Программа курса внеурочной деятельности Здоровье — это здорово


Программа курса
внеурочной деятельности
“Здоровье – это здорово
для учащихся 1-4 классов
Содержание
1. Пояснительная записка с. 3-9
2. Учебно-тематический план для 1 класса с .10- 12
3. Учебно-тематический план для 2 класса с. 13-15
4. . Учебно-тематический план для 3 класса с. 16-19
5. Учебно-тематический план для 4 класса. с. 20-23
6. Литература, используемая педагогом и рекомендуемая для детей и родителей с. 24
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”  Гейне
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности “Здоровье – это здорово” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.
Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!” включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель курса внеурочной деятельности:
укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий
Для осуществления образовательного процесса по Программе “Здоровье – это здорово!” необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЭОР по тематике курса.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
Осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровье – это здорово!” разбита на семь разделов:
“Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
“Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
“Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
“Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
“Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;
“Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.Программа состоит из четырех частей:
1 класс: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.
2 класс: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п Наименование разделов и занятий Всего, час теория практика Формы контроля
I Введение. “Наша школа” 4 1 3  
1.1 Дорога к здоровью 1   1  
1.2 Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 1   1 Урок-игра «Значение осанки в жизни человека»
1.3 Друзья Мойдодыра. 1 1    
1.4 Праздник “Первоклассники – чистюли” 1   1 Праздник
II Здоровое питание 5 2 3  
2.1 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты!
Конкурс рисунков. 1 1    
2.2 Культура питания. Чаепитие. 1   1  
2.3 Ю. Тувим “Овощи” (инсценировка о правильном питании) 1   1  
2.4 Как и чем мы питаемся 1 1    
2.5 Самые полезные продукты 1   1 Викторина
III Бережем здоровье 7 3 4  
3.1 Режиму дня мы друзья 2 2    
3.2 Продукты для здоровья 1 1    
3.3 Экскурсия “Сезонные изменения в природе и в жизни человека” 1   1  
3.4 Как обезопасить свою жизнь 1   1  
3.5 День здоровья.
“В здоровом теле – здоровый дух” 1   1  
3.6 Растем здоровыми. 1   1 Викторина
IV Я в школе и дома 6 3 3  
4.1 Мой внешний вид – залог здоровья 1 1    
4.2 Здоровье зрения 1 1    
4.3 Здоровая осанка 1   1  
4.4 Калейдоскоп подвижных игр. 1   1  
4.5 Правила подготовки домашних заданий 1 1    
4.6 Все болезни победим – быть здоровыми хотим 1   1 Игра-викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3  
5.1 Паспорт здоровья 1 1    
5.2 Что бывает вкусным и полезным? 1   1  
5.3 День здоровья. “Веселые старты” 1   1  
5.4 “Если хочешь быть здоров” 1   1 Круглый стол
VI Я и мое ближайшее окружение. 3 2 1  
6.1 Мое настроение. Выставка рисунков. 1 1    
6.2 Вредные и полезные привычки. 2 1 1 Ролевая игра
VII “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” 4 2 2  
7.1 Безопасное лето (просмотр видео-фильма) 1 1    
7.2 Первая помощь 1   1  
7.3 “Зеленая аптечка” 1 1    
7.4 Чему мы научились за год 1   1 Диагностика
  ВСЕГО: 33 14 19  
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ п/п Наименование разделов и занятий Всего, час теория практика Формы контроля
I Введение. “Наша школа”. 4 1 3  
1.1 Наши знания о здоровом образе жизни (ЗОЖ) 1   1  
1.2 В городе Здоровейске. 1   1  
1.3 Мой организм – целая планета. 1 1    
1.4 “Что длят здоровья хорошо, а что бывает плохо?” 1   1 КВН
II Здоровое питание. 5 3 2  
2.1 Основные правила правильного питания. 1 1    
2.2 Этикет. Культура питания. 1   1  
2.3 Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной? 1 1    
2.4 Море для моего здоровья. 1 1    
2.5 Пирамида здорового питания 1   1 викторина
III Бережем здоровье. 7 4 3  
3.1 Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным? 1 1    
3.2 Как закаляться? Обтирание и обливание. 1 1    
3.3 День здоровья 1   1  
3.4 Что такое иммунитет? 1 1    
3.5 Как сохранять и укреплять свое здоровье? 1   1  
3.6 Правила безопасности при занятиях спортом. 1 1    
3.7 Азбука здоровья 1   1 Круглый стол
IV Я в школе и дома 6 3 3  
4.1 Я и мои одноклассники 1 1    
4.2 Почему устают глаза? 1 1    
4.3 Сколиоз. Как его предотвратить? 1   1  
4.4 Игры и травмы. 1   1  
4.5 Переутомление и утомление 1 1    
4.6 “Умники и умницы” 1   1 Викторина
«Что я знаю о спорте»
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3  
5.1 Почему мы болеем? 1 1    
5.2 Кто и как защищает нас от болезней? 1   1 Круглый стол
5.3 День здоровья 1   1  
5.4 Копилка витаминов. Здоровое питание 1   1 конкурс
VI Я и мое ближайшее окружение. 4 2 2  
6.1 Такой разный мир людей. Эмоции и чувства. 1 1    
6.2 Вредные привычки 1 1    
6.3 Тренинг “Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным” 1   1  
6.4 Игра “Что? Как” Почему?” 1   1  
VII “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” 4 2    
7.1 Летние опасности. 1 1 1  
7.2 Как избежать отравлений? 1   1  
7.3 Первая помощь при отравлениях. 1 1    
7.4 Наши успехи и достижения. 1   1 Диагностика
  ВСЕГО: 34 16 18  
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п Наименование разделов и занятий Всего, час теория практика Формы контроля
I Введение. “Наша школа” 4 1 3  
1.1 “Здоровый образ жизни – что это?” 1   1  
1.2 Принцесса Личная Гигиена. 1   1  
1.3 В гостях у Мойдодыра. 1 1    
1.4 “На острове здоровья” 1   1 Игра
II Здоровое питание 5 2 3  
2.1 Игра “Барышни и кулинары” 1   1  
2.2 Зависимость физического и психического здоровья человека от правильного питания. 1   1  
2.3 Вредные микробы. 1 1    
2.4 Что такое здоровая пища и как ее приготовить? 1 1    
2.5 “Скатерть – самобранка и здоровье” 1   1 КВН
III Бережём здоровье 7 3 4  
3.1 Здоровье и труд человека 1 1    
3.2 Чудесный труд головного мозга 1 1    
3.3 День здоровья 1   1  
3.4 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья 1   1  
3.5 Беседа “Как сохранить и укрепить свое здоровье” 1 1    
3.6 Экскурсия “Природа – источник здоровья” 1   1  
3.7 “Мое здоровье в моих руках” 1   1 Викторина
IV Я в школе и дома 6 2 4  
4.1 Мой внешний вид – залог здоровья” 1 1    
4.2 “Как аукнется, так и откликнется” - беседа 1 1    
4.3 Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички” 1   1  
4.4 “Зрение – окно в мир, бесценный дар” 1   1  
4.5 Гигиена правильной осанки 1   1  
4.6 “Здоровые спасатели, вперед” 1   1 Викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3  
5.1 Ответственное поведение. Правила пребывания в незнакомых местах. 1 1    
5.2 Движение – это жизнь 1   1  
5.3 День здоровья 1   1  
5.4 “Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности” 1   1 Фестиваль полезных домашних заготовок
VI Я и мое ближайшее окружение. 4 2 2  
6.1 Мир увлечений школьника 1 1    
6.2 “И снова о вредных привычках…” 1 1   Урок-сказка
«Как чёрные братья решили мир захватить»
6.3 Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Инсценировка. А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” 1   1  
6.4 Интересное в мире здоровья 1   1 Научно-практическая конференция
VII “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” 4 1 3  
7.1 Безопасность при любой погоде 1 1    
7.2 Секреты лесной аптеки 1   1  
7.3 “Не зная броду, не суйся в воду” - игра 1   1  
7.4 Чему мы научились за год 1   1 Диагностика
  ВСЕГО 34 12 22  
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ п/п Наименование разделов и занятий Всего, час теория практика Формы контроля
I Введение “Наша школа” 4 1 3  
1.1 “Здоровый образ жизни и мое здоровье” 1   1  
1.2 Что нужно знать о личной гигиене? 1   1  
1.3 Занятия физкультурой. Их влияние на здоровье школьника. 1 1    
1.4 Познай себя. Как воспитывать в себе сдержанность. 1   1 Круглый стол
II Здоровое питание 5 3 2  
2.1 Секреты правильного питания 1 1    
2.2 Здоровая пища для всей семьи 1   1 Внеклассное мероприятие «Почему нужно есть много фруктов и ягод»
2.3 Пища наших предков. Современное меню для здоровья. 1 1    
2.4 Здоровое питание. Дневной рацион школьника. 1 1    
2.5 “Умеем ли мы правильно питаться?” 1   1 Викторина
III Бережем здоровье 7 4 3  
3.1 Что должно быть в домашней аптечке? 1 1    
3.2 “Мы за здоровый образ жизни” 1 1    
3.3 Как вести себя, когда что-то болит? 1 1    
3.4 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 1   1  
3.5 Как избежать искривления позвоночника 1   1  
3.6 Здоровье человека во время отдыха 1 1    
3.7 Моя ответственность за мое здоровье. 1   1 Викторина
IV Я в школе и дома 6 3 3  
4.1 “Режиму дня мы друзья” 1 1    
4.2 “Знайте правила движенья, как таблицу умноженья” 1 1    
4.3 Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий 1   1  
4.4 Дружба. Кто может считаться настоящим другом? Как дружить в школе. 1   1  
4.5 Мода и школьные будни. 1 1    
4.6 Делу время – потехе час. 1   1 Игра-викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3  
5.1 Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься 1 1    
5.2 День здоровья 1   1  
5.3 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами и газом. 1   1  
5.4 Если ты ушибся или порезался. Первая помощь 1   1  
VI Я и мое ближайшее окружение. 4 2 2  
6.1 Жизненный опыт человека 1 1    
6.2 Почему некоторые привычки называются вредными? 1 1    
6.3 Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение. 1   1  
6.4 Интересное в мире здоровья. 1   1 Научно-практическая конференция
VII “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” 4 2 2  
7.1 Опасности вокруг меня 1 1    
7.2 Игра “Я здоровье берегу – сам себе я помогу” 1   1  
7.3 Культура здорового образа жизни. Беседа 1 1    
7.4 “Умеем ли мы вести здоровый образ жизни”? 1 1   Диагностика. Книга здоровья
  ВСЕГО: 34 16 18  
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Большая книга правил для воспитанных детей
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992