой. Потом поймать отбитый м яч, не опуская ноги. Сделать это же упражнение, подымая левую ногу , кидая мяч правой рукой. Победит тот, кто больше наберет очков. Правильное исполнение упражнения — одно очко. Примечание: - каждое упражнение ребенок повторяет по одному разу. Упражнения с мячом, сидя на скамье 1. Перекачивание мяча под правой стопой. 2. Тоже самое — под левой стопой. 3. Тоже самое — под левой и правой стопами влево и вправо. 4. Ходьба с мячом, зажатым между стопами. 28 ЛИТЕРАТУРА 1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду — М. Просвещение 1992. 2. Анисимова В.Н. Предупреждение нарушений осанки у детей — М. Просвещение 1979. 3. Довженюк П.В. Літала сорока по зеленому гаю. Дитячі та молодіжні українські народні ігри — К. Молодь 1990. 4. Под редакцие й проф. В.А. Епифанова Лечебная физическая культура. Справочник — М. Медицина 1987. 5. Залманов А.С. Потайная мудрость человеческого организма — М. Медицина 1966. 6. Иванов С.М. О некоторых особенностях реакции детей на физические упражнения — из книги «Фи зическая культура и здоровье детей и подростков» — М. Медицина 1964. 7. Под редакцией Иванова С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте — М. Медицина 1975. 8. Мачинский В.И. Гимнастика исправляющая осанку — М. Медицина 1972. 9. Под реда кцией Саркизова - Серазини И.М. Лечебная физическая культура — М. Ф и С, 1960. 10. Табаков И.Ф. О воспитании правильной осанки у детей младшего и дошкольного возраста — М. Медицина 1964. 11. Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста — Л. Медицина 1973. 12. Фонарев М.И. , Фонарева Г.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях — Л. Медицина 1977. 13. Хамзин И.В. Правильная осанка — М. Медицина 1966. 14. Язловетский В.С. Физическ ое воспитание детей и подростко в с ос лабленным зд о ровьем — М. Медицина 1970. 29 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи физического воспитания детей с недостатками развития опорно - двигательного аппарата. ( стр. 2 - 4 ) 2. Плоскостопие, его негативное влияние на детский организм и работа по формированию прави льной осанки. ( стр.4 - 7 ) 3. Лечебно - профилактические упражнения. ( стр.8 - 1 2 ) 4. Формирование правильной осанки. ( стр. 13 - 14 ) 5. Оборудование и инвентарь для проведения лечебной физкультуры и корректирующей гимнастики. ( стр.15 ) 6. Примерные конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции нарушений развития стопы и осанки. ( стр.16 - 2 7 ) 7. Литература. (стр.28)