Методическая разработка классного часа на тему Права детей-забота государства


Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Садово-архитектурный колледж»









Методическая разработка
открытого мероприятия:
классный час на тему
«Права детей – забота государства»








Подготовила:
учитель
общественных дисциплин
Алёшина Юлия Владимировна

Санкт-Петербург, 2016 г.

Классный час «Права детей – забота государства»




Цели: ознакомить обучающихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребёнка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.



Форма: беседа с элементами дискуссии, практикум.



Эпиграф классного часа:
Детству следует оказывать
величайшее уважение.
Ювенал.













Ход классного часа
Вступление
1-й обучающийся. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й обучающийся. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й обучающийся. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4-й обучающийся. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребёнок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

1-й обучающийся. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняло очень важным документ – Конвенцию о правах ребёнка. Конвенция – это международный договор, соглашение по определённому вопросу с взаимными обязательствами.

2-й обучающийся.. В этом документе 54 статьи и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.

3-й обучающийся. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребёнка. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребёнка.

Учитель.
Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребёнка? Очевидно потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательство выполнять конвенцию о правах ребёнка.
Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах.
К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой является сиротство и инвалидность. Сегодня на планете немало детей – беженцев, страдающих от войн и вооруженных конфликтов.
Конвенция стоит на страже всех детей.
В ней говорится, что ребёнок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права ребёнка, то есть ваши права.

Каждый ребёнок имеет право:
Право на жизнь (ст.6)
С момента рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7).
Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение (ст.13)
Имеет право на защиту жизни, чести и достоинства (ст.16). Не один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайную корреспонденцию, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Имеет право на образование (ст.28)
Имеет право на охрану здоровья.
Имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Имеет право на защиту от всех форм эксплуатации.
Имеет право на защиту своей индивидуальности.
Имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Учитель:
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения.
Многие возможно удивятся, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Учитель (Вопрос классу): Какими правами вы пользуетесь?
Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте посмотрим небольшую сценку из школьной жизни «Чужое письмо»
(На передний план выходит несколько человек с портфелями и кладут их.)
Юля: А ты не пойдешь на физкультуру?
Женя: Нет, я освобождена.
(Все уходят, кроме Жени. Она садится, и начинает рисовать.)
Женя: Ой, стёрки нет. У кого же взять? У Юли посмотрю.
(Женя роется в портфеле Юли. Находит блокнот, читает его, затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Юля)
Юля: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь моё письмо?
Женя: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А какого ваше мнение?
(Нарушено право на тайну корреспонденции, на неприкосновенность имущества)
Ответы обучающихся.


Учитель: В конвенции о правах ребёнка записано, что главное право каждого человека – право на жизнь, но так думали не всегда.
1-й обучающийся: В Древности было государство Спарта, которая славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.
Учитель: Как вы думаете – правильно поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения, какие права были нарушены?

Учитель: Давайте обратимся к иллюстрациям из сказок и посмотрим, как вели себя сказочные герои и чьи права нарушались в этих сказках.

Иллюстрация 1: (Гадкий утёнок)
-К какой сказке относится эта иллюстрация.
- Все ли герои этой сказки относятся друг к другу по братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка?
- Поступают ли ребята твоего класса, как обитатели двора?

Иллюстрация 2: (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- К какой сказке относится эта иллюстрация?
- Какое право нарушало ведьма в этой сказке? (Право на жизнь)

Иллюстрация 3: (Серая шейка)
- Чья жизнь в опасности, кто посягает на жизнь?



Иллюстрация 4: (Лягушка-путешественница)
Тест:
- Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) на свободное перемещение;
б) на неприкосновенность жилища;
в) на образование;
г) на труд.
- Кто помогал лягушке пользоваться своим правом?
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на передвижение? (Назовите правильный ответ)
а) в пределах болота;
б) в пределах страны;
в) без ограничений.

Иллюстрация 5, 6: (Лиса, заяц и петух)
- Какое право нарушила лиса, выгнав зайца из его избушки? (Право на неприкосновенность жилища)
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

Иллюстрация 7: (По щучьему веленью)
- Вспомните сказку по щучьему веленью. Прав ли бы Емеля велев дубинке поколотить офицера?
- Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
- Какое право было нарушено?

Иллюстрация 8: (Золушка)
- К какой сказке относится эта иллюстрация?
- Какое право было нарушено мачехой и её дочерьми по отношению к Золушке? (право на достоинство личности)
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
- Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31 – признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

Учитель: посмотрите инсценировку и вспомните название сказки и его автора.
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.)
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белле.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой)
Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка)
Зеркальце: А царевна все ж милее, все ж румяней и беле.
(музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку)
Царица: Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову) Веди царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
(Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки)
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась
Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий: Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Учитель: Вспомнили название сказки? А кто её автор?
Чем закончилась сказка? Погибла царевна? Несмотря на все злодеяния царицы, царевна всё же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы.
А в наше время о сохранение жизни ребёнка заботиться государство, родители, воспитатели, учителя, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет право лишить жизни ребёнка. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребёнка и законах России и все обязаны соблюдать это право.

Учитель: Жизнь, здоровье, свобода это неотъемлемые главные ценности человека. Это важнейшие человеческие начала, необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить или продать. Государство должно делать всё возможное, чтобы защитить их. Но многое зависит от нас самих, например: не нарушать режим дня, ценить время, радоваться каждому мгновению жизни, беречь здоровье.

Памятка «Важные правила»

Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушишь чьи то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводит к беспределу, а обязанности без прав к произволу.





Подведение итогов

Давайте вспомним с какими правами детей мы сегодня познакомились (выслушиваем ответы детей).
Помните, что знать свои права и выполнять свои обязанности очень важно, потому что только так можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную когда придет время совершеннолетия сделать осознанный правовой выбор.























Приложение

Иллюстрация 1: Сказка «Гадкий утёнок»










Иллюстрация 2: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Иллюстрация 3: Сказка «Серая шейка»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Иллюстрация 4: Сказка «Лягушка-путешественница»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Иллюстрация 5,6: Сказка «Лиса, заяц и петух»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Иллюстрация 7: Сказка « По щучьему веленью»








Иллюстрация 8: Сказка «Золушка»