Статья о профилактике нарушений осанки у школьников в урочное и внеурочное время

Профилактика нарушений осанки у школьников
в учебное и внеурочное время

Е.Н.Зотова, учитель русского языка и литературы Борисоглебской школы-интерната
А. И. Тришин, инструктор по физкультуре
Борисоглебской школы- интерната


Состояние здоровья учащихся по мере завершения обучения ухудшается примерно на 20%. Это обусловлено неблагоприятными факторами внутришкольной среды. Особого внимания заслуживают учащиеся с ОВЗ, среди которых только примерно 10% здоровы. У специалистов вызывают наибольшее опасение различные нарушения осанки. На этой проблеме мы и хотим остановиться.
Что мы имеем в виду под словом «осанка»? О правильной осанке можно говорить, если тело находится в таком положении, которое способствует сохранению динамического равновесия и создаёт благоприятные условия для функционирования всего организма. Осанка может быть правильной и неправильной.
Характерные признаки нормальной осанки: голова и позвоночник- прямо; лопатки симметричны; почти горизонтальная линия ключиц; крылья таза ровные; правильное положение стоп( внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев).
Нарушение осанки встречается весьма часто у учащихся школьного возраста. Чаще всего это физически ослабленные дети, перенёсшие тяжёлые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Поэтому очень важно правильно организовать физическое воспитание с раннего детства. Это способствует нормальному развитию костного скелета и мышечной системы ребёнка. Если имеются отклонения в развитии этих систем, то возникают различные нарушения осанки, которые в дальнейшем могут вызвать искривление позвоночника. Причин, вызывающих нарушения осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием школьника. Другие- окружающей его обстановкой. Основными причинами возникновения неправильной осанки могут быть: не соответствующая росту мебель, неправильная посадка за столом, ношение портфеля в одной и той же руке, привычка стоять, опершись на одну ногу, пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим. Управление процессом формирования правильной осанки,а так же предупреждение и исправление возможных нарушений её составляют один из важнейших разделов физического воспитания . Формирование осанки происходит в течение всей жизни человека. Разнообразные эффективные средства формирования осанки предоставляет гимнастика во всех её видах. Нестойкие нарушения функционального характера сравнительно не сложно устранить при помощи специальных физических упражнений. А так же оптимизации общего режима жизни в соответствии с требованиями гигиены.
Утренняя зарядка является важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья, а так же выполнение определённых упражнений способствует формированию правильной осанки. Делать зарядку следует ежедневно через 10-15 минут после подъёма, в хорошо проветриваемом помещении. Продолжительность зарядки обычно не превышает 10-15 минут. Начинают её с лёгких разминочных упражнений, ходьбы, постепенно увеличивая нагрузку. Предлагаем несколько упражнений, которые значительно укрепят мышцы спины и позволят держать тело в правильном положении.
И.П.- стоя, руки за головой. С силой отвести руки в стороны и, подняв их вверх, прогнуться. Замереть на 2-4 секунды и вернуться в И.П. Повторить 6-10 раз. Дыхание произвольное.
И.П.- стоя, руки опущены вниз. Опущенную правую руку согнуть в локте, завести за спину и поднять правую кисть вверх, ближе к лопаткам. Левую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину над левым плечом. Сцепить руки за спиной, соединив пальцы в замок. Голова прямо. Оставаться в позе 10 секунд, затем принять И.П. Поменять руки и повторить упражнение в другую сторону.
Во время проведения уроков, педагог должен обращать пристальное внимание на выполнение гигиенических норм и требований.
-Чтобы не нарушать осанку, нужно следить за позой во время занятий.
-При письме ручку следует брать за 4-5 сантиметров от кончика пера(шарика). Допустимая продолжительность непрерывного письма 5-10 минут.
-При чтении держать книгу нужно так, чтобы от верхних и нижних строк на каждой странице было одинаковое расстояние до глаз. Расстояние от книги до глаз при нормальном зрении должно быть 35-40 сантиметров.
-На уроке необходимо выполнять небольшие физкультминутки, которые играют роль переключения и восстановления работоспособности учащихся.
Во внеурочное время дети активно занимаются по интересам, но и на этих занятиях педагогами ведётся работа по коррекции осанки воспитанников.
В нашей школе сложилась своя система по формированию здорового образа жизни. Учебные предметы, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования и работа секций- всё направленно на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.


15